Как дать обет молчания на целый день. Обет молчания - значение в мировых религиях

Что такое одиночество? Это – тишина. У каждого она своя. Одни, оказавшись в определенных обстоятельствах, скажут: «Наступило гробовое молчание».
Но молчание это все-таки иное, нежели тишина. Я могу молчать, но внутри меня плачут и смеются мои чувства. Обет молчания брали на себя многие монахи ради искупления грехов и часто, содеянных другими людьми. Преподобный Андрей Рублев (14 век) молчал 15 лет.
Обет этот практикуется при посвящении в монашеский или другой религиозный сан среди многих религий и народов. Вера Молчальница (19 век) – затворница Сыркова Девичьего монастыря в Новгородской области, хранила обет молчания 23 года.
Обет может продолжаться от нескольких минут (во время молитвы) до нескольких десятилетий. Основная цель его – самосозерцание, сближение с Богом, отречение от повседневной суеты и как подтверждение своей веры в Создателя.
Но что же такое тишина?
Она бывает благоговейной…
Такая, она может быть спасительной. Она может быть единственным и самым верным выходом для того, кто заблудился в лабиринтах бытия.
Задумайся, погрузись в тишину своих размышлений!
Есть люди, которые не знают, что такое тишина. Пробуждаясь, они тут же включают радио. Целый вечер они сидят перед телевизором, а музыка у них часто гремит по всему дому. Привыкшие к шуму, они чувствуют себя в тишине неуютно. Такие люди не в состоянии услышать пения природы, не способны расслышать тихий глас Божий.
Ораторы знают, чтобы заострить внимание на основной своей мысли, следует понизить звучание речи на той самой фразе.
Самое же пагубное, что вернее всего отвлекает от Создателя – это мощные децибелы. Ими оглушаются посетители (чаще всего молодежь!) ночных клубов, зрители на стадионах, куда их собирают рок и поп кумиры. Вслушайтесь в звучание и смысл одних только этих: рок и поп…
Юные существа, отгородившись от мира наушниками, большую часть жизни проводят в безбожном шуме, который им преподнесли как образцы современной музыкальной культуры.
«Молю, Дево, душевное смущение и печали моея бурю разорити: ты бо, Богоневестная, начальника тишины Христа родила… (Канон молебный ко Пресвятой Богородице, Песнь, 3).
Да, Христос наш спасает нас и от этой пагубы. Он властен погрузить нас в целительную тишину мира сего. С его помощью мы научаемся входить в нее, как в храм Божий, где царит молитва, окутывающая исцеляющая наши страждущие души.
Псалом 45 подчеркивает благословенность тихих пауз в мире шума. Псалмопевец обрел уверенность в Божией защите от противостоящих нам сил. Он говорит о землетрясениях, извержениях вулканов, он описывает спокойные речные потоки, которые орошают поля живительной влагой. И снова изображает мир наш, полный насилия и противоречий, яростно ополчившийся против Бога...
Но Давид вещает и о великом торжестве Господа, Который говорит: «Остановитесь и познайте, что Я Бог». Весь псалом – это призыв к тишине, к осознанию того, как Бог трудится среди шума и бедствий этого беспокойного мира.
Мы можем услышать глас Божий в тишине природы и в утешающих обетованиях Слова Его. Он желает, чтобы мы знали, что Он с нами и что Он всесилен. Но для осознания этого нам самим следует отрешиться от шума.
Только так мы сможем услышать тихий глас Божий. Он всегда доходит к тем, кто готов слушать Его.
Быть одиноким страшно, если в тишине отсутствует вечный глас Божий!
Самое трудное, что доводилось мне пережить – это одиночество. Оно, как правило, приходит следом за обманом и предательством.
Обманутый, оболганный, утратив веру в дружбу и любовь, ты впадаешь в самый тяжелый грех – уныние. Но и из него есть выход. Спасение от уныния – это одиночество.
Когда кто-то нам изменяет и предает нас, надо знать, всегда найдется тот, кто явится, чтобы помочь и спасти. Так помогает Господь тем, кто растерян, боится остаться в одиночестве, кто малодушно возвращается к навязчивой мысли о бесперспективности своего дальнейшего существования.
Состояние такой паники свойственно всем нам без исключения. В обычной, как мы ее называем, благополучной жизни, мы так или иначе постоянно размышляем над смыслом жизни и говорим себе и другим, что жизнь это промысел Божий и прожить ее надо в трудах и добрых помыслах: построить дом, посадить дерево, продлить свой род… И часто на всех этих этапах мы сталкиваемся с проблемами, которые нам бывает очень трудно преодолеть. Все от тебя отказались, ты без средств к существованию…
Искать виноватых в том, что случилось – путь в тупик. Поиск причины случившегося – путь к спасению. И всегда, если ты верно разобрался в себе, тебе будет дан путеводитель.
Идя с его помощью, помни, Кто тебе его послал, благодари руку дающую, проси прощения для «ненавидящих и обидящих» тебя, моли за тех, кто любит тебя, но которых ты «вольно или невольно» обидел.
Благодари Бога за все, что он дал тебе во испытание и кайся, что роптал о трудностях и печалях своих. Желай всею душою понять промысел Его! И чем искреннее будет твое сожаление о содеянном, чем горячее будет твоя мольба о прощении, тем скорее и легче станет на сердце твоем!
Дай Господи, словом твоим мудрость и страхом Твоим вдохни крепость от Твоей силы!
Не попусти на меня Владыко, Господи, искушение!
Душе моя, почто грехами богатееши, почто волю диаволю твориши, в чесом надежду полагаеши? Престани от сих и обратися к Богу с плачем, зовущи: милосерде Господи, помилуй мя грешного.
Валерий Митрохин
Крым
11.08.11

Обет молчания

Высоким подвигом, которым спасались не только монахи, но и многие подвижники, в миру, является молчание , но подвиг молчания такого рода, что делает внешнюю жизнь подвижника мало замечательною и не привлекает на него постороннего взора, оттого о молчальниках меньше сведений, чем о всех других святых.
"Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься" (Мф. 12, 36).
Для человека, предающегося болтовне и злословию, было бы Покаянием, если бы он заставил себя помолчать какое-то время (несколько недель, месяцев…), и это настолько благотворно повлияло бы на его духовную природу, что вознаградило бы его с избытком за принесенный им ущерб.

Молчальник – человек, принявший обет молчания.
Обет молчания - один из священных обетов, распространённый во многих религиях и религиозных течениях мира. Обет молчания может различаться по продолжительности и ритуальной значимости. Обет молчания может длиться от нескольких минут (например, во время чтения молитвы или занятия йогой) до нескольких десятилетий.
Основная цель обета - самосозерцание, сближение с Богом, высший спиритизм, отречение от повседневной суеты и религиозная конфирмация (то есть подтверждение своей веры в Бога или духов с помощью реальных действий).
Обет молчания не всегда понимается в буквальном смысле, иногда он всего лишь означает, что давший его человек поклялся не затрагивать какую-либо тему или темы в своих разговорах с другими людьми, дал слово хранить некий секрет. Обет молчания является распространённой практикой при посвящении в монашеский или другой религиозный сан среди многих религий и народов мира.

К примеру, русская православная подвижница Вера Молчальница (? - 6 (18) мая 1861) и затворница Сыркова Девичьего монастыря в Новгородской области, хранила обет молчания 23 года. Обет также широко распространён среди монахов в таких религиях как буддизм, синтоизм, индуизм. В последнем он непременно сопровождает занятия йогой. Одной из разновидностей обета молчания является исихазм (от др.-греч. ἡσυχία, «спокойствие, тишина, уединение») - особого рода мистическая практика православных монахов (исихастов), в которой применяется безмолвная молитва ради созерцания Божественного света.

Обет молчания

Хотел бы к душам прикоснуться в тишине
Чтоб ожил разум, дремлющий во мне
Чтоб догмами других не обмануться
В обитель вечную хотел бы окунуться.

От хрипов городских, от паутины быта
Уйти стремлюсь, моя мораль проста.
Средь говора людского только ложь зарыта
Что не приемлет чистого листа.

Ученье то, что дарит мне природа
Я с жадность внимаю не стыдясь
В потоках откровенья не ищу я брода
А в глубину ныряю, с бездною мирясь.

Тут души тех, кто в полной мере
Испил с источника наш бренный мир любя,
Создателю покорны в своей вере
Обет молчания избравши для себя.

Не в силах то молчание нарушить
Я ритмы мира научился слушать
Без слов я научился понимать
Что этот свет мне может рассказать.

И чтобы ложь не проникала в речь мою
То пенье душ в безмолвии заточу.
И разве, что у бездны на краю
Пусть голос мой заполнит пустоту.

Одним из символов молчания является рыба

Один отшельник хотел подвизаться в молчании, но, не доверяя себе, он терпеливо и накрепко завязал себерот. Однажды он увидел на краю утеса ребенка, но не успел снять свою сложную повязку, чтобы предупредить об опасности. Когда он развязал свой рот, ребенок уже был унесен потоком.

«Молчание - молитва Ангелов».
Молчание сохраняет огромные душевные силы, эта энергия, которая вливается в слова молитвы и сохраняет мир в душе. Когда мы говорим, трудно удержаться от празднословия и осуждения, от неосторожных слов бывает более бед, нежели от самых дел… Ведь как часто мы даем непрошеные советы, задаем лишние вопросы, рассказываем что-то глубоко личное (что следовало бы сберечь лишь для близких людей), а потом раскаиваемся в этом. Когда чувствуешь, что желаешь что-нибудь сказать по страсти, – молчи. Удержись, не говори.
«Оскорбил ли тебя кто? Молчи, благословляй, если можешь; таким образом ты возвестишь слово Божие, научишь кротости, внушишь смирение».
«А когда будем людям, обидевшим нас, уступать, прощать, молчать, да еще молиться за них и добром за зло их воздавать, тогда диаволу не будет места. Тогда мы не будем ему уступать, но будем стоять против него и противиться ему, ибо диавол не хочет, чтобы мы делали людям добро. В этом состоит христианская победа, которая побеждает не плоть и кровь подобных себе людей, но духа злобы» (Святитель Тихон Задонский).
«Господь хранит твою душу, пока ты хранишь язык».
Благоразумное молчание есть матерь молитвы. «Любитель молчания приближается к Богу и, тайно с Ним беседуя, просвещается от Него».
Нет более чувствительного удара для души, как наглое оскорбление порицание и клевета, но сохраняя молчание, совершаем духовный подвиг ради славы Божией и спасения, вразумления и пользы своих ближних. С благоговением вспоминая многотерпеливого Иисуса, молчавшего среди бесчисленных поношений и мучений во время беззаконного суда над Ним. «Если возлюбишь молчание, то будешь любим многими» (прп. Ефрем Сирин, 30, 161).
Слово должно утешать, исполнять нетленной жизни и радости.
«Люби труд, нищету, странничество, злострадание и молчание, потому что они сделают тебя смиренным. За смирение же прощаются все грехи».
Твори в уме молитву, тогда через молчание обретешь любовь и смирение.
«Есть семь взаимно обусловленных деланий и расположении, вводящих и направляющих к богоданному смирению: молчание, смиренные мысли о себе, смиренные слова, смиренное одеяние, сокрушение, самоуничижение и желание во всем видеть себя последним. Молчание рождает смиренные мысли о себе. От смиренных мыслей о себе рождаются три вида смирения: смиренные слова, смиренные и бедные одежды и самоуничижение. Эти три вида рождают сокрушение, происходящее от попущения искушений и называемое промыслительным... Сокрушение легко заставляет душу чувствовать себя ниже всех, самой последней, превзойденной всеми. Два же эти вида приносят совершенное и богодарованное смирение, которое именуется силой и совершенством добродетелей. Оно-то и приписывает Богу добрые дела... Смирение приходит так: когда человек, предоставленный самому себе, бывает побежден и порабощен всякой страстью и помыслом, и, побеждаемый вражеским духом, не находит помощи ни от дел, ни от Бога и ни от чего другого и уже готов впасть в отчаяние, тогда он смиряется во всем, сокрушается, начинает считать себя хуже и ниже всех, даже хуже самих бесов, как подверженный их власти и ими побеждаемый. Вот это и есть промыслительное смирение...» (Преподобный Григорий Синаит).

Иван Молчальник
День Мировой Немоты и Тишины

16 декабря – один из самых «молчаливых» дней в природе. Народное названиеИван Молчальник .

Тихо в опустевшем зимнем лесу, только деревья от мороза потрескивают. Охотники определяют, продолжительно ли будет зимнее спокойное время, по тому, как рано бурундук начал собирать орех, высоко ли белка прячет на деревьях свой грибной запас.
В старину считалось, что в этот день следует постараться меньше говорить. Считалось, что тот, кто на Иоанна Молчальника помолчит, тот красноречив весь год будет. В старину примечали: "Иван молчит, добрая молва дело растит", "От одного слова, да навек ссора", "Слово - закон".

Молчание полезно для души,
В молчании проблемы можно всякие решить,
В своей душе немного разобраться,
Покаяться в грехах с молитвой постараться.

Все схимники живут в молчанье,
Но то не значит,что они в печали,
В молчании душа вся радости полна,
В покое и в смиренье,очищается она.

И молча Православные у икон стоят,
Молитву Православную,душой своей творят,
Господь все слышит,и молча помогает,
Всех страждущих от хворей исцеляет,
И если искренна молитва,Господь грехи прощает.

© Copyright: Инесса Белобородько, 2011

В народе говорили: «Кто на Иоанна Молчальника помолчит, тот красноречив весь год будет». Молчание - возможность побыть наедине с самим собой, с собственными мыслями, почувствовать своё Единство с Божим Миром.

На Ивана Молчальника и писали мало. Считалось, что в этот день лучше лишних слов не говорить, а побыть наедине с собой и сосредоточиться, припасая красноречие для будущего года. Но всё-таки этот день кое-что оставил в истории русской словесности. 16 декабря 1869 года увидело свет первое издание романа «Война и мир» Льва Толстого, а два стиха, появившиеся на Ивана Молчальника – два голоса с вечных полюсов российского общества: лирических мечтаний одних и предчувствия бури других.

Преподобный Иоанн Молчальник

Православные 16-го декабря чтят память Преподобного Иоанна Молчальника.
Преподобный Иоанн Молчальник родился около 454 года в городе Никополе Армянском. Мальчик рано начал изучать Священное Писание и всем сердцем полюбил уединение и молитву. После смерти богатых родителей Иоанн часть своего богатства раздал бедным, часть - употребил на постройку храмов и удалился в монастырь. С 18 лет Иоанн жил при церкви в посте, молитве и воздержании. По просьбе граждан города Колонии, митрополит Севастийский назначил 28-летнего Иоанна епископом Колонийской Церкви.
На десятом году епископства Иоанна власть в Армении принял Пазиник. Новый правитель стал вмешиваться в духовные и церковные дела. Удручаемый мирской бранью, Иоанн тайно оставил епископию и отплыл в Иерусалим. Иоанн прибыл в Лавру преподобного Саввы. Скрывший свое епископское достоинство, он был принят в число братии простым послушником и выполнял самые тяжелые работы. Видя смирение и трудолюбие Иоанна, святой Савва счёл его достойным рукоположения во пресвитера. По благословению первоиерарха Иерусалимской Церкви преподобный Иоанн принял обет молчания. Вскоре Господь открыл тайну Иоанна святому Савве.

Желая ещё большего уединения и сугубого воздержания, преподобный Иоанн покинул Лавру и удалился в пустыню, где провёл более девяти лет, питаясь травами. Здесь он пережил опустошительный набег сарацинов и не погиб только потому, что Господь послал ему защитника - свирепого льва, при виде которого враги, не раз хотевшие убить преподобного, в страхе разбегались. Предание рассказывает о многих чудесах, явленных по молитве Иоанна во время его жизни в пустыне.

Святой игумен Савва уговорил преподобного Иоанна оставить пустыню и вновь поселиться в обители. После этого Господь чудесным образом открыл всем насельникам Лавры, что Иоанн - епископ.

Преподобный Иоанн Молчальник провел в Лавре преподобного Саввы Освященного 66 лет. По его молитве совершались многие чудеса, тайные мысли людей были для святителя явными, он исцелял больных, из семени смоковницы, брошенного святителем в сухую почву, произросло прекрасное дерево и принесло плоды.

Наши предки верили, что молчание в этот день не только избавит от несчастий, но и привлечет удачу.
В день Ивана Молчальника не пели и не кричали. Потому что боялись: как бы нечистая сила не утащила голос. И даже семейный обед проходил в полной тишине.


Икона "Иоанн Богослов в молчании". Палехские письма, нач. XX в.

В этот день верующие молча стояли перед иконой Иоанна Безмолвного или перед иконой «Иоанн Богослов в молчании».
Молитвы к нему исцеляют душевнобольных.


Молчаливый колокол
Собор Иоанна, Варшава, Польша

«Умеющий молчать слышит много признаний; ибо кто же откроется болтуну и сплетнику?» (Бэкон).
«Кто молчать не умеет, тот и говорить не способен» (Сенека).
«Молчи или говори что-нибудь получше молчания» (Пифагор). (Оглавление)

Copyright © 2018 Любовь безусловная

Недавно я совершила необычное путешествие. Вглубь себя, к истокам своих мыслей и переживаний. Я добровольно закрыла себя за воротами индийского ашрама и за воротами своей собственной души. На этот шаг меня толкнуло огромное желание избавиться от страданий и переживаний, найти гармонию и обрести спокойствие. А также мне просто необходимо было познакомиться с самой собой и научиться оставаться наедине со своими мыслями. Все, что когда-либо ранило меня - ранило прямо в сердце, очень неожиданно, и каждый раз оказывалось настоящей трагедией. Я всегда была совершенно не готова принять новое положение вещей и день за днем окутывала себя все новым и новым слоем переживаний, застревая надолго в прошлом. Чтобы как-то спасти себя я все вечера проводила с друзьями, нанизывала на них, как бусины на нитку, свои переживания и круг за кругом проговаривала случившееся. Кто-то что-то советовал, кто-то выслушивал, кто-то отвлекал и веселил. Это помогало. Ровно до того момента, пока я не оставалась сама с собой наедине. И тогда начиналась настоящая пытка. Неспособность находиться наедине с собой выливалась наружу слезами, забирала все тепло у рук и ног, нарушала привычное биение сердца и экспериментировала с дыханием.
На этот раз я поняла, что у меня нет желания ждать, когда время вылечит. Оно лечит. Но не сразу. Я не хотела вновь выстаивать длинную очередь к ларьку с надписью «Счастье». На этот раз мне нужен был экспресс курс лечения. Что-то способное раз и навсегда поменять меня, заставить перешагнуть через те страхи и комплексы, от которых я пряталась за стеной из друзей, фильмов и книг.
- Мне кажется, тебе надо съездить на Випассану. Тебе бы понравилось, - сказала моя знакомая год назад, сидя в одном из московских кафе.
- Випассана? А что это? – Удивленно переспросила я.
-Это такой 10ти дневный курс, где учат техники медитации. На эти 10 дней ты принимаешь обет молчания, нельзя читать, писать и пользоваться всякими электронными штуками. Только медитируешь и иногда общаешься со своим учителем - гуру. Живешь в ашраме, никуда нельзя выходить. Программа бесплатная, покупаешь только билет на самолет в ту страну, в которой хочешь учиться Випассане. По окончании курса можешь оставить пожертвование, сколько сочтешь нужным.
-Ого! 10 дней нельзя разговаривать? Как это? Мне кажется, это очень сложно. – Ответила я.
- Хаха, дорогая, это самое простое, что там есть, – просмеялась в ответ моя знакомая.
«Это может быть интересным опытом», - подумала я год назад и записала себе в To Do List на будущее. «Когда-нибудь, когда придет время».
Все события случаются именно тогда, когда должны случиться. Люди приходят или уходят именно тогда, когда должны прийти или уйти. Говоря всем известной фразой – «Когда Бог закрывает дверь, он открывает окно». И я решила прыгнуть в это окно. Решила отправиться на Випассану, принять обет молчания, найти гармонию, обрести спокойствие и стать сильной.
Когда есть огромное желание и стремление, то, кажется, вся Вселенная идет к тебе на встречу и помогает тебе. За 3 дня до вылета я зарегистрировалась на курс, купила билеты на самолет и чудом успела сделать визу. Шла напролом. И верила, что Випассана – это то, что мне нужно в данный момент.
И вот я уже сижу на борту самолета, лечу на родину Випассаны, Прабакера, в место, где Шантарам провел 10 лет своей жизни, в страну, с древнейшей историей и огромным количеством ашрамов, гуру, 100 летних йогов, острой едой и палящим солнцем – в Индию.

День 0
Из кондиционированной прохлады самолета я попадаю во влажную душную жару. Мне говорили, что ехать в Индию летом не стоит, что это самый жаркий сезон, к тому же, сезон дождей. Но я уперлась рогом. Сажусь в такси, показываю адрес моего центра Випассаны, и меня долго везут в деревню на окраине города. Мой ашрам расположен в тени высоченных деревьев и пальм. Все газоны подстрижены, вдоль дорожек растут кусты, усыпанные разнообразными цветами. Территория очень красивая и большая. Я регистрируюсь, подписываю кучу бумажек, меня определяют в комнату номер 10. Ключей от комнаты нет. Она всегда остается открытой. Говорят, что в 12.00 будет обед и с 15.00 вступает в силу запрет на всякое общение, полное разделение полов и необходимо будет сдать все телефоны, книги, тетрадки, ручки, плееры и прочее.
Иду в столовую на обед. Столовая представляет собой большое пространство с каменным полом, длинными металлическими столами и пластиковыми стульями. Перед входом снимаешь шлепанцы, берешь алюминиевый поднос, встаешь в очередь и ждешь, когда на твой поднос из больших кастрюль и чанов большим половником положат нечто. Нечто – это что-то непонятное ни на вид, ни на вкус. Какая-то белая каша из прозрачных крупинок со специями и кусками моркови, плюс странная коричневая подливка и серая лепешка. (Все меню на Випассане вегетарианское). Вилок, ложек и ножей нет. Все индусы едят руками, жадно смешивая эту кашу с подливкой и запихивая ее себе в рот всеми 5ю пальцами. Я, будучи жутко голодной после 13 часов перелета, не притрагиваюсь ни к чему из предложенного. Все выкидываю. Мою свой поднос, минуя муравьев-гигантов около раковины и стоя на носочках, чтобы как можно меньше соприкасаться с мокрым каменным полом в странных разводах под раковиной. Ни одного белого лица. Все индусы и индуски с длинными черными косами ниже попы.
Захожу в свою комнату. Бетонный пол и стены, кое-как покрашенные побелкой. Вместо кровати бетонный выступ из стены. На ней тонкий затхлый матрасик и зеленая сетка против москитов в виде балдахина. Из интерьера это все. И правильно. Ничто не должно отвлекать меня от моих мыслей и работы над собой. Захожу в комнату с туалетом и душем, и на меня выползает огромный индийский таракан сантиметров 5 в длину. Весь перекошенный, с кривой спиной, шевелит своими длинными усами в разные стороны. Я в ужасе закрываю дверь, забираюсь с ногами на кровать, накрываюсь балдахином, беру телефон. Рыдая взахлеб, начинаю писать смски друзьям, о том, что я этого не выдержу, что это выше моих сил, что я не ожидала от себя такой реакции и мне страшно от одной мысли, что я добровольно заперла себя здесь на 12 дней, с тараканами, с едой, которую не могу есть, с людьми, которые еле говорят по-английски. Я решаю почитать и отвлечься. Тем более, что у меня остается последний час, когда я могу читать, последний час мирской жизни. Мысли о побеге из ашрама толпятся в моей голове. И вот, что я прочитываю в книге. Совершенно случайно, открыв одну из страниц наугад:
«Пройдут годы, и ты будешь вспоминать этот период жизни как время блаженной меланхолии. Ты поймешь, что, хотя оплакивала любовь и твое сердце было разбито, в твоей жизни происходили перемены, лучшего места для которых было и не найти. Ты жила в прекрасном святом месте, окруженном благостью. Не надо торопить события ни на минуту. Пусть все само разрешится, здесь, в Индии.»
Я в течение нескольких минут перечитываю этот случайный абзац снова и снова. Ведь в нем каждое слово так точно про меня. И ко мне постепенно приходит осознание, что это знак свыше, чтобы я осталась и не уезжала. Под этим впечатлением я закрываю книгу и решаю вернуться к ней после 10ти дней. Я выключаю телефон, мысленно прощаясь с друзьями и настраиваясь на 10 дней тишины. Собираю свои скромные мирские вещички и несу их сдавать, по дороге обливаясь слезами. Теперь есть только я, мои мысли, моя кровать, вентилятор на потолке. Тут не на кого больше вешать свои переживания и эмоции. Здесь никто кроме меня самой меня не успокоит и не поддержит. Видимо, так рождается сила.
Вечером проходит общее собрание. Нас около 35 женщин и 35 мужчин. На собрании я вижу 2 белых лица – женщина из Гонконга и из Бразилии. Знакомлюсь со своим расписание на ближайшие 10 дней: 4:00 Подъем 4:30-6:30 Медитация 6:30-8:00 Завтрак 8:00-9:00 Медитация 9:00-11:00 Медитация 11:00-12:00 Обед 12:00-13:00 Отдых и личные встречи с учителем 13:00-14:30 Медитация 14:30-15:30 Медитация 15:30-17:00 Медитация 17:00-18:00 Чай 18:00-19:00 Медитация 19:00-20:15 Лекция 20:15-21:00 Медитация 21:00-21:30 Время для вопросов в зале 21:30 Отход ко сну Получается по 10 часов медитации в день. Если не медитация - то еда, отдых и сон.
После собрания иду на ужин, в надежде хоть чем-нибудь поживиться. Но нет. Это снова какая-то каша из чечевицы или злаков вперемешку с проросшей пшеницей. Плюс, чай с молокой. Я отказываюсь от каши. Беру чай, насыпаю в него 4 ложки сахара из банки, полной муравьев. На сегодня это все, что попало в мой желудок. Мои 45 кг ожидали потерь.
В силу вступил обет молчания, полное разделение полов. Нельзя ни на кого смотреть. Идти можно, опустив глаза и голову, нельзя допускать никаких физических контактов.
Вечером перед сном ко мне приполз еще один огромный таракан. Я не понимала, как проведу здесь первую ночь. Темень кромешная, света нет, фонарика тоже нет. На улице в разнобой поют цикады, квакают лягушки. В комнате куча живности в виде пауков, тараканов, ящериц на потолке. Я так и не смогла от страха закрыть глаза всю первую ночь. Вплоть до гонга в 4 утра на первую медитацию.

День 1.
Как поется в песне: Why am I sitting in the middle of nowhere
Standing here with nothing to do.
В 4 утра в Индии настоящая кромешная ночь. Плетусь босяком на первую медитацию. Голова кружится и тошнит. Миную по дороге всех лягушек и ящериц, на ходу убиваю москитов, присосавшихся ко мне.
В зале для медитаций у каждого своя подушка с номером. Занимаю свою подушку. Пока что совершенно не ясно, что делать и как делать. Так проходит 2 часа. В 6.30 иду на завтрак, снова отказываюсь от еды, пью только сладкий чай. За завтраком снова плачу. Не понимаю, как это выносить. Мысли уехать посещают все чаще. После встречи с учителем становиться ясно, что делать. Сегодня мы учимся наблюдать за дыханием. Просто наблюдать. Чувствовать, как оно проходит через ноздри. Это очень трудно. Трудно сидеть с закрытыми глазами и пытаться сосредоточиться на дыхании. Делаешь пару осознанных вдохов и выдохов, а потом мысли снова наступают, и отключить мозг кажется нереальным. На вечерней лекции объясняют, зачем это нужно. Через дыхание мы знакомимся со своим внутренним телом и мозгом. У каждого человека есть внешнее и внутреннее тело. Внешнее – это то, которым мы можем управлять. Например, мы хотим поднять руку, и рука поднимается. Хотим написать фразу, и пальцы пишут, хотим сделать шаг, и ноги идут. А есть внутреннее тело – внутренние органы. Мы не можем приказать сердцу биться медленнее, или желудку переваривать пищу быстрее. А дыхание – это единственное, что может быть и внутренним и внешним. Оно есть у нас всегда, с самого нашего рождения. Каждый день мы дышим, не задумываясь об этом. Но если захотим, мы можем задержать дыхание, замедлить его или ускорить. Таким образом, наше дыхание – это мост между нашим внешним и внутренним телом. Наблюдать за дыханием = отключать мозг. Во время всей жизни наш мозг путешествует либо в прошлое, вспоминая события, либо в будущее, планируя, мечтая и моделируя диалоги. Он никогда не находится в настоящем моменте. Но реально только настоящее. Настоящий момент единственно важен для нас. Прошлого давно нет. Будущее еще не наступило. Реально только настоящее. Это мы и пытаемся почувствовать через дыхание. Чувствовать свое дыхание = чувствовать настоящее, жить в настоящем.
На лекции так же объясняют, что в течение всей жизни мы накапливаем негативности и завязываем много узлов на глубочайшем уровне ума. Отвлекаясь книгами, походами в кино, встречами с друзьями и путешествиями, мы избавляем себя от страданий лишь на поверхностном уровне ума. Но чтобы развязать узлы на глубоком уровне ума, необходимо научиться Випассане. Объяснили также, что здесь проходит глубочайшая хирургическая операция на мозг с удалением всех негативностей, и поэтому нам дискомфортно, больно и хочется сбежать отсюда.

День 2
Не понимаешь – ощущай (И.Вырыпаев)
Самое тяжелое, не кушая ничего уже 2 дня, в 4 утра нести себя на 2х часовую медитацию. Голова запрокидывается назад, либо падает от отсутствия сил и желания спать. Я решаю закутаться в мокрую простыню, чтобы было проще высидеть. На завтрак снова ничего не ем, пью только сладкий чай. Перед утренней медитацией убиваю еще одного огромного таракана. Уже три трупа в моей комнате. Когда слышу гонг на обед – О чудо! – я первая в очереди за едой. Сметаю все, не оставляя ни крошки. Без разбора, что это и какой у этого вкус. Кстати, каждый день была одна и та же еда на завтрак, обед и tee time. Это опять же сделано с целью не отвлекать мозг ни на что. Не давать ему новую пищу для размышлений. Никогда не думала, что с такой яростью наброшусь на эту еду. На медитации отсутствует какое-либо движение воздуха. Духота, закрытые глаза и неподвижное тело. Спасает мокрая простыня, в которую я обмотана.

День 3.
Сегодня мы учимся наблюдать за ощущениями на носу и на маленьком участке под носом, около ноздрей. Это нужно для того, чтобы приучить мозг чувствовать тонкие уровни. Наш мозг очень груб и чувствует только явно выраженные ощущения. Кусает комар – чувствуешь. Упал на колено – чувствует. Но на самом деле каждый квадратный сантиметр нашего тела что-то чувствует. Наша задача научить мозг наблюдать эти ощущения. Можете ли вы сказать, что сейчас чувствует квадратный сантиметр кожи над вашим левым локтем? Нет? А он чувствует. Главное – это просто наблюдать разные ощущения на коже носа и около него. Учиться отключать мозг. Снова и снова возвращать его к этим наблюдениям. На встрече с учителем пожаловалась, что совсем не могу спать, и мне постоянно снится прошлое. Во снах я снова и снова возвращаюсь к своей проблеме. Учитель сказал «перед сном класть свой мозг на ладошки и ступни ног». Хм. Ну что же. Сегодня попробую. На вечерней медитации перед глазами проплывали картинки с самой разнообразной едой, которая в избытке присутствует в моей жизни в Москве. Но я ее даже не замечаю и принимаю как должное. А здесь за пару минут сметаешь тарелку с безвкусным рисом и счастлив как слон. Здесь воспринимаешь

Инструкция

Определитесь, почему вы собираете принять обет - любой, например, безбрачия. Возможно, на это есть свои причины - религиозные убеждения или вы хотите что-то доказать себе, или собираетесь сосредоточить свою энергию в другом направлении. Возможно, давая, например, обет безбрачия, вы просто желаете избежать венерических заболеваний или появления внеплановых детей. Независимо от истинной причины, обозначьте для себя суть своих убеждений, прежде чем взять на себя добровольное отречение.

Будьте искренни в своей аргументации и не принимайте опрометчивых решений. Вы должны тщательно подойти к своему решению, поскольку это может повлиять на вашу жизнь в значительной степени.

Расскажите окружающим о вашем обете. Несмотря на то, что вы можете попытаться сохранять свое решение в тайне, в некоторых случаях соблюдать данный обет получится более эффективно, если близкие будут поддерживаться вас в вашей клятве. Если у вас есть семья, безусловно, важно поставить ее в известность о своем решении.

Избегайте соблазна. Если вы допускаете ситуации, когда сможете нарушить свой обет, то будете находиться в состоянии постоянной борьбы с собой, чтобы сохранить взятые на себя обязательства.

Пересмотрите свой обет спустя несколько месяцев, затем снова - через год. Если вы все еще чувствуете потребность соблюдать принятый обед, продолжайте такой образ жизни, который вам угоден. Если возникли мысли об отказе от обета, тщательно осмыслите свое решение: насколько целесообразно продолжать следовать своему обету.

Видео по теме

Обет безбрачия (целибат) дается, в основном, из религиозных соображений. Официально он возможен лишь в том случае, если человек принимает монашеский чин. Путь мирянина, который принес обет безбрачия, к целибату не относится. Это персональный выбор каждого человека, узкая тропинка между двумя большими дорогами.

Обет безбрачия – это отказ человека от семейно-брачных и сексуальных отношений в силу религиозных или субъективных побуждений. Истинный обет безбрачия предполагает отсутствие полового партнера и половой жизни на протяжении всей жизни или ее длительного отрезка. Хотя многие употребляют это слово в более мягком смысле, особенно когда речь идет о добровольной форме обета безбрачия.

Формы обета безбрачия

Обет безбрачия может быть добровольным, обязательным или принудительным. Добровольный обет безбрачия имеет место в том случае, если человек отказывается от вступления в брак по сугубо личным мотивам. К числу наиболее распространенных причин добровольного обета безбрачия относятся нежелание нести ответственность за семью, неустойчивое материальное положение или желание сохранить верность человеку.

В некоторых религиях обет безбрачия является обязательным для монахов, в – лишь для монахов и епископов, а в католицизме – для всего духовенства. Целибат католических священников стал обязательным в эпоху папы Григория Великого (590-604 гг.), но утвердился только в XI веке. Обязательный обет безбрачия предписывает соблюдение целомудрия, нарушение которого расценивается как святотатство.

Принудительное безбрачие может выступать в форме наказания супругов за прелюбодеяние. По праву Русской Православной Церкви, при расторжении брака из-за прелюбодеяния виновный супруг обязан принять обет безбрачия. Аналогичная норма была закреплена в римском и восточно-римском праве. В России долгое время существовал запрет на брак после 80 лет и на четвертый брак.

Обет безбрачия в различных религиях и немонашеских братствах

В Древнем Риме обет безбрачия приносили служительницы культа богини Весты. За нарушение обета женщин живьем закапывали в землю. В буддизме обет безбрачия приносят только монахи высших посвящений, гелонги и гецулы, во имя самопознания и духовного роста. В индуизме обет безбрачия может иметь форму пожизненного или временного отказа от сексуальных удовольствий ради получения трансцендентного знания и самопознания. В иудаизме к обету безбрачия относятся отрицательно, прежде всего, из-за прямого библейского предписания плодиться и размножаться.

Здесь безбрачие считается помехой для личного совершенствования и достижения святости. В христианстве обет безбрачия приносят лишь монахи, а лица белого духовенства, которым запрещено вступать в брак до тех пор, пока они состоят в иерейском или дьяконском сане, приносят обет безбрачия только в случае смерти их жен. В средние века обет безбрачия был обязательным условием при вступлении в рыцарский орден, а первоначально и к кандидатам в члены Ганзейского союза. Обет безбрачия также давался запорожскими казаками.

Негативные последствия обета безбрачия

Обет безбрачия имеет тяжелые необратимые последствия для психического и физического здоровья человека. Он провоцирует ощущение неудовлетворенности своей жизнью, является мощным стрессовым фактором, делает людей озлобленными и замкнутыми, приводит к одиночеству и депрессивным состояниям. Опрос 823 католических священников, которым предписан обязательный целибат, показал, что 60 % респондентов страдают от серьезных нарушений в мочеполовой сфере, 30 % регулярно нарушают данный обет и лишь 10 % безупречно придерживаются его. Согласно опросу центрального общественно-правового немецкого телеканала, 87 % католических священников считают целибат явлением, не соответствующим духу времени, и лишь 9 % видят смысл в его существовании.

Отсутствие естественной для мужчин сексуальной разрядки влечет за собой систематические занятия мастурбацией, а порой – привлечения на сексуальной почве. К примеру, шокирующими и неприятными последствиями целибата стали многочисленные факты сексуального насилия над детьми со стороны служителей-католиков, о которых заговорили еще в середине ХХ века. В наши дни эта проблема стала настолько актуальной, что была создана служба собственной безопасности, которая пытается очистить католическую церковь от растлевателей малолетних.

Источники:

  • Безбрачие
  • Долой обет безбрачия?
  • Обет безбрачия: все так непросто

10 ноября (28 октября по старому стилю) отмечается день Святой Великомученицы Параскевы Пятницы. Образ Параскевы в сознании славян слился с образом женщины и имел черты Богородицы.

Женщин. Также Параскева считалась покровительницей скота, ей молились от коровьей смерти и приносили в церковь плоды.


Имя Параскевы было связано с землей. Считалось, что грешно в этот день тревожить землю. В родники с чистой ключевой водой, которые называли пятницкими, женщины бросали деньги, предметы рукоделия (нитки, шерсть).


С XIV в. у славян появились скульптурные изображения Параскевы. Ее представляли в виде крестьянки в поневе и лаптях либо в восточном одеянии.


Иконы Параскевы Пятницы ставили на распутье, поэтому очень часто часовни при дорогах называли пятницкими.


Параскева почиталась как устроительница браков. В этот день молодожены обязательно проводили обряд угощения тестя и тещи киселем с маслом.


Также Параскева считалась покровительницей торговли. Известны пятницкие базары, которые проводили в среду или пятницу.

Видео по теме

Почему вставшие на Путь дают обет молчания



Обет молчания имеет несколько значений.Первое— один из священных обетов, распространённый во многих религиях и религиозных течениях мира. Обет молчания может различаться по продолжительности и ритуальной значимости. Обет молчания может длиться от нескольких минут (например, во время чтения молитвы или занятия йогой) до нескольких десятилетий. Основная цель обета — самосозерцание, сближение с Богом, высший спиритизм, отречение от повседневной суеты и религиозная конфирмация (то есть подтверждение своей веры в Бога или духов с помощью реальных действий).
Второе - означает что давший его человек поклялся не затрагивать какую-либо тему или темы в своих разговорах с другими людьми, дал слово хранить некий секрет.Многие адепты школ после инициации или самостоятельного посвящения в магию дают обет молчания. Обет молчания в этом и других случаях не всегда означает что человек должен всё время молчать в буквальном смысле этого слова. Адепты могут рассказывать самые разные вещи, не нарушая своей клятвы затрагивать определённые темы.


Одним из условий в начале работы обычно стаёт объяснение всем членам группы, что они должны хранить в тайне всё, что услышат или узнают в группе, и не только на время, пока они являются членами группы, но и навсегда в будущем.
Это обязательное условие, идея которого для них должна быть ясна с самого начала. Иначе говоря, им должно стать ясно, что здесь нет попыток создать тайну из того, что в сущности не является тайной, равно как и нет сознательного намерения лишать их права обмениваться взглядами с близкими или друзьями.
Это ограничение связано с тем, что они не способны правильно передавать то, что говорится в группе. Очень скоро они по собственному опыту узнают, как много усилий и времени, как много объяснений необходимо для того, чтобы усвоить то, что говорится в группе; им станет очевидным, что они не в состоянии передать своим друзьям правильной идеи того, что узнали сами. Вместе с тем, они начинают понимать, что, передавая друзьям ложные идеи, они отрезают тех от возможности подойти когда-нибудь к работе или понять что-то, связанное с работой, не говоря уже о том, что таким путём они создают в будущем многие неприятности и затруднения и для себя лично. Если же, несмотря на всё это, человек пытается передать своим друзьям то, что слышит в группе, он вскоре убеждается, что попытки в этом направлении приводят к совершенно неожиданным и нежелательным результатам. Люди или начинают, не желая слушать его, спорить с ним, настаивают, чтобы он выслушал их теории: или же неверно истолковывают всё то. что он им говорит, приписывают всему, что слышат от него. совершенно иной смысл. Видя всё это и понимая бесполезность своих попыток, человек начинает понимать один из аспектов указанного ограничения.
Другая, не менее важная его сторона заключается в том, что человеку очень трудно хранить молчание об интересующих его вещах. Ему хотелось бы говорить о них каждому, с кем он, так сказать, привык делиться мыслями. Это - самое механическое из всех желаний, и в этом случае молчание представляет собой самое трудное правило воздержания. Но если человек понимает это или, по крайней мере, следует этому правилу, оно станет для него лучшим упражнением для вспоминания себя и развития воли. Только такой человек, который, когда это необходимо, может хранить молчание, способен стать господином самого себя.
Но многим людям нелегко приучить себя к мысли, что одна из главных черт их характера состоит в ненужной болтливости; это особенно трудно для тех, кто привык считать себя серьёзными и разумными личностями, молчаливыми, любящими уединение, размышление. По данной причине это требование особенно важно. Помня и выполняя его, человек начинает видеть такие стороны самого себя, которых никогда раньше не замечал.