Горница Тайной Вечери и Могила Давида (Иерусалим).  Храм Живоначальной Троицы на Воробьёвых горах

В Иерусалиме их, по меньшей мере, две. И вообще, в этом городе всего «по паре», а то и более: две Голгофы, два дома первосвященника Каиафы, куда Иисуса привели на допрос, две или более Претории, три тюрьмы Иисуса…

У христиан она считается местом Нового Завета между Богом и людьми, потому что великое таинство Евхаристии было провозглашено именно здесь, во время последней пасхальной трапезы Иисуса с учениками.

Где же могла происходить эта последняя трапеза Иисуса с учениками?
Евангелист Лука пишет (Лк.22:10):

«Он сказал им: «Вот, при входе вашем в город встретится с вами человек, несущий кувшин воды. Последуйте за ним в дом, в который войдет он».

Кувшин воды – это условный знак, известный лишь Иисусу да тому человеку, которого должны встретить ученики. Скорее всего, это был слуга, посланный за водой. Значит, дом, в котором должна произойти трапеза, находился неподалеку от городских ворот. А иначе зачем же слуге нести кувшин через весь город, ведя за собой по пятами подозрительную группу учеников-галилеян? Галилеяне в городе чужаки, их могли заметить, и тогда вся затея была бы обречена на провал.

Ворота, через которые ученики вошли в город, находились, скорее всего там, где расположены кварталы ремесленников и торговцев, а не дома знати, царские дворцы и и покои храмовых священников. В местах, где жили богачи, за водой ходить было не нужно: в каждом доме имелись свои водные цистерны. Значит, эти ворота вели в Нижний город, и назывались они в то время «воротами ессеев». Известный исследователь Евангелий, бенедиктинский монах Баргил Пикснер считает, что во времена Иисуса в этом районе жили ессеи - представители религиозного течения, во многом отличного от традиционного иудаизма.

О размерах комнаты можно судить по количеству людей, которых она вмещала (Деян.1:13-16):

«И, придя, взошли в Горницу, где и пребывали, Петр и Иаков, Иоанн и Андрей, Филипп и Фома, Варфоломей и Матфей, Иаков Алфеев и Симон Зилот, и Иуда, брат Иакова.
Все они единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами и Мариею, Материю Иисуса, и с братьями Его.
И в те дни Петр, став посреди учеников, сказал
(было же собрание человек около ста двадцати ): мужи братия! Надлежало исполниться тому, что в Писании предрек Дух Святый устами Давида об Иуде, бывшем вожде тех, которые взяли Иисуса».

Еще один факт косвенно указывает на место Горницы Тайной Вечери. Это обращение апостола Петра к братьям по вере в день Пятидесятницы, когда Святой Дух сошел на апостолов (Деян.2:29):

«Мужи, братия! Да будет позволено с дерзновением сказать вам о праотце Давиде, что он умер и погребен, и гроб его у нас до сего дня ».

Но причем здесь царь Давид, который умер давным-давно, и про какой гроб говорит апостол Петр?

Слово «гроб» не должно смущать вас. Более понятным было бы употребление слова «могила» или «гробница». И могила (гробница, склеп, мавзолей) царя Давида действительно существовал в древнем Иерусалиме. И место последней трапезы Иисуса с апостолами могло находиться рядом с ним.
Вот что повествует нам Библия: «И почил Давид с отцами своими, и погребен был в городе Давидовом» ((3 Цар. 2:10)
Историк Иосиф Флавий пишет, что эта могила действительно находилась в Иерусалиме до его разрушения римлянами в 70 году н.э..
А богатый испанский еврей из города Туделы по имени Беньямин рассказывает, что видел эту могилу на Сионской горе. И было это уже в 12 веке, когда в Иерусалиме вовсю хозяйничали крестоносцы.

Крестоносцы, как известно, отличались отменной изобретательностью! Не найдя настоящей могилы, которая вот уже почти 11 столетий лежала в руинах разрушенного города, они построили каменный саркофаг и поместили его на первом этаже церкви, а на втором выстроили большую залу и во всеуслышание заявили, что в ней-то и происходила Тайная Вечеря Иисуса. Поговаривают, что и орден "Приората Сиона" (тот самый, что у Дэна Брауна в "Коде Да Винчи") был основан именно здесь. И паломники, посещавшие Святой Город, истово молились как на могиле великого библейского царя и пророка, так и на месте, где Иисус омыл ноги Своим ученикам.

Но иерусалимский век крестоносцев бесславно окончился в 1187 году неподалеку от города Тверии. Проиграв битву у "Рогов Хиттина", они вскоре сдали Иерусалим великому Саллах ад-Дину, или попросту, Саладину. Этот монарх, в отличие от сегодняшних арабских правителей, отличался великодушием, а также неплохим отношением к изгнанным евреям, коренным жителям этих мест. И позволил некоторым из них поселиться в Иерусалиме.

Евреи же, прибыв в Иерусалим, решили заняться излюбленным своим промыслом - устройством синагоги. А поскольку к Храмовой горе, главной своей святыне, мусульмане их не подпускали, то выбор пал на другую святыню, пусть "пониже рангом", но тоже неплохую. С той поры на Сионской горе на этом самом месте стали возноситься молитвы Предвечному.

Все складывалось не так уж плохо для евреев, если бы завистливые мусульмане не "вспомнили" вдруг, что Давид - это не иудейский, а мусульманский пророк по имени Дауд, и пора вернуть его могилу в лоно ислама! И на долгие годы лишили бедных евреев права поклоняться праху великого царя. А богатым это право, естественно, предоставлялось, но за солидный "бакшиш". Вот и читали они Тору над древним саркофагом, установленным здесь их заклятыми врагами-крестоносцами. Затем место было продано ордену францисканцев.

Кенотаф на могиле царя Давида в Иерусалиме .

Но правда в конце концов восторжествовала, и овладев Иерусалимом, израильское правительство навечно отдало евреям право молиться у гроба, который вопреки обещаниям святого Петра, "до сего дня" уже не принадлежит его законным владельцам - францисканским монахам. Они все продолжают судиться с израильским истеблишментом, который объявил территорию гробницы Давида и Горницы Тайной Вечери собственностью государства Израиль.

А что же евреи, спросит меня догадливый читатель, они что, не знают, где молятся? Отвечу, что наиболее сообразительные из них пытались задать этот каверзный вопрос своим раввинам. Но беспредельная еврейская мудрость гласит, что хоть Давид реально не похоронен в этой комнате, но уже столько поколений евреев молились здесь, что дух его давно переселился в эти места. Вот и мы, следую советам раввинов и нашего Минтуризма, заводим туристов в синагогу, где стоит кенотаф, покрытый бархатным покрывалом с надписью «Царь Давид жив и существует». И говорим нашим наивным гостям, что находимся на могиле великого израильского царя. Кстати сказать, израильский историк Михаэль Ави-Йона, автор замечательного макета иродианского Иерусалима, что находится сейчас в государственном музее Израиля, не поверил ни раввинам, ни экскурсоводам. Он поместил мавзолей Давида в южную часть аристократического квартала в Верхнем городе. Макет мавзолея выглядит весьма внушительно и напоминает один из сохранившихмя древних некрополей Кидронской долины - так называемую «могилу Захарии».

Мавзолей царя Давида на макете иродианского Иерусалима (государственный музей Израиля)

Короче, все сводится к тому, что саму могилу никто не видел. А если и видел, то не факт, что в ней покоились останки великого царя. Поэтому верить «очевидцам» мы с вами не будем, примем как факт устоявшуюся многовековую традицию и поднимемся по лестнице на второй этаж в саму Горницу Тайной Вечери!
Перед нами просторная комната, выстроенная в стиле ранней готики. Никаких икон и распятий здесь нет. Зато колонны в центре Горницы явно свидетельствуют о своем византийском происхождении: когда-то на этом месте стояла церковь, построенная в пятом веке нашей эры.
Как и любой христианский храм на Свтой земле, церковь была разрушена, и ее руины дожидались прихода крестоносцев. Ну а что было потом - вы уже знаете.


Горница Тайной Вечери на Сионской горе

Обратите внимание на небольшую арку и мраморную колонну справа от выхода. На капители вы увидите барельеф – два пеликана терзают грудь третьего. Искупление через самопожертвование - типичный сюжет христианской символики того времени, характерный для крестоносцев, один из лучших образцов, найденных на территории Иерусалима.
О том, что тут когда-то была мечеть, свидетельствуют надписи, посвященные пророку Дауду и турецкому султану Сулейману Великолепному, правителю, возродившему к новой жизни древний, многострадальный Иерусалим.

Проходя мимо святых мест на Сионской горе, можно прочесть название Тайной Горницы на латинском – Coenaculum . Это слово означает в переводе «верхнюю комнату в римских домах». Его ввел в христианский обиход святой Иероним, который перевел на латинский язык Ветхий и Новый заветы. А жил он, как вы помните, еще в 4-м веке, во времена византийского присутствия на Святой Земле. И знал кое-то такое, о чем сейчас только догадываются. Например то, что дом Тайной Вечери был, оказывается, двухэтажным! Поэтому благодарное человечество не забыло блаженного старца и установило в его честь Всемирный день переводчика.
Кстати, будете в Вифлееме - не забудьте поклониться его келье, которая находится на территории Храма Рождества.

Дом на горе Сион , недалеко от дома первосвященника Каиафы , где после воскрешения Лазаря состоялось тайное совещание против Иисуса Христа (Мф. 26, 3 -4)

В Сионской горнице Иисус Христос совершил Тайную вечерю со своими учениками (Лк. 22, 7 и далее). Предание гласит, что в ней же на учеников, собравшихся вместе в день Пятидесятницы , видимым образом сошел Святой Дух (Деян. 2, 1 -4). Именно в этом доме, где Богом были утверждены церковные таинства и сама Новозаветная Церковь , апостолы и их первые ученики «преломляли хлеб» - совершали Божественную литургию . Поэтому Сионская горница и называется матерью всех христианских церквей.

Это малое святилище, сохранившееся даже и во время гонений на христиан в первые века после Рождества Христова, во времена Константина Великого было отмечено величественной базиликой. Эта базилика указывается на древних картах под названием "Святой Сион", по словам очевидцев ее потолок поддерживало 80 колонн, и в ней хранился терновый венец Спасителя. Сама Сионская горница, в которой сохранялся древний алтарь, примыкала к зданию с правой стороны, не входя в него.

В году базилика была разрушена персами, после чего неоднократно восстанавливалась и снова разрушалась.

В начале XIII века она была разрушена мусульманами и больше не восстанавливалась, само же здание Сионской горницы при этом уцелело. Крестоносцы, на недолгое время отвоевавшие Святую землю у арабов, изобразили на верхнем этаже горницы Тайную вечерю, а в нижнем Умовение ног апостолам.

В XIV веке король Сицилии Роберт Анжуйский за большую сумму купил у султана Дамасского весь участок с развалинами и горницей и подарил францисканским монахам "в вечное" пользование. Однако в XVI веке халиф Сулейман отнял у христиан это место, превратив здание Сионской горницы в мечеть. Такие действия со стороны Сулеймана были связаны с легендой о том, что именно под Сионской горницей находится могила царя Давида , почитаемого и мусульманами. Нижняя часть стала считаться гробницей Давида, в верхней был установлен михраб сохраняющийся и поныне.

Помещение Сионской горницы, как на первом, так и на втором этаже, всегда было разделено на две части. Ближайшая от входа часть послужила собственно горницей Тайной вечери; в соседней же, несколько возвышенной, совершилось Сошествие Святого Духа, в нижнем этаже полагали явления Спасителя по Воскресении, помещения эти, свободно сообщались друг с другом. Но когда мусульмане устроили там мечеть, внизу, под горницей Сошествия Святого Духа, они поставили каменный саркофаг, обозначавший место погребения Давида, и воспретили вход во весь нижний этаж; наверху также разделили обе комнаты глухой стеною. Во время войны г. в купол над горницей Сошествия Св. Духа попал снаряд, и вход туда прекратился совсем. Позже мечеть отошла в демаркационную полосу, и всякое богослужение в ней прекратилось.

С образованием Израильского государства "гробница Давида" стала местом поклонения евреев: на богатые ковры, ее украшающие, каждый год существования государства возлагается ими золотая или вызолоченная корона. Поблизости устроена синагога.

Верхнее же помещение, столь драгоценное для христиан, пустое и безмолвное, доступно для посещения свободно и бесплатно.

В году министр внутренних дел Израиля Авраам Пораз заявил, что контроль над Сионской горницей может быть передан какой-либо из христианских общин Святой Земли, если сами эти общины придут к соглашению о том, под опеку какой из них перейдет это святое место. Переговоры вела официальная делегация Ватикана, предлагая взамен передать еврейской общине Толедо (Испания) древнюю синагогу.

Среди дней Страстной седмицы Великий четверг занимает особое место. В этот день Церковь вспоминает Тайную вечерю Господа Иисуса Христа с Его учениками - апостолами. На Тайной Вечери Спасителем было установлено главное Таинство нашей веры - Таинство Евхаристии, или Причащения, во время которого все верующие под видом хлеба и вина вкушают истинные Тело и Кровь Христовы.

Без причащения, учит Святая Церковь, нет истинной христианской жизни, так как в этом Таинстве происходит самое полное, предельно возможное на земле благодатное соединение человека с Богом.

Тайная вечеря была совершена Христом за день до празднования ветхозаветной Пасхи. Евреи совершали этот праздник в память о чудесном исходе из Египта, где они находились в рабстве в течение четырёхсот лет.

Тайная вечеря началась с омовения. Сын Божий, Творец мира совершает обряд, который традиционно совершали рабы: он омывает апостолам ноги.

Ученики были поражены действиями их Божественного Учителя. Они молча принимали омовение. Только апостол Пётр, человек горячий, не мог сдержать овладевших им чувств.

«Господи! - воскликнул Пётр, - Тебе ли умывать мои ноги?» На это Христос ответил: «что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после… Если не умою тебя, не имеешь части со Мною». Своим примером Господь показал не только любовь к ученикам, но и научил их смирению - чтобы они не считали за унижение для себя служить ближнему.

После омовения и прощальной беседы с учениками Христос преломил хлеб и, благословив его, подал апостолам со словами: «сие есть Тело Моё, которое за вас предаётся; сие творите в Моё воспоминание». Взяв чашу и благословив её, сказал: «пейте из неё все; Ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов».

В скромной Сионской горнице происходит великое чудо: человек, некогда отвергший Бога, вновь приобщается к Богу - Источнику Вечной Жизни.

В четверг Страстной седмицы в храмах совершается Божественная литургия. В этот день каждый верующий, по примеру апостолов, стремится соединиться со Христом в Таинстве Причащения.

Тропарь

Егда славнии ученицы на умовении вечери просвещахуся, тогда Иуда злочестивый, сребролюбием недуговав, омрачашеся, и беззаконным судиям Тебе, Праведнаго Судию предает. Виждь, имений рачителю, сих ради удавление употребивша! Бежи несытыя души, Учителю таковая дерзнувшия: Иже о всех благий, Господи, слава Тебе.

http://religions.unian.net

Место совершения Тайной вечери, дом на горе Сион, недалеко от дома первосвященника Каиафы, где после воскрешения Лазаря состоялось тайное совещание против Иисуса Христа (Мф. 26, 3-4)

В Сионской горнице Иисус Христос совершил Тайную вечерю со своими учениками (Лк. 22, 7 и далее). Предание гласит, что в ней же на учеников, собравшихся вместе в день Пятидесятницы, видимым образом сошел Святой Дух (Деян. 2, 1-4). Именно в этом доме, где Богом были утверждены церковные таинства и сама Новозаветная Церковь, апостолы и их первые ученики «преломляли хлеб» - совершали Божественную литургию. Поэтому Сионская горница и называется матерью всех христианских церквей.

Это малое святилище, сохранившееся даже и во время гонений на христиан в первые века после Рождества Христова, во времена Константина Великого было отмечено величественной базиликой. Эта базилика указывается на древних картах под названием "Святой Сион", по словам очевидцев ее потолок поддерживало 80 колонн, и в ней хранился терновый венец Спасителя. Сама Сионская горница, в которой сохранялся древний алтарь, примыкала к зданию с правой стороны, не входя в него.

В 614 году базилика была разрушена персами, после чего неоднократно восстанавливалась и снова разрушалась.

В начале XIII века она была разрушена мусульманами и больше не восстанавливалась, само же здание Сионской горницы при этом уцелело. Крестоносцы, на недолгое время отвоевавшие Святую землю у арабов, изобразили на верхнем этаже горницы Тайную вечерю, а в нижнем Умовение ног апостолам.

В XIV веке король Сицилии Роберт Анжуйский за большую сумму купил у султана Дамасского весь участок с развалинами и горницей и подарил францисканским монахам "в вечное" пользование. Однако в XVI веке халиф Сулейман отнял у христиан это место, превратив здание Сионской горницы в мечеть. Такие действия со стороны Сулеймана были связаны с легендой о том, что именно под Сионской горницей находится могила царя Давида, почитаемого и мусульманами. Нижняя часть стала считаться гробницей Давида, в верхней был установлен михраб сохраняющийся и поныне.

Помещение Сионской горницы, как на первом, так и на втором этаже, всегда было разделено на две части. Ближайшая от входа часть послужила собственно горницей Тайной вечери; в соседней же, несколько возвышенной, совершилось Сошествие Святого Духа, в нижнем этаже полагали явления Спасителя по Воскресении, помещения эти, свободно сообщались друг с другом. Но когда мусульмане устроили там мечеть, внизу, под горницей Сошествия Святого Духа, они поставили каменный саркофаг, обозначавший место погребения Давида, и воспретили вход во весь нижний этаж; наверху также разделили обе комнаты глухой стеною. Во время войны 1948 г. в купол над горницей Сошествия Св. Духа попал снаряд, и вход туда прекратился совсем. Позже мечеть отошла в демаркационную полосу, и всякое богослужение в ней прекратилось.

С образованием Израильского государства "гробница Давида" стала местом поклонения евреев: на богатые ковры, ее украшающие, каждый год существования государства возлагается ими золотая или вызолоченная корона. Поблизости устроена синагога.

Верхнее же помещение, столь драгоценное для христиан, пустое и безмолвное, доступно для посещения свободно и бесплатно.

В 2005 году министр внутренних дел Израиля Авраам Пораз заявил, что контроль над Сионской горницей может быть передан какой-либо из христианских общин Святой Земли, если сами эти общины придут к соглашению о том, под опеку какой из них перейдет это святое место. Переговоры вела официальная делегация Ватикана, предлагая взамен передать еврейской общине Толедо (Испания) древнюю синагогу.

Продолжим наше путешествие по Старому городу Иерусалиму. Для новых пользователей, кого заинтерисует эта тема можно в разделе "НАШИ ПУТЕШЕСТВИЯ" найти все темы по прошлым прогулкам. Следующей остановкой нашей экскурсии была Горница Тайной Вечери...



Начну, пожалуй, с описания самого места. Так уж исторически сложилось, что одно здание принадлежит трем религиям. Первый этаж иудаизму, второй христианству, третий исламу. Начнем по порядку .
Гробница царя Давида.
Немного истории. Аутентичность могилы не доказана, возможно, Давид был похоронен в долине Кидрона, там же, где и все владыки Израиля. Споры о местонахождении могилы ведутся до сих пор. Традиционная библейская версия говорит нам о том, что великий царь был похоронен в созданном им городе - Иерусалиме, на территорию которого Сионская гора попадает лишь условно. По некоторым признакам можно считать, что в начале периода Второго Храма евреи помещали могилу Давида в Вифлеем - Бейт-Лехем, по крайней мере так пишет Иосиф Флавий, и лишь позже перенесли традицию сюда.
Первое письменное упоминание о нахождении здесь могилы царя Давида мы находим у Биньямина из Туделлы в 1123 г. Францисканцы в 14 в. вновь отстраивают здесь церковь, что вызывает серьезный конфликт между евреями и христианами. Этот конфликт послужил причиной мощной волны антисемитизма в Европе. В результате мусульмане забирают все здание под свою мечеть. Турецкие власти в 1524 г. построили здесь мечеть Эль Дауд, в честь Давида, которому мусульмане поклоняются как великому пророку. Мечеть существовала до 1948 г. При строительстве новой стены города турки специально оставляют Сионскую гору вне стен Иерусалима и делают ее «Вакф» - общественным местом, посвященным Аллаху. С таким статусом место уже никому нельзя передавать. Так же как и комната Тайной Вечери, сегодня могила принадлежит Министерству религий, и францисканский орден до сих пор ведет судебные тяжбы, требуя если не передачи ему всей Сионской горы, то хотя бы компенсации. Несмотря на все споры между концессиями на сегодняшний день в этом место находится синагога со стеной, якобы за которой и находится гробница.


На кенотафе установлены короны свитков Торы, символизирующие 22 царей Израиля, пришедших на смену Давиду. Везде видны надписи, глосящие: «Давид, царь Израиля, жив и существует», что является цитатой из красивой талмудической легенды о том, что когда царь Давид умер, на земле пропал свет. Его сын и преемник царь Соломон взмолился Всевышнему, говоря: «Что же нам делать без света, что же нам делать без царя Давида?» И Всевышний ответил ему именно этой фразой, после чего на землю вновь вернулся свет.



Как положено, в синагоге два отделения мужское и женское. Я естественно могу показать только женскую часть.
фото


Поднимаемся на второй этаж. Тут находится сама церковь Тайной вечери.



Этот зал находится на горе Сион в здании, построенном непосредственно над могилой царя Давида в эпоху крестоносцев.






Это место тайного ужина Иисуса с учениками, изображено на множестве картин и фресок. Сам ужин являлся, собственно говоря, первым пасхальным седером, на котором Иисус представил себя как пасхальную жертву. Также утверждается, что в этой комнате 7 неделями позже на Пятидесятницу (Шавуот) Святой Дух предстал перед Марией и апостолами в день, называемый Троицыным. С этого момента апостолы стали владеть множеством языков для миссионерской деятельности. Именно здесь было предсказано предательство Иисуса Иудой Искариотом - Иш-Крайот (Крайот - еврейское поселение того времени у южного подножия Хевронских гор), который был единственным не галилеянином из всех учеников Иисуса.


На самом деле здание сооружено (над древней гробницей) лишь в 12 в. крестоносцами в качестве церкви, называемой «Наша Госпожа». Позже, в 1335 г. церковь была перекуплена францисканским орденом. В 15 в. турки превратили (здание в мечеть. Постройка хорошо сохранила типичный для конца 11 - начала 12 в. архитектурный стиль, с готическими колоннами, перекрещивающимися перекрытиями, арками и окнами.
В зале находится деревце сивмолизирующее, по словам экскурсоводов, дары плодоносной земли. Честно говоря, мне показалось, что деревце не "вписывается в общий ансамбль". Судите сами.


Арка и камень тех времен .


На этом месте еще св. равноапостольной Еленой в IV в. была построена маленькая церковь, впоследствии разрушенная. Она была восстановлена королем Сицилии Робертом Анжуйским в XIV в. Существующее в настоящее время здание возведено в период крестовых походов и носит следы позднейших реконструкций. До XVI в. Сионская Горница находился во владении францисканцев, затем был превращен в мечеть.


В горнице имеются две часовни, располагающиеся одна над другой. Собственно горницей является верхняя. От средневековых строений сохранилось несколько колонн и свод с изображением пасхального агнца.



От времен мусульманского владычества в комнате второго этажа остался центральный михраб, купола и дополнительные лесенки.

Вот как раз тут вниз и спускаются ступеньки к гробшице царя Давида.


И о самой мечети. Турецкие власти в 1524 г. построили здесь мечеть Эль Дауд, в честь Давида, которому мусульмане поклоняются как великому пророку. Мечеть существовала до 1948 г. При строительстве новой стены города турки специально оставляют Сионскую гору вне стен Иерусалима и делают ее «Вакф» - общественным местом, посвященным Аллаху. С таким статусом место уже никому нельзя передавать. Мечеть ныне не действующая, но ее минарет вполне сохранившийся можно увидеть поднявшись на крышу.


Вообще только в Иерусалиме можно видеть настолько близкое переплетение "живых" легенд различных конфессий. И это здорово!

Это место знакомо практически каждому. Если и не само место, то событие, в нем произошедшее, – точно. Картина Леонардо «Тайная Вечеря», а точнее – ее репродукция встречается в экспозициях музеев разных городов, она украшает фойе различных офисов и гостиничные номера отелей. Она известна.

А сегодня я хочу вас немного познакомить с тем местом, где непосредственно происходило это событие – с Горницей Тайной Вечери.

Итак, начнем. И для начала вспомним Евангельское повествование.

Иисус Христос прибыл в Иерусалим за неделю до Пасхи. Это был главный иудейский праздник, и народ стремился его встретить в главном городе страны. Вошел Он в Иерусалим как Царь, как Избавитель. Народ постилал на Его пути пальмовые ветви и одежду, крича Ему: «Осанна!»

Обо всем этом мы вспоминаем в Лазареву Субботу и Вербным Воскресеньем за праздничными Литургиями.

Но к этому времени первосвященники и священники уже приняли свое окончательное и бесповоротное решение – расправиться со Спасителем.

Господь, как Тайноведец, безусловно, знал об этом готовящемся злодействе. И не просто знал, а знал, кто и когда его совершит. Поэтому Он и решил повечерять со своими апостолами тайно, в последний раз, рассказать им о грядущем злодействе и совершить первое таинство Причащения.

О том, как выбрано место тайной вечери, мы можем прочесть у апостола Марка:

«В первый день опресноков, когда заколали пасхального агнца, говорят Ему ученики Его: где хочешь есть пасху? мы пойдем и приготовим. И посылает двух из учеников Своих и говорит им: пойдите в город; и встретится вам человек, несущий кувшин воды; последуйте за ним и куда он войдет, скажите хозяину дома того: Учитель говорит: где комната, в которой бы Мне есть пасху с учениками Моими? И он покажет вам горницу большую, устланную, готовую: там приготовьте нам. И пошли ученики Его, и пришли в город, и нашли, как сказал им; и приготовили пасху ».

Итак, накануне Пасхи Иисус отправляет двух учеников (а из параллельного текста в Евангелии от Луки мы можем прочесть, что это были Петр и Иоанн) в некий дом, где они готовят пасхальную трапезу.

Сионская горница на спутниковой карте

Сионская горница оказалась самым удобным местом для собраний учеников Христа. Она находилась наверху, прямо под крышей дома, была довольно просторной и удачно расположенной – сюда не доносился шум городских улиц. Помещение делилось на две части: ближайшая от входа стала местом Тайной Вечери, а в соседней совершилось Сошествие Святого Духа. Кто был хозяином дома, который, рискуя навлечь на себя беду, в дни гонений на Спасителя предоставил Ему и Его ученикам кров, доподлинно неизвестно, но предполагают, что это был состоятельный человек, близкий кому-либо из апостолов или даже Учителю. Не иначе! Потому что случайный человек не захотел бы впустить в свой дом Христа с учениками, да и Христос-Сердцеведец не вошел бы в случайный дом для столь важного христианского события, которое в нем совершилось.

В двухэтажном здании, на верхнем этаже им была отдана большая, устланная горница. О размерах этой горницы можно говорить даже по тому, что она могла вместить в себя возлежавшими 13 человек: Иисуса и двенадцать апостолов.

И вот в этой горнице Иисус разделил со своими учениками последнюю трапезу Своей земной жизни. В ней же Он установил Таинство Евхаристии – вкушения Его плоти и крови, которые на Литургии заменяются хлебом и вином. Здесь же, в этой самой горнице Иисус омыл ноги своим ученикам, дав апостолам заповедь «Да любите друг друга, как Я возлюбил вас». И здесь же, понимая, что это последние минуты его свободной земной жизни, Иисус установил таинство священства: «Как Ты послал меня в мир, так и Я послал их в мир».

Все эти события невероятно важны для христиан, они вспоминаются при чтении Евангелий, о них напоминает еженедельная Литургия.

Здесь же, в этой горнице, Иисус прямо указал на предателя.

Читаем у апостола Матфея в его Евангелии:

«Когда же настал вечер, Он возлег с двенадцатью учениками; и когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня. Они весьма опечалились, и начали говорить Ему, каждый из них: не я ли, Господи? Он же сказал в ответ: опустивший со Мною руку в блюдо, этот предаст Меня; впрочем Сын Человеческий идет, как писано о Нем, но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы этому человеку не родиться. При сем и Иуда, предающий Его, сказал: не я ли, Равви’? Иисус говорит ему: ты сказал ».

Итак, Иуда был изобличен. Но это не остановило его. И злодейство было совершено.

Здесь же, в этой горнице, семью неделями спустя произошло Сошествие Святаго Духа на апостолов и Богородицу. Вследствие этого они заговорили на разных языках и отправились в разные точки этого мира проповедовать Новый Завет и Святое Евангелие, свидетелями событий которого были и сами. Теперь этот праздник именуется Троицей или Пятидесятницей.

В этот день Божественная литургия напоминает нам о нашем крещении и вместо «Трисвятого» поется крещальное песнопение из Послания к Галатам.

Ну, что же, мы вспомнили и даже еще раз прочли события, связанные с Горницей Тайной Вечери. Теперь самое время осмотреть ее саму и то место, где она находится. Итак, в путь!

Горница Тайной Вечери, или Сионская горница, как ее часто называют, находится на горе Сион, которая в свою очередь является одной из стен Иерусалима. Чтобы в нее попасть, надо подняться по большой лестнице, которая проходит мимо купальни Силоама. Она известна тем, что именно туда направил Иисус слепого от рождения человека: «Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому, и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: «посланный». Он пошел и умылся, и пришел зрячим».

Вот какое место есть на Сионе! Надо также сказать, что на этой же горе находился дом первосвященника Каиафы.

А само здание Горницы Тайной Вечери сооружено над гробницей царя Давида. Сооружено оно было крестоносцами и первоначально использовалось как церковь. Ее именовали «Наша Госпожа». Позже это здание было перекуплено францисканским орденом. А позднее вероломные турки превратили это помещение в мечеть. Но сегодня это здание вновь обретено нами.

«Несмотря на полуразрушенное состояние, Горница полна торжественности и величия»

Верхнее помещение Горницы безмолвное. От средневековых строений сохранилось лишь несколько колонн и свод с изображением пасхального агнца. Мраморные колонны поддеживают купол. На капителях мы видим изображение пеликана, который в христианском искусстве является символом милосердия и жертвенности. А с другой стороны – два пеликана, терзающие грудь третьего, – это уже мотив искупления грехов. Все изображения неслучайны. А в уступе по центру комнаты установлена инсталляция оливковой ветви. Всё нам напоминает о тех святых моментах, которые здесь произошли. Несмотря на полуразрушенное состояние, Горница полна торжественности и величия. Оно незримо, но наполняет человека, переступившего ее порог.

Сама Сионская горница сегодня не принадлежит ни одной из конфессий и находится в ведении израильского правительства, вход для всех посетителей свободный и бесплатный. Никаких сувенирных или иконных лавок на территории горницы вы не встретите.

И да, кстати. В 2014 году власти Израиля разрешили молиться в Сионской горнице только шепотом. Это прекрасное нововведение, потому что тогда, когда я посещала ее, нужно было соблюдать абсолютное молчание.

Горница открыта для посещения ежедневно, но в пятницу лишь до обеда. Потом в Израиле наступает шабат.

Да, наша виртуальная экскурсия получилась короткой. История, к великому сожалению, не сохранила для нас всего того, что было в этой комнате. Но история помнит и почитает те события, которые в ней совершились!

Здесь родилась Новозаветная Церковь. Здесь Спаситель на Тайной Вечере установил Таинство Причащения, здесь на апостолов сошел Дух Святой и была произнесена первая апостольская проповедь. А это очень и очень много! И если есть возможность хотя бы ступить в ту горницу, где свершилась вся христианская новозаветная история, этой возможностью надо обязательно воспользоваться!

Кстати, именно в этой горнице был избран апостол Матфий вместо лишившего себя жизни апостола-предателя Иуды.

Я желаю каждому, кто окажется с паломнической или любой другой целью в Израиле, найти время и посетить это святое место.

И конечно, благодарю всех за внимание и с нетерпением жду следующей встречи на страницах любимого издания!

Храни всех вас Господь!

Вконтакте