Какими словами заканчивается псалтирь. Почему нападают бесы когда читаешь псалтырь. Как правильно читать псалтырь дома

». Псалмы должно читать с умилением и сокрушением сердечным, не торопясь, со вниманием вникая в читаемое. Наибольшую пользу приносит чтение Псалтири родственниками усопшего: оно свидетельствует о большой степени любви и усердия к поминаемым их ближних. Господом подвиг чтения будет принят не только как жертва за поминаемых, и как жертва за самих приносящих ее, трудящихся в чтении.
Положение читающего Псалтирь – это положение молящегося. Поэтому читающему Псалтирь приличнее стоять как человеку молящемуся, если особенная крайность не заставляет его сесть.
В Апостольских постановлениях заповедано совершать псалмопения, чтения и молитвы по усопшим в день третий, девятый и четыредесятый. Но преимущественно установилось обыкновение читать псалмы по усопшим три дня или сорок дней. Тридневное чтение Псалтири с молитвами, составляющими особый обряд погребения, большей частью совпадает с тем временем, в продолжение которого тело покойного пребывает в доме.

Псалтирь состоит из 20 разделов – , каждая из которых делится на три « ». Перед чтением первой кафизмы произносятся предначинательные молитвы, положенные перед началом чтения Псалтири. По окончании чтения Псалтири произносятся молитвы, положенные по прочтении нескольких кафизм или всей Псалтири. Чтение каждой кафизмы начинается с молитвословия:

Молитвы перед началом чтения Псалтири

Глаголи умиленно: Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь.

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.

Трисвятое

Молитва ко Пресвятой Троице

Господи, помилуй. (трижды)

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва Господня

Тропари

Помилуй нас. Господи, помилуй нас, всякаго бо ответа недоумеюще, сию Ти молитву яко Владыце грешнии приносим: помилуй нас.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу: Честное пророка Твоего, Господи, торжество, Небо показа, с человеки ликуют Ангели. Того молитвами, Христе Боже, в мире управи живот наш, да поём Ти: Аллилуиа.

И ныне, и присно и во веки веков. Аминь: Многая множества моих, Богородице, прегрешений, к Тебе прибегох, Чистая, спасения требуя: посети немощствующую мою душу и моли Сына Твоего и Бога нашего дати ми оставление, яже содеях лютых, Едина Благословенная.

Господи, помилуй , 40 раз. И поклонися, елико ти мощно.

Таже молитва Святей Живоначальней Троице: Всесвятая Троице, Боже и Содетелю всего мiра, поспеши и направи сердце мое, начати с разумом и кончати делы благими богодухновенныя сия книги, яже Святый Дух усты Давидовы отрыгну, ихже ныне хощу глаголати аз, недостойный, разумея же свое невежество, припадая молюся Ти, и еже от Тебе помощи прося: Господи, управи ум мой и утверди сердце мое, не о глаголании устен стужати си, но о разуме глаголемых веселитися, и приготовитися на творение добрых дел, яже учуся, и глаголю: да добрыми делы просвещен, на судищи десныя Ти страны причастник буду со всеми избранными Твоими. И ныне, Владыко, благослови, да, воздохнув от сердца, и языком воспою, глаголя сице: Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему.

Таже постой мало, дондеже утишатся вся чувства. Тогда сотвори начало не вскоре, без лености, со умилением и сокрушенным сердцем. Рцы тихо и разумно, со вниманием, а не борзяся, якоже и умом разумевати глаголемая.

Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу.
Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу.
Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему.

При чтении кафизмы по каждой “Славе” произносится:

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа слава Тебе, Боже! (трижды)

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.

Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго преставльшагося (до 40 дня со дня смерти – “новопреставленного”) раба Твоего [или: рабу Твою], брата нашего [или: сестру нашу] [имя] и яко Благ и Человеколюбец, отпущаяй грехи, и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его [или: ея] согрешения и невольная, избави его [или: ю] вечныя муки и огня геенскаго, и даруй ему [или: ей]причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящым Тя: аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно во Отца и Сына и Святаго Духа, Бога Тя в Троице славимаго, верова, и Единицу в Троице и Троицу во Единстве, православно даже до последняго своего издыхания исповеда.
Темже милостив тому
[или: той] буди, и веру, яже в Тя вместо дел вмени, и со святыми Твоими яко Щедр упокой: несть бо человека, иже поживет и не согрешит. Но Ты Един еси кроме всякого греха, и правда Твоя, правда во веки, и Ты еси Един Бог милостей и щедрот, и человеколюбия, и Тебе славу возсылаем Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

И ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Затем продолжается чтение псалмов кафизмы.

По окончании кафизмы читается:

Трисвятое

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Читается трижды, с крестным знамением и поясным поклоном.)

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва ко Пресвятой Троице

Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.

Господи, помилуй. (трижды)

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва Господня

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Тропари покойные

Со духи праведных скончавшихся душу раба Твоего, Спасе, упокой, сохраняя ю во блаженной жизни, яже у Тебе, Человеколюбче

В покоищи Твоем, Господи: идеже вси святии Твои упокоеваются, упокой и душу раба Твоего, яко Един еси Человеколюбец

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.
Ты еси Бог, сошедый во ад и узы окованных разрешивый, Сам и душу раба Твоего упокой.

И ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Едина Чистая и Непорочная Дево, Бога без семене рождшая, моли спастися души его.

Затем читается молитва, положенная по окончании кафизмы:

По 1-й кафизме

Владыко Вседержителю, Непостижиме, начало света и преумная сило, иже Ипостасного Слова Отец и единосильнаго Твоего Духа испуститель: милосердныя ради милости и неизреченныя благости не презревый человеческого естества, тмою греха содержимого, но Божественными светы священных Твоих учений, законом и пророки светивый миру, последи же нам того единородного Твоего Сына благоволивый плотию возсияти и ко осиянию нас Твоего просвещения наставити: да будут уши Твои внемлюще гласу моления нашего, и даруй нам, Боже, во бденном и трезвенном сердце, всю настоящего жития нощь прейти, ожидающым пришествия Сына Твоего и Бога нашего, судии всех, да не возлежаще и спяще, но бодрствующе и воздвижени в делание заповедей Твоих обрящемся и в радость Его совнидем, идеже празнующих глас непрестанный, и неизреченная сладость зрящих Твоего лица доброту неизглаголанную. Яко Благ и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков, аминь.
См. .

По 2-й кафизме

Владыко Вседержителю, Отче Господа нашего Иисуса Христа, Единороднаго Твоего Сына, даждь ми тело нескверное, сердце чистое, ум бодр, разум незаблудный, Духа Святаго нашествие, к стяжанию и довольству истины во Христе Твоем: с Нимже Тебе слава подобает, честь и поклонение, со Святым Духом ныне и присно, и во веки веков, аминь.
См. .

По 3-й кафизме

Господи Вседержителю, Слове Пребезначальнаго Отца, Самосовершенный Боже Иисусе Христе, милосердия ради безприкладнаго милости Твоея, никакоже разлучаяйся Твоих рабов, но присно в них почиваяй, не остави мя, раба Твоего, Всесвятый Царю, но даждь мне, недостойному, радование спасения Твоего и просвети мой ум светом познания Евангелиа Твоего, душу мою любовию Креста Твоего обяжи, тело же мое Твоим безстрастием украси, мысли умири и нозе мои сохрани от поползновения, и не погуби мя со беззаконьми моими, Благий Господи, но искуси мя, Боже, и вразуми сердце мое, испытай мя и увеждь стези моя, и виждь, аще путь беззакония во мне, и отврати от него, и настави мя на путь вечен. Ты бо еси Путь, и Истина, и Живот, и Тебе славу возсылаем со Безначальным Твоим Отцем и Пресвятым, и Благим, и Животворящим Духом ныне и присно и во веки веков, аминь.
См. .

По 4-й кафизме

Тебе, Господи, единому Благому и Непамятозлобному, исповедаю грехи моя, Тебе припадаю вопия, недостойный: согреших, Господи, согреших и несмь достоин воззрети на высоту небесную от множества неправд моих. Но, Господи мой, Господи, даруй ми слезы умиления, единый Блаже и Милостивый, яко да ими Тя умолю, очиститися прежде конца от всякаго греха: страшно бо и грозно место имам проити, тела разлучився, и множество мя мрачное и безчеловечное демонов срящет, и никтоже в помощь спутствуяй или избавляяй. Тем припадаю Твоей благости, не предаждь обидящым мя, ниже да похвалятся о мне врази мои, Благий Господи, ниже да рекут: в руки наша пришел еси, и нам предан еси. Ни, Господи, не забуди щедрот Твоих и не воздаждь ми по беззаконием моим, и не отврати лица Твоего от мене: но Ты, Господи, накажи мя, обаче милостию и щедротами. Враг же мой да не возрадуется о мне, но угаси eго на мя прещения и все упраздни eго действо, и даждь ми к Тебе путь неукорный, Благий Господи: занеже и согрешив, не прибегох ко иному врачу, и не прострох руки моея к богу чуждему, не отрини убо моления моего, но услыши мя Твоею благостию и утверди мое сердце страхом Твоим, и да будет благодать Твоя на мне, Господи, яко огнь попаляяй нечистыя во мне помыслы. Ты бо еси, Господи, свет, паче всякаго света; радость, паче всякия радости; упокоение, паче всякаго упокоения; жизнь истинная и спасение, пребывающее во веки веков, аминь.
См. .

По 5-й кафизме

Боже Праведный и Хвальный, Боже Великий и Крепкий, Боже Превечный, услыши грешнаго мужа молитву в час сей: услыши мя, обещавый услышати во истине Тя призывающих, и не омерзи мя, нечистыя устне имуща и во гресех содержима, упование всех концев земли и странствующих далече. Приими оружие и щит и востани в помощь мою: излей мечь и заключи сопротив гонящих мя. Запрети нечистым духовом от лица безумия моего, и да отлучится от моея мысли дух ненависти и злопомнения, дух зависти и лести, дух боязни и уныния, дух гордости и всякия иныя злобы; и да угаснет всякое разжжение и движение плоти моея, от диавольскаго действа составляемое, и да просветится моя душа и тело, и дух светом Твоего Божественнаго познания: да множеством щедрот Твоих достигну соединения веры, в мужа совершенна, в меру возраста, и прославлю со Ангелы и всеми святыми Твоими всечестное и великолепое имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков, аминь.
См. .

По 6-й кафизме

Благодарим Тя, Господи Боже наш, о всех благодеяниих Твоих, яже от перваго возраста до настоящаго в нас, недостойных, бывших, о ихже вемы и не вемы, о явленных и неявленных, яже делом бывших, и словом: возлюбивый нас, якоже и Единороднаго Твоего Сына о нас дати изволивый. Сподоби и нас достойны быти Твоея любве. Даждь словом Твоим мудрость и страхом Твоим вдохни крепость от Твоея силы, и аще что хотяще или не хотяще согрешихом, прости, и не вмени и сохрани душу нашу святу, и представи ю Твоему Престолу, совесть имущу чисту, и конец достоин человеколюбия Твоего. И помяни, Господи, всех призывающих имя Твое во истине: помяни всех, блага или сопротивная нам хотящих: вси бо человецы есмы, и всуе всяк человек. Темже молимся Тебе, Господи: подаждь нам Твоего благоутробия велию милость.
См. .

По 7-й кафизме

Господи, Боже мой, яко Благ и Человеколюбец, многия милости сотворил еси со мною, яже не чаях видети, и что воздам Твоей благости, Господи мой, Господи? Благодарю Твое многопетое имя, благодарю Твое неисповедимое на мне благоутробие, благодарю безприкладное Твое долготерпение. И отныне заступи, и помози мне, и покрый мя, Владыко, от всех, еже не ктому согрешати пред Тобою: Ты бо веси естества моего удобопоползновенное, Ты веси безумие мое, Ты веси мною содеянная, яже в ведении и не в ведении, яже вольная и невольная, яже в нощи и во дни, и во уме, и мысли, яко Благ убо и Человеколюбец Бог, очисти я росою милости Твоея, Преблагий Господи, и спаси нас имене ради Твоего святаго, имиже веси судьбами. Ты бо еси Свет и Истина, и Живот, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков, аминь.
См. .

По 8-й кафизме

Господи Щедрый и Милостивый, Долготерпеливе и Многомилостиве, внуши молитву и вонми гласу моления моего: сотвори со мною знамение во благо, настави мя на путь Твой, еже ходити во истине Твоей, возвесели сердце мое, во еже боятися имене Твоего Святаго, занеже велий еси, и творяй чудеса. Ты еси Бог Един, и несть подобен Тебе в бозех, Господи, Сильный в милости, и Благий в крепости, во еже помогати и утешати, и спасати вся уповающыя на имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков, аминь.
См. .

По 9-й кафизме

Владыко Господи, Боже наш, Иже Един окаянныя моея души недуг и сея исцеление ведый, исцели ю, якоже веси, ради множества милости Твоея и щедрот Твоих, понеже от дел моих несть пластыря приложити ей, ниже елеа, ниже обязания, но Ты, пришедый не праведныя призвати, но грешныя в покаяние, помилуй, ущедри, прости ю, раздери рукописание многих моих и студных деяний и настави мя на правый путь Твой, да, ходяй во истине Твоей, возмогу избежати стрел лукаваго и сице предстану неосужденно пред страшным престолом Твоим, славя и воспевая Пресвятое Твое имя во веки, аминь.
См. .

По 10-й кафизме

Господи Боже наш, в милости Богатый и в щедротах Непостижимый, Едине по естеству Безгрешен, и нас ради кроме греха быв Человек, услыши в час сей болезненное мое сие моление, яко нищ и убог есмь от дел благих, и сердце мое смятеся внутрь мене. Ты бо веси, Вышний Царю, Господи небесе и земли, яко всю мою юность во гресех иждих и в след похотей плоти моея ходив, весь смех демоном бых, весь диаволу последовах, выну в тимении сластей валяяйся, омрачився бо помышлением от младенства, даже и до ныне, никогдаже восхотех сотворити волю Твою святую, но весь от наветующих мя страстей пленився, смех и поругание демоном бых, никакоже во уме помышляяй, яко нестерпимый гнев еже на грешники прещения Твоего, и лежащую геенну огненную. Якоже отсюду во отчаяние впадый, и никакоже в чувстве обращения быв, пуст и наг еже от Твоея дружбы бых. Кий бо вид греха не соделах? Кое дело демонское не содеях? Кое деяние студное и блудное не с преимуществом и тщанием соверших? Ум воспоминаньми плотскими оскверних, тело смешеньми окалях, дух сосложением оскверних, всяк уд окаянныя моея плоти служити и работати грехом возлюбих. И кто прочее не возрыдает мя, окаяннаго? Кто не восплачет мя, осужденнаго? Аз бо един, Владыко, ярость Твою прогневах, аз един гнев Твой на мя разжегох, аз един лукавое пред Тобою сотворих, превозшед и препобедив вся от века грешники, несравненно погрешивый и непрощенно. Но понеже Многомилостивый, Благоутробный еси, Человеколюбче, и ожидаеши человеческаго обращения, се и аз ввергаю себе пред страшное и нестерпимое Твое судище, и якоже пречистым Твоим ногам касаяйся, из глубины души взываю Ти: очисти, Господи, прости, Благопременителю, помилуй немощь мою, приклонися недоумению моему, вонми молению моему и слез моих не премолчи, приими мя кающагося, и заблуждшаго обрати, обращающагося объими и молящагося прости. Не бо положил еси покаяние праведным, не положил еси прощения не согрешающым, но положил еси покаяние мне, грешному, в нихже в негодование Твое содеях, наг и обнажен пред Тобою предстою, Сердцеведче Господи, исповедаяй моя грехи: не бо могу воззрети и видети высоту Небесную, от тяжести грехов моих сляцаемь. Просвети убо очи сердца моего и даждь ми умиление к покаянию, и сокрушение сердца ко исправлению, да со благою надеждею и истинным уверением, к тамошнему миру пойду, хваля и благословя выну всесвятое имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков, аминь.
См. .

По 11-й кафизме

Возсияй в сердцах наших, Человеколюбче Господи, Твоего Боговедения нетленный свет, и мысленная наша отверзи очи, во евангельских Твоих проповеданий разумение, вложи в нас и блаженных Твоих заповедей страх, да плотския похоти вся поправше, духовное жительство пройдем, вся, яже ко благоугождению Твоему и мудрствующе и деюще. Ты бо еси просвещение душ и телес наших, Христе Боже, и Тебе славу возсылаем, со Безначальным Твоим Отцем и Всесвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков, аминь.
См. .

По 12-й кафизме

Господи Боже мой, Един Благий и Человеколюбивый, Един Милостивый и Кроткий, Един Истинный и Праведный, Един Щедрый и Милостивый Боже наш: да приидет сила Твоя на мя, грешнаго и непотребнаго раба Твоего, и да укрепит мой храм Евангелием Божественнаго учения Твоего, Владыко и Человеколюбче, Любоблаже, Любоблагоутробне, просвети моя утробы и вся уды Твоею волею. Очисти мя от всякия злобы и греха: соблюди мя нескверна и непорочна от всякаго наития и действа диаволя, и даруй ми по Твоей благости, Твоя разумети, Твоя мудрствовати, и в Твоих хотениих жити, Твоего страха страшитися, еже творити Тебе благоугодная до последняго моего издыхания, яко да по неисповедимой Твоей милости соблюдеши мое тело и душу, ум же и мысли, не искушен всякия сопротиволежащия сети храм. Господи мой, Господи, покрый мя Твоим благоутробием, и не остави мя, грешнаго, и нечистаго, и недостойнаго раба Твоего: яко Ты еси Защититель мой, Господи, и о Тебе пение мое выну, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков, аминь.
См. .

По 13-й кафизме

Господи Святый, Иже в вышних живый, и всевидяшим Твоим оком призираяй на всю тварь. Тебе приклонихом выю души и телесе, и Тебе молимся, Святый святых: простри руку Твою невидимую от святаго жилища Твоего, и благослови вся ны: и аще что к Тебе согрешихом волею и неволею, яко Благ и Человеколюбец Бог прости, даруяй нам и мирная благая Твоя. Твое бо есть, еже миловати и спасати, Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков, аминь.
См. .

По 14-й кафизме

Благодарим Тя, Господи Боже спасений наших, яко вся твориши во благодеяния жизни нашея, яко упокоил еси нас в прешедшем нощном времени, и воздвигл еси нас от ложей наших, и поставил еси нас в поклонение честнаго и славнаго имене Твоего. Темже молимся Тебе, Господи: даждь нам благодать и силу, да сподобимся Тебе пети разумно, и молитися непрестанно: и выну к Тебе зрети, Спасителю и Благодетелю наших душ, страхом и трепетом свое спасение действующе. Услыши убо и помилуй, Благоутробне, нас: сокруши под ноги наша невидимыя ратники и враги: приими яже по силе нашей благодарения: даждь нам благодать и силу во отверзение уст наших, и научи нас оправданием Твоим. Яко что помолимся, якоже подобает, не вемы, аще не Ты, Господи, Духом Твоим Святым наставиши ны. Аще же что согрешихом даже до настоящаго часа, словом, или делом, или помышлением, волею, или неволею, ослаби, остави, прости. Аще бо беззакония назриши, Господи, Господи, кто постоит? Яко у Тебе очищение есть, у Тебе избавление. Ты еси Един Свят, Помощник Крепкий, и Защититель жизни нашея, и Тя благословим во вся веки, аминь.
См. .

По 15-й кафизме

Владыко Господи Иисусе Христе, Ты еси Помощник мой, в руках Твоих есмь аз, помози ми, не остави мене согрешити к Тебе, яко заблужден есмь, не остави мя последовати воли плоти моея, не презри мя, Господи, яко немощен есмь. Ты веси полезное мне, не остави мя погибнути грехи моими, не остави мя, Господи, не отступи от мене, яко к Тебе прибегох, научи мя творити волю Твою, яко Ты еси Бог мой. Исцели душу мою, яко согреших Ти, спаси мя ради милости Твоея, яко пред Тобою суть вси стужающии ми, и несть мне иное прибежище, токмо Ты, Господи. Да постыдятся убо вси востающии на мя и ишущии душу мою, еже потребити ю, яко Ты еси Един Сильный, Господи, во всех, и Твоя есть слава во веки веков, аминь.
См. .

По 16-й кафизме

Господи Святый, в Вышних Живый, и всевидяшим Твоим оком призираяй на всю тварь, Тебе приклоняем выю души и телесе, и Тебе молимся, Святый святых: простри руку Твою невидимую от святаго жилища Твоего, и благослови вся ны, и прости нам всякое согрешение, вольное же и невольное, словом или делом. Даруй нам, Господи, умиление, даруй слезы духовныя от души, во очищение многих наших грехов, даруй велию Твою милость на мир Твой и на ны недостойныя рабы Твоя. Яко благословено и препрославлено есть имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков, аминь.
См. .

По 17-й кафизме

Владыко Господи Вседержителю и Творче всех, щедрот Отец, и милости Бог, от земли создавый человека, и показавый eго по образу Твоему и по подобию, да и тем прославится великолепое имя Твое на земли, и исторгнена убо преступлением Твоих заповедей, паки на лучшее возсоздавый eго во Христе Твоем, и возведый на Небеса: благодарю Тя, яко умножил еси на мне величие Твое, и не предал мя еси врагом моим в конец, исторгнути мя ищущым в пропасть адову, ниже оставил мя еси погибнути со беззаконии моими. Ныне убо, Многомилостиве и Любоблаже Господи, не хотяй смерти грешнаго, но обращения ожидаяй, и приемляй: иже низверженныя исправляяй, сокрушенныя исцеляяй, обрати и мене к покаянию, и низверженнаго исправи, и сокрушеннаго исцели: помяни Твоя щедроты, и яже от века Твою непостижимую благость и моя безмерная забуди беззакония, яже делом и словом, и мыслию соверших: разреши ослепление сердца моего, и даждь ми слезы умиления на очищение скверны мысли моея. Услыши, Господи, вонми, Человеколюбче, очисти, Благоутробне, и от мучительства во мне царствующих страстей окаянную мою душу свободи. И не ктому да содержит мя грех, ниже да возможет на мя боритель демон, ниже к своему хотению да ведет мя, но державною Твоею рукою, eго владычества исхитивый мя, Ты царствуй во мне, Благий и Человеколюбивый Господи, и всего Твоего быти, и жити мне прочее по Твоей благоволи воли. И подаждь ми неизреченною благостию сердца очищение, уст хранение, правоту деяний, мудрование смиренное, мир помыслов, тишину душевных моих сил, радость духовную, любовь истинную, долготерпение, благость, кротость, веру нелицемерну, воздержание обдержательное, и всех мя благих плодов исполни, дарованием Святаго Твоего Духа. И не возведи мене в преполовение дний моих, ниже неисправлену и неготову душу мою восхитиши, но соверши мя Твоим совершенством, и тако мя настоящаго жития изведи, яко да невозбранно прошед начала и власти тьмы, Твоею благодатию узрю и аз неприступныя Твоея славы доброту неизреченную, со всеми святыми Твоими, в нихже освятися, и прославися всечестное и великолепое имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков, аминь.
См. .

По 18-й кафизме

Господи, да не яростию Твоею обличиши мене, ниже гневом Твоим накажеши мя. Владыко Господи Иисусе Христе, Сыне Бога Живаго, помилуй мя, грешнаго, нищаго, обнаженнаго, лениваго, нерадиваго, прекословнаго, окаяннаго, блудника, прелюбодея, малакия, мужеложника, сквернаго, блуднаго, неблагодарнаго, немилостиваго, жестокаго, пияницу, сожженнаго совестию, безличнаго, бездерзновеннаго, безответнаго, недостойнаго Твоего человеколюбия, и достойна всякаго мучения, и геенны, и муки. И не ради множества толиких моих согрешений множеству подложиши, Избавителю, мук; но помилуй мя, яко немощен есмь, и душею, и плотию, и разумом, и помышлением, и имиже веси судьбами спаси мя, недостойнаго раба Твоего, молитвами Пречистыя Владычицы нашея Богородицы, и всех святых, от века Тебе благоугождших: яко благословен еси во веки веков, аминь.
См. .

По 19-й кафизме

Владыко Христе Боже, Иже Страстьми Твоими страсти моя исцеливый и язвами Твоими язвы моя уврачевавый, даруй мне, много Тебе прегрешившему, слезы умиления, сраствори моему телу от обоняния животворящаго Тела Твоего, и наслади душу мою Твоею Честною Кровию от горести, еюже мя сопротивник напои. Возвыси мой ум к Тебе, долу привлекшийся, и возведи от пропасти погибели, яко не имам покаяния, не имам умиления, не имам слезы утешительныя, возводящия чада ко своему наследию. Омрачихся умом в житейских страстех, не могу воззрети к Тебе в болезни, не могу согретися слезами, яже к Тебе любве, но, Владыко Господи, Иисусе Христе, Сокровище Благих, даруй мне покаяние всецелое, и сердце люботрудное во взыскание Твое, даруй мне благодать Твою, и обнови во мне зраки Твоего образа. Оставих Тя, не остави мене, изыди на взыскание мое, возведи к пажити Твоей, и сопричти мя овцам избраннаго Твоего стада, воспитай мя с ними от злака Божественных Твоих таинств, молитвами Пречистыя Твоея Матере и всех святых Твоих, аминь.
См. .

По 20-й кафизме

Господи Иисусе Христе Боже мой, помилуй мя, грешнаго, и прости ми, недостойному рабу Твоему, елика Ти согреших чрез все живота моего время, и даже до днесь, и аще что яко человек согреших, вольная моя прегрешения и невольная, делом и словом, яже умом и мыслию, яже от совосхищения и невнимания, и многия моея лености и небрежения. Аще же именем Твоим кляхся, аще же лжекляхся, или хулих мыслию, или кого укорих, или оклеветах, или опечалих, или в нечесом прогневах, или окрадох, или блудствовах, или солгах, или тайно ядох, или друг достиже ко мне, и презрех eго, или брата оскорбих и преогорчих, или стоящу ми на молитве и псалмопении, ум мой лукавый на лукавая обхождаше, или паче лепаго насладихся, или безумно смеяхся, или кощунно глаголах, или тщеславихся, или гордихся, или доброту суетную видех и от нея прельстихся, или нелепая мне поглумихся. Аще в чесом о молитве моей нерадих, или заповедей духовнаго моего отца не сохраних, или празднослових, или ино что лукавое сотворих, сия бо вся и вящшая сих содеях, ихже ниже помню. Помилуй, Господи, и прости ми вся, да в мире усну и почию, поя, и благословя, и славя Тя, со Безначальным Твоим Отцем и с Пресвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
См. .

Количество записей: 76

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, правильно ли я сделала, что заказала Неусыпаемую Псалтирь о здравии в помощь сыну? Его взяли на службу в армию. Спасибо.

Татьяна

Татьяна, конечно, хорошо, когда кто то за нас молится. Вы – мать, и Вы обязаны молиться за своего сына, и по вашим молитвам Господь будет хранить его. Очень хорошо, что Вы заказали, но и сами тоже молитесь - и в церкви, и дома. Также участвуйте в церковных таинствах, исповедуйтесь и причащайтесь.

иеромонах Викторин (Асеев)

Христос Воскресе! Скажите, пожалуйста, в период от Пасхи до Троицы не кладутся земные поклоны, а когда читаешь молитвы, после прочтения кафизмы в Псалтири, там есть молитва Ефрема Сирина, как ее читать в этот период?

Любовь

Любовь, Воистину Воскресе! Молитву прп. Ефрема Сирина мы читаем только в период Великого Поста, и сейчас ее не нужно читать. Земные поклоны от Пасхи до Святой Троицы не делают. Обычно земные поклоны мы не делаем в церкви, а дома, чтобы никого не смущать, если есть желание, - то можете делать земные поклоны после прочтения кафизм, сколько захотите.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте. Подскажите, пожалуйста, как правильно читать Псалтырь по усопшим: по одной кафизме каждый день? Но ведь их всего 20, а дней 40.

елена

Елена, очень хорошо читать Псалтирь по усопшим в течение сорока дней. Можно читать и более одной кафизмы в день – сколько угодно, сколько по силам. Когда прочитывается весь Псалтирь, его читают снова, и так все сорок дней. И после сорока дней можно, по желанию, читать Псалтирь каждый день, хотя бы по одной кафизме в таком же порядке – закончился Псалтирь, читайте снова.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте. Мой отец умирает в больнице, врачи сказали, что ему осталось несколько дней жить... Скажите, пожалуйста, как помочь его душе сейчас и сразу после смерти? Что можно почитать над ним? Сказали, что его обязательно заберут в морг, сколько он там будет, неизвестно, а ведь в первые часы после смерти душа особенно нуждается в поддержке. Меня очень беспокоит этот момент, можно ли читать без покойного в доме псалтырь и Евангелие, - то, что читается над покойником?

Татьяна

Татьяна, Вашего отца надо пособоровать, и если он в сознании, то причастить. Это – первое и самое важное, что Вам надо постараться успеть сделать. Затем, когда человек уже отходит, над ним принято читать "отходную", делает это обычно священник, но в крайнем случае и за отсутствием священника в тот момент, сделать это может и мирянин. После смерти о покойном совершается панихида, читается канон "за единоумершего" и Псалтирь, причем делать все это можно как в присутствии тела, так и без него. После смерти нужно также заказать церковное поминание – сорокоуст о упокоении, а также подать записки на Литургию и совершить панихиды в 3, 9 и 40 дни.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте, батюшка! Скажите, пожалуйста, о том, как избавиться от гордости - греха. Ведь от нее отходят другие грехи. Как часто надо исповедовать этот грех? Может ли помочь чтение Псалтири?

Антон

Антон, "гордостью болезнует отступивший от Бога, и своим собственным силам приписывающий добрые дела. Как ставший на паутину проваливается и уносится вниз, так падает и полагающийся на собственные свои силы", - так говорит о гордости святой Иоанн Кассиан. Добродетель, противоположная гордости - смиренномудрие, или смирение. Оно не дает забыть, что сделанное - не столько нашими трудами на свет появилось, сколько дарами Божиими. Господь поддержал в намерении, дал талант и силы к исполнению, венчал успехом. Смирение ищет за все это благодарить Бога. К этому стремясь, отвергаем гордый помысел: "Как я сделал!" - и помним правду: ничто суть наши усилия без Бога. Каемся в гордости, заметив в себе гордое устроение, скорее всего, на каждой исповеди. И, конечно, чтение боговдохновенных книг, например, Псалтири, будет нам подкреплением и помощью. Храни Господь.

иерей Сергий Осипов

Здравствуйте! Подскажите пожалуйста, Псалтирь по усопшим не читается в Страстную и Светлую седмицы? Спасибо!

Диана

Диана, псалтирь можно читать и на Страстной седмице. В церкви не читается Псалтырь с четверга Страстной седмицы (за исключением 17 кафизмы перед плащаницею) и всю Светлую седмицу до Фоминой недели. Дома же читать Псалтирь о упокоении можно всегда, кроме Пасхи и всей Светлой седмицы.

иеромонах Викторин (Асеев)

Благословите, батюшка! Скажите, пожалуйста, правда ли что 17 кафизма читается не только за усопших, но и за живых, при воздействии нечистых духов? Я прочитал, что от нечистых духов кроме чтения акафиста свщм. Киприану и мц. Иустине, нужно читать и 17 кафизму. Раньше я об этом не слышал, и поэтому хотел бы узнать мнение священника. Спаси Господи!

Влад

Влад, нигде в авторитетных источниках не написано, что 17 кафизму надо читать от действия бесов, и я думаю, это какие-то "мнения" или просто даже выдумки. Вообще, чтение Псалтири благодатно само по себе, в нем можно черпать духовную силу, но только не стоит воспринимать его как особое "оружие от бесов", как некую дубину, которой мы вокруг себя размахиваем. От бесов защищает Господь. Попустит быть искушению – искусимся для нашего назидания. Не попустит – будем жить спокойно. А относиться к молитве, как к оружию против кого бы то ни было, неправильно, это повредит, прежде всего, нам самим. Надеюсь, Вы к ней так и не относитесь. Наше дело – стяжать через молитву благодать. А остальное все приложится.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте! Я начала читать Псалтирь, по одной кафизме в день, дошла до 17 кафизмы, и не знаю, что делать, читать ее или нет, т. к. мои родители и родственники, за которых я молюсь, умерли давно. И еще один вопрос: как правильно читать Псалтирь, на каких Славах какие читать молитвы, а то, может, я неправильно читаю. Буду ждать ответ. Большое спасибо.

Валентина

Валентина, если Вы читаете псалтирь полностью, весь подряд, то и 17 кафизму тоже нужно читать в обычном порядке. После каждой славы молитвы не читаются. Молитвы о упокоении читаются только в конце каждой кафизмы, они есть в конце каждой кафизмы. Можно читать Псалтирь одновременно и о здравии, и о упокоении: в таком случае, после первых двух слав поминаются имена о здравии, после третий славы читаются молитвы, которые там указаны в конце кафизмы, и поминаются имена о упокоении. Если читать Псалтирь только о упокоении, то кафизма прочитывается сразу полностью, и после третьей славы читаются молитвы и поминаются имена усопших, и не имеет значения, когда умер человек, недавно или давно.

иеромонах Викторин (Асеев)

Какую силу имеет Псалтирь, его чтение? Можно ли его читать на продолжении жизни?

Антон

Здравствуйте, Антон! Псалтирь имеет спасительную и целебную силу для души как живых, так и умерших. Преподобный Амвросий Оптинский писал: "На самом опыте увидишь, как велика сила богодухновенных псаломских словес, которые опаляют и прогоняют врагов мысленных, как пламень. И молитва всегда сильнее псаломскими словами, нежели собственными нашими". Старец Иероним Санаксарский говорил, что где читают Неусыпаемую Псалтирь - это как огненный столп до неба. Для постоянного чтения псалтири нужно взять благословение у священника.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, можно ли при прочтении Псалтири поминать имена не только новопреставленных, но и давно умерших родственников? Спасибо!

Виктория

Виктория, молиться за усопших нужно не только за новопреставленных, но и за тех, кого Вы хотите помянуть во время чтения Псалтири. Чтение Псалтири - это своего рода молитва, в которой мы молимся за всех тех, за кого хотим молиться. Поминать усопших во время чтения Псалтири, конечно, можно, не только новопреставленных, но и всех православных христиан, которых Вы хотите помянуть.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте! Обязательно ли благословение батюшки для чтения 17 кафизмы по усопшим дома в годовщину их смерти или рождения?

Елена

Елена, молиться за своих усопших - это наша прямая обязанность. Мы уже получили это благословение от Бога: «бдите и молитесь». Одно дело, когда Вы хотите взять на себя какое-то молитвенное правило, то тогда нужно брать благословение, а когда это носит разовый характер, то, конечно, брать благословение не обязательно на это. В дни памяти ваших усопших Вы можете читать любые уставные церковные молитвы по усопшим и, конечно, можете читать 17 кафизму.

иеромонах Викторин (Асеев)

Я в день читаю по две, а иногда по четыре кафизмы. Не знаю, с чего начинать утром чтение Псалтыря и что читать перед началом следующей кафизмы? После СЛАВА что нужно читать?

Наталья

Наталья, Вы можете начинать чтение Псалтири словами "Приидите, поклонимся", а заканчивать Трисвятым по Отче наш и молитвой, положенной по кафизме.

игумен Никон (Головко)

Ирина

Ирина, Псалтирь по усопшему читается обычно весь подряд. Перед началом чтения Псалтири читаются молитвы предначинательные: Царю Небесный, Трисвятое по Отче Наш. После каждой кафизмы есть молитвы, их нужно читать, они как раз для упокоения читаются, и так читается весь псалтирь. Дома земной поклон делать, конечно, можно, и даже нужно. На пасху и в Светлую седмицу по церковному уставу чтение Псалтири отменяется, мы в эти дни Псалтирь не читаем. На Пасху усопшие тоже получают отраду. В церкви установлен день для поминовения усопших, он называется Радоница. Он совершается всегда во второй вторник после Пасхи. На кладбище нужно ходить на Радоницу а не Пасху.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте, мне не понятен псалом 108, получается, что я прошу Господа о наказании всех ненавидящих меня (мягко сказано), там такие слова, что мне страшно становиться, я никогда не желала другим людям ничего плохого, а тут приходиться читать и испытывать протест. Помогите разобраться.

Наталья

Наталья, все эти проклятия относятся не к людям, а к демонам - именно их надо считать врагами. Да и вообще, Псалтирь - книга духовная, и то, что в ней написано, надо понимать духовно, а поэтому постарайтесь, пожалуйста, почитать толкование псалмов и их перевод, прежде чем читать(например, здесь: http://psaltyr.orthodoxy.ru/). Вам все будет намного понятнее, а молиться станет проще.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте! Ответьте, пожалуйста, как в церквях читается Псалтырь? Хочу подстроиться, чтобы дома читать то, что читается в храме, чтоб лучше понимать и слушать. По скольку кафизм читается и в каком порядке? Спаси Господи!

Фотиния

Фотиния, Вы не сможете читать так, как в церкви читают и в таком порядке, так как это требует знания церковного и богослужебного устава, а он сложный. Если хотите читать Псалтирь, читайте дома пока не более двух кафизм. Для начала лучше начать с одной кафизмы. Читайте псалтирь по порядку, с 1 по 20, в течении 20 дней. Читать больше Вам будет тяжело, и Вы, чего доброго, бросите совсем читать. В церкви читают много, и читает не один чтец, они меняются. А лучше всего Вам, если есть время, поступить на курсы псаломщиков. Узнайте, где есть набор, и учитесь. Я в свое время тоже учился на псаломщика – это очень интересно.

иеромонах Викторин (Асеев)

Доброго здоровья! Я год назад начал ходить в церковь. И только пару недель назад решился на исповедь. Но грехи написал на бумаге. Батюшка, не читая бумагу, порвал, прочитав молитву. После я причастился. Действительна ли такая исповедь? Ведь Батюшка не знал, о каких я написал грехах. Еще вопрос про Крещение. Не вредно ли окунаться в прорубь, ни разу до этого не пробовав? Как Вы относитесь к Неусыпаемой Псалтыри? Я заказал через интернет на сайте Оптиной пустыни, о здравии. Спасибо.

Для тех, кто верит в Бога, в его помощь нам, нужно обязательно читать псалмы (притом сейчас идет Великий Пост), благодаря которым мы сближаемся с нашим создателем, привлекаем к себе ангелов, избавляемся от нажитых грехов. Но для тех, кто не знает, что такое Псалтырь, мы постараемся дать ответ для начинающих, кроме того расскажем о том, как правильно читать Псалтырь.

Что такое Псалтирь

Псалтирь – это книга из Ветхого Завета, которая состоит из 150 песен (или псалмов). Псалмы или песни предназначены для изливания своих эмоций по поводу всех жизненных испытаний человека (смерть, рождение, болезни). В данное время Псалтырь используется для проведения богослужений. Перед тем, как читать Псалтырь и содержащиеся в нём псалмы, нужно разобраться в содержании, структуре данных религиозных песен и книги целиком.

В общем литературном понимании Псалтирь написан по всем правилам еврейской поэзии, то есть одновременно красочный и изумительный текст песни передаёт всю силу мысли, для конкретных ситуаций. Что касается структуры, то данная книга делиться по смысловому наполнению песен на:

  • Больше всего тексты псалмов предназначены для прославления Бога, его силы и влияния на мирскую жизнь человека;
  • Философское содержание, где идёт размышление про величие человека, про его доскональность;
  • Встречаются брачные песни и песни исторического характера.

Использование Псалтыря у православных христиан

Так как мы затронули тему о богослужении и использовании псалмов (Псалтыря) в различных христианских обрядах, то расскажем, как данная книга используется у нас.

У православных христиан чтения псалмов – это ежедневная процедура и так тянется из древности. Обязательными для прочтения считаются:

  • Утром прочитываются 3, 37, 62, 82, 102 и 142 песня. В конце утреннего богослужения поют хвалебные псалмы (148 - 150).
  • Вечером для обязательного пения используются псалмы 116, 129, 140 и 141, все заканчивается 33 псалмом о возвышении Бога над людьми.

По традиции, которая пошла от древних монахов – христиан, Псалтирь разделён на 20 кафизмов. Кафизма – это раздел Псалтыря, благодаря которому богослужителю намного легче ориентироваться.

Для чего читают псалмы

Чаще всего у христиан Псалтырь читается, когда умер человек. Чтобы было более понятней, рассмотрим пример того, как читать Псалтырь по усопшим.

Данный обычай читать псалмы об усопших идёт, как и весь религиозный обряд погребения человека, ещё из древних веков. Иногда даже существуют специальные люди, которые читают эти псалмы, они приглашаются в дом где умер человек и непрерывно, в течение 40 дней, читают псалмы по просьбе родственников умершего.

Когда читают Псалтырь об усопших, кроме всех молитв и прочитывания кафизмов, также используется и специальная молитва - «Слава», которая упоминает имена всех усопших связанных с человеком, который умер.

Чтения Псалтыря для усопших дарит память и утешения для родственников. Эти специальные псалмы свидетельствуют о любви, уважении родственников к усопшему и к Богу, ведь только читая эти песни, вы приближаетесь к нашему создателю.

А как читать Псалтырь о здравии? Мы ответим, что чтение это аналогично псалмам по усопшим, то есть также читаются и псалмы о здравии. Чаще всего эти псалмы идут вместе. То есть, мы упоминали уже, когда прочитывается кафизма, идет молитва о «Славе» тогда перечисляются имена усопших и имена живых людей, в основном это идет по очереди: одно имя – усопший человек, второе – живой.

Также хочется выделить некоторые правила или советы, для тех, кто хочет читать псалмы.

  • Для того чтобы знать, как правильно читать Псалтырь, вы должны иметь при себе всегда свечку или лампадку (это для молитвы дома).
  • Псалмы читайте только вслух или в полголоса.
  • Не забывайте про правильное ударение в словах, ведь не правильно произнести священное предложение приравнивается к греху, будьте внимательными.
  • Псалмы можно читать, как и сидя, так и стоя. В основном они читаются сидя, а стоя произносятся имена усопших и живых, после молитв и на «Славе».
  • Обратите внимание, что псалмы читаются не только вслух, а и монотонно, без каких-то там выражений своих эмоций – это не литературное произведение, а серьёзный религиозный текст.
  • Если вы не понимаете смысл псалмов, особо не унывайте, ведь в этом и есть суть – вы развиваетесь в духовном понимании поэтапно. Взрослея духовно, будет открываться и смысл псалмов.

Читаем Псалтирь дома

Среди множества важных священных для христиан книг одной из самых популярных является Псалтирь. Эта книга входит в состав Ветхого Завета , однако, несмотря на это, активно используется Церковью, как в православном храмовом богослужении, так и в домашней религиозной жизни простыми верующими.

О Псалтири

Название книги Псалтирь (на греческом «Псалтирион») происходит от струнного музыкального инструмента, при помощи которого в древности (в частности, в Ветхом Завете) исполнялись обращенные к Богу молитвенные песнопения. Уже это свидетельствует о том, что священные псалмы – это религиозные песни, исполнявшиеся верующими по тому или иному поводу.

П салтирь входит в группу ветхозаветных учительных книг , то есть ее основная душеполезная составляющая заключается в научении, назидании и помощи человеку на его пути к Богу. Главные темы Псалтири, по которым, собственно, верующие и прибегают к этой книге – покаяние, поиск Бога, просьбы о помощи и заступничестве, благодарение Бога и т.п.

Изначально Псалтирь предназначалась преимущественно для народа Израиля, однако святые отцы христианства включили ее в общий канон Священного Писания, как духовно ценную и полезную для всех христиан, как часть Откровения Божия.

Читаем Псалтирь дома

В связи с важностью этой книги для верующих, часто (особенно от новоначальных) можно услышать вопросы наподобие - можно ли читать Псалтирь дома и как правильно читать Псалтирь дома каждый день?

Строгих канонических правил относительно того, как читать Псалтирь дома мирянам, в Церкви нет, однако существуют определенные рекомендации, основанные на устоявшейся традиции, схожей с богослужебной.

Согласно таким советам, читать Псалтирь каждый православный христианин должен, по возможности, ежедневно . Во многом это связано с тем, что чтение этой книги дома неразрывно связано с использованием ее в храмовом богослужении.

Так, чтение Псалтири с утра приготовляет человека к богослужению и укрепляет его в течение целого дня. Вечернее чтение псалмов в завершение дня символически завершает и церковное богослужение. Именно поэтому, в независимости от того, был человек на богослужении или нет, - чтение Псалтири должно быть частью его домашнего молитвенного правила. Особенно такое чтение важно в Великий пост.

Есть в Церкви советы относительно порядка чтения священных псалмов по дням недели . Так:

    в воскресенье выделяется чтение 23-го псалма,

    в понедельник – 47-го,

    во вторник – 66-го,

    в среду – 93-го,

    в четверг – 49-го,

    в пятницу – 92-го,

    в субботу – 91-го.

При этом чтение псалмов начинается с воскресенья потому, что именно с этого дня начинается каждая новая церковная неделя.

Читать Псалтирь, конечно, лучше стоя, так как это все-таки книга священная. В тоже время, при чтении святых псалмов главное все же не расположение человека, а его внутреннее состояние, о чем, кстати, говорили святые отцы и подвижники благочестия.

Что касается вопроса - в какие дни и когда нельзя читать Псалтирь дома – по усопшим или другому поводу, то здесь тоже есть устоявшаяся традиция. Согласно ей, Псалтирь не читается в период от Великого Четверга Страстной седмицы до Фоминой недели (воскресенья) (Антипасхи), когда в течение десяти дней отменяется всякое чтение этой книги.

Молитвы перед чтением Псалтири дома

Традиционно, прежде чем приступать к чтению Псалтири дома, верующему стоит определенным образом помолиться. Установлен следующий порядок чтения молитв:

    «Молитвами святых отец наших… »,

    молитва Святому Духу («Царю Небесный »),

    Трисвятое, молитва ко Пресвятой Троице,

    молитва Господня («Отче наш »),

    тропари (глас 6) – «Помилуй нас, Господи, помилуй нас, всякого бо ответа недоумеюще… »,

    Слава: «Честное пророка Твоего, Господи, торжество… »

    Ныне: «Многая множества моих… »,

    молитва Святой Живоначальной Троице.

Обратите внимание, что в нашем каталоге есть как совмещенные издания Псалтири и молитвослова, так и отдельные на все случаи жизни, а также .

Правила чтения Псалтири дома – по усопшим или за здравие

Наиболее распространенные вопросы по поводу чтения Псалтири дома касаются правил ее чтения по усопшим и о здравии членов семьи.

По усопшим

Отвечая на вопрос, как читать Псалтирь по усопшим дома, следует отметить, что обычай читать псалмы по умершим является древней традицией. В таком чтении собственно псалмы чередуются с особыми молитвами, в которых упоминается имя покойного. При этом читать псалмы дома можно как об одном скончавшемся христианине, так и вообще о многих усопших. И, конечно, важно отметить, что чтение Псалтири по усопшим может совершать любой благочестивый мирянин.

Читаются псалмы следующим образом – непрерывно (кроме того времени, когда при гробе усопшего совершаются панихиды и особые службы – литии) до погребения усопшего, а также после погребения – в его память. При чтении Псалтири за упокой души существует определенный порядок исполнения кафизм (частей, на которые разделена Псалтирь). Так, каждая кафизма начинается молитвословием «Приидите, поклонимся… » (трижды); после каждой «Славы» кафизмы читается молитва «Помяни, Господи Боже наш… », текст которой помещен в конце последования по исходе души. В этой молитве особо поминается имя усопшего. По окончании каждой кафизмы читаются Трисвятое по «Отче наш», тропари покойны и особая для каждой кафизмы молитва.

Часто люди, обременённые теми или иными проблемами, уповают не столько на свои силы, сколько на живительную и слова Божьего. Однако любая молитва - великий духовный труд. Она требует полной самоотдачи, искренности и душевной чистоты. Чем более связан человек с Богом, тем действеннее и эффективнее его просьбы. Поэтому, молясь за ближних, нельзя забывать и о себе. Смирение, исповеди, беседы со священником укрепляют дух и веру, поддерживают нравственно и физически. У верующего человека должно быть побольше таких встреч. Чем больше веры в вас, тем действеннее ваши молитвы.

Что такое Псалтырь

Псалтырь - это сборник прославляющих Всевышнего молитв и стихов, которые верующие читают по тому или иному случаю. Псалмы широко используются во время богослужения. Также часто их произносят при домашнем, келейном чтение, т.к. небольшие по объёму, но очень весомые по содержанию стихи из сборника крайне эффективны при различных нуждах. Особенно часто читают Псалтырь о здравии - своём или кого-то из родных, близких, друзей. В службах заупокойных тоже присутствует традиция псалмопения. Что касается авторства текстов, вопрос о них до конца ещё не изучен. Многие принадлежат Давиду, отдельные - Соломону. В общей сложности, исследователи установили, что книга писалась на протяжении длительного времени, и работали над нею более десятка человек.

Как построен Псалтырь

В монастырях Псалтырь от начала и до конца прочитывают за неделю. Делается это по определённым правилам. Вся книга поделена на разделы - кафизы (их 20). Внутри каждый раздел также дробится на «славы» (прославления), их обычно 3. А уже сами «статьи» состоят из псалмов - не менее 6 и не более 9. Есть в сборнике особые, келейные молитвы, которые читаются перед той или иной кафизмой или после неё. А читая «славы», упоминают живых (Псалтырь о здравии) или покойных.

Защита здоровья

Если вас одолела жестокая хворь, нельзя опускать руки и вздыхать обречённо. И даже если доктора вынесли неумолимый приговор - всегда есть надежда. Помните библейские слова «вера твоя спасла тебя»? Они содержат Ведь если читать с глубокой верой Псалтырь о здравии, рука Божья обязательно протянется и поддержит, в какую бы пропасть не падал человек. Тем более что в сборнике есть специальные псалмы, призванные облегчать и исцелять те или иные болезни. Это кафизы, и если вы затрудняетесь, не знаете, как найти подходящую, обратитесь к священнику. Он вам подскажет, какой раздел читать, чтобы Псалтырь о здравии принёс максимальную пользу. Например, при разного рода душевных заболеваниях облегчат страдания псалом 4, 7, 27, 55, 56, 108. Если мучат головные боли, вам понадобятся стихи 56, 79, 125, 128. Для исцеления органов зрения и слуха обращайтесь к 5, 58, 99, 122. Могут вам помочь и другие псалмы. Как читать Псалтырь о здравии? Дома, обязательно трижды в день. Специальных молитв, предваряющих псалтырное чтение, вы можете не знать, их заменит «Отче наш».

Круглосуточная молитва

Для людей верующих Псалтырь вообще является настольной книгой. Но бывают случаи, когда одного вашего участия недостаточно. И вы идёте в монастырь, прося помощи и поддержки у посвящённых. Особой силой обладает неусыпаемый Псалтырь о здравии - круглосуточная молитва, которую читают специально предназначенные для этого монахи, особенно крепкие в вере и отмеченные благодатью Божьей. Во всём крещёном мире признаётся превосходство её перед другими славословиями и прошениями. Неусыпаемой Псалтырью с давних времён совершались многие святые чудеса и исцеления.

Верьте, живите с Богом в сердце - и будет вам дано по вашим просьбам!