Анализ произведения «Левша» (Н. Лесков). Н.С. Сказ "Левша". Особенности проблематики и основная идея сказа. план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему Основная идея рассказа левша

Урок литературы в 7 классе Тема «Главная идея произведения Н.С. Лескова «Левша» Цели: закрепить представление о жанре сказа; помочь ученикам разобраться в характеристиках персонажей, понять основную идею автора Оборудование: портрет Н.С. Лескова, учебники, тетради учащихся, записи на доске, иллюстрации Н. Кузьмина и Кукрыниксов к «Левше» Методические приемы: беседы по вопросам; аналитическое чтение; выборочная цитатная характеристика героев; выразительное чтение, работа с таблицей Эпиграф урока Я не изучал народа по разговорам с петербургскими извозчиками, а я вырос в народе Н.С. Лесков 1. Организация класса на учебную деятельность. Учитель: Здравствуйте, ребята! Улыбнитесь друг другу, поприветствуйте наших гостей. 2. Создание ситуации успеха Учитель: Я прочитаю вам пословицы, отгадав их, вы вспомните, о каком герое пойдет речь. а) К большому терпению приходит умение. б) В гостях хорошо, а дома лучше в) Что имеем, - не храним, потерявши плачем. (Ответ учащегося) 3. Вступительное слово учителя - Ребята, сегодня у нас с вами обобщающий урок по сказу Н.С. Лескова «Левша». И цель нашего урока - определить главную идею произведения. А эпиграфом к уроку станут слова Н.С. Лескова, которые отражают близость автора к народу, его любовь к нему. Запишите эпиграф в тетради. 4. Повторение изученного. Теория Литературы Учитель: Прежде чем перейдем к домашнему заданию, давайте вспомним, что такое сказ? - Что в литературе называется сказом? 1 учащийся: (Сказ - это повествование, основанное на народных преданиях, легендах, в которых зарисовки народного быта и нравов. Повествование ведется от лица рассказчика, человека с особым характером и складом речи) Вывод: Рассказывает не просто рассказчик, а участник событий. 5. Проверка домашнего задания Характеристика персонажей (аналитическая беседа) Учитель: - На дом дано было задание ответить на вопрос, какой человек, по вашему мнению, рассказывает историю о Левше. И по цитатам, подготовленным дома, охарактеризовать царей: Александра Павловича и Николая Павловича. - Итак, какой человек рассказывает историю Левши? 2 учащийся: (Рассказчик - человек очень интересный. Он не образован, но трудолюбивый, мастеровой мужик). 3 учащийся: Он как бы подсмеивается над царем Александром Павловичем, над Платовым. Он переиначивает иностранные слова и названия, которые ему неизвестны. Например, таблицадолбица; бурометры вместо барометры, мелкоскоп вместо микроскоп и другие слова) 4 учащийся: (Рассказчик, может быть, работал вместе с Левшой. Он - старый оружейник, уважал царя Николая Павловича. Соблюдает русские обычаи. Рассказчик похож на Левшу, только одет опрятнее и похитрее Левши. Левша очень уж добрый и простой) - Охарактеризуйте по записанным цитатам царей Александра Павловича и Николая Павловича. Итак, царь Александр Павлович. Сначала прочитаем цитаты. 5 учащийся: а) «Объездил он все страны и везде через свою ласковость всегда имел самые междоусобные разговоры со всякими людьми»; б) «Мы, русские, со своим значением никуда не годимся»; в) «Государь на все это радуется»; 6 учащийся: г) «Государь взглянул на пистолю и наглядеться не может»; д) «Зачем ты их очень сконфузил, мне их теперь очень жалко»; е) «Пожалуйста, не порть мне политики»; 7 учащийся: ж) «Вы есть первые мастера на всем свете, и мои люди супротив вас сделать ничего не могут» з) «Государь так соображал, что англичанам нет равных в искусстве»; - Как эти цитаты характеризуют Александра Павловича? 8 учащийся: (Александр Павлович был человеком слишком мягким. Он не верил в свой народ, в то, что русские люди тоже талантливые. Ему казалось, что в России все хуже, чем в других странах) 9 учащийся: (У него не было гордости за свою страну. И он мало интересовался тем, как живут простые люди) - Охарактеризуйте царя Николая Павловича. Читаем цитаты. 10 учащийся: а) «Государь Николай Павлович был в своих людях очень уверенный и никакому иностранцу уступать не любил»; б) «Я на своих надеюсь, что они никого не хуже. Они моего слова не проронят и что-нибудь сделают»; в) «был ужасно какой замечательны и памятный - ничего не забывал»; 11 учащийся: г) «Я знаю, что мои меня не могут обманывать. Тут что-нибудь сверх понятия сделано» д) «Глядите, пожалуйста, ведь они, шельмы, аглицкую блоху на подковы подковали»; - Как эти цитаты характеризуют императора Николая Павловича? 12 учащийся: (У государя Николая Павловича характер был совсем другой. Он верил в русских мастеров, надеялся на них. Знал, что они ничуть не хуже заморских. И они не подвели царя) Учитель: - Ребята, а что общего у царей Александра и Николая? Вывод: Но и государь Александр Павлович и Николай Павлович мало заботились о своем народе. Они не интересовались, как им живется, в каких условиях они работают. - Ребята, мы знаем, что донской казак Платов Матвей Иванович - военный деятель, соратник Суворова и Кутузова. Участник Отечественной войны 1812 года, герой. Подумайте, чем отличается это сообщение от изображения Платова в сказе «Левша»? 13 учащийся: (Платов в сказе показан человеком жестоким, трусливым. Он хитрит, нервничает, боится. Он не позволил Левше взять документ. Когда товарищ Левши почуял что-то неладное и спросил: «Как же вы его без тугамента увозите. Ему нельзя будет назад следовать. То Платов вместо ответа показал кулак - Вот вам тугамент! Он плохо поступил по отношению к Левше) Вывод: Храбрость на войне и политическая храбрость - разные вещи. Действия Платова - это беззаконие, неуважение к простым людям, произвол. Платов всегда ратовал за русских мастеров, за талант народа. И вот перед ним представитель простого мастерового народа. Где же его любовь? Оказывается, что любить весь народ проще, чем конкретного, некрасивого мастера, у которого родимое пятно, выдранные за годы учения волосы, косые глаза. Платов в сказе увиден глазами простого человека. 6. Работа с учебником. Чтение отдельных глав по ролям и обсуждение - А сейчас приготовьтесь читать главы 13, 14 выборочно. Читаем сцену между царем и Левшей. «Левша во дворце». Глава 13 со слов «Привести ко мне сюда этого оружейника и до конца. - Читаем главу 14 с начала и до конца. - Подчеркните главные качества характера Левши 14 учащийся: (Левша очень просто разговаривал с царем, не заискивал, не боялся его придворных) - Прочитаем в лицах одну из сцен сказа «Левша у англичан» со слов «Англичане всех вин перед ним..до питомцы…) - Что вызывает восхищение англичан в тульском умельце и в чем они видят его слабость? 15 учащийся: (Англичане видят, что Левша очень талантливый, но он не знает грамоты, простых математических расчетов) Вывод: С одной стороны - гениальность Левши, а с другой - полное невежество. 7. Физминутка (класс выполняет физические упражнении) 8 Беседа по вопросам - Почему блоха перестала танцевать? 16 учащийся: (Подковы, которыми тульские мастера подковали блоху, изменили ее вес. И точный математический расчет был нарушен. А тульские мастера этого не знали) - Почему заскучал в Англии и заторопился домой Левша? Какую тайну старого английского оружия он разгадал? 17 учащийся (Левша соскучился по родному дому. И еще он догадался, что нельзя чистить стволы ружей кирпичом, потому что нарушается точный математический расчет: кирпич стачивает металлическую поверхность, пуля будет выкатываться из дула) Вывод: Тульский Левша, несмотря на уговоры остаться в Англии, жить намного лучше, чем в России, остается верен своей неблагодарной, но милой сердцу Родине. - Как закончилась история Левши после прибытия в Петербург? 18 учащийся: (Больного Левшу привезли в полицейский участок, «свалили на пол», обыскали, отобрали часы и деньги, таскали по больницам. Привезли чуть живого в больницу для нищих. Без документов его в больнице не принимали. Левша умирает) - О чем думает перед смертью Левша? 19 учащийся: (Перед смертью Левша думает не о себе, а как довести до царя, что ружья нельзя чистить кирпичом, а то они стрелять не годятся) Вывод: Предсмертные слова Левши не передали государю. Граф Чернышев показан самоуверенным и недалеким человеком. По мнению рассказчика, это он не выслушал предсмертный наказ Левши, и из-за этого Россия потерпела поражение в Крымской войне - Кто же виноват в страшной судьбе Левши? 20 учащийся: (Безответственное и преступное отношение к нему со стороны властей от царедворца до городового, доходящие не только до побоев и ограбления, но и по сути до убийства гениального мастера) Вывод: Права русская пословица «Что имеем, - не храним, потерявши плачем». Много было загублено талантливых людей ничтожными чиновниками. Но народ ценит мастерство, и доказательство этому - сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе. 9. Теория литературы. Контраст - прием, помогающий раскрыть главную идею произведения. - Попробуйте найти контрасты, т.е. резкую противоположность. Это специальные приемы, которые использует Н.С. Лесков. А я помогу вам. (Один учащийся работает у доски) а) Гениальность, мастерство с одной стороны и …… б) Имея такой талант, будучи таким местером,…… в) Левша любит свой народ. Умирая, думает о Родине (невежество с другой стороны) (Левша нищий) (бездушное отношение властей к нему, лжепатриотизм, безразличие к делу Вывод: Не верховная власть озабочена честью и судьбой русских людей,Родины, а простые тульские мужики. Они берегут честь и славу России и составляют ее надежду. И на таких людях держится земля русская. - Какова же главная мысль произведения? (ответ учащихся) Вывод: Богата талантами русская Земля. Такого мастерства есть люди, что даже блоху подковать им по плечу. Несладко им живется, но для них главным всегда были любимая работа и Родина. А охотников видеть «удивления» только в заморских странах всегда было немало. 10. Описание иллюстраций - Рассмотрим иллюстрации к «Левше» художника Н. Кузьмина и Кукрыниксов - Каким изображен Платов? Каким выглядит здесь Левша? 11. Подведение итогов Выведение оценок за урок 12. Домашнее задание Подготовиться к внеклассному чтению по рассказу Н.С. Лескова «Человек на часах»

Николай Семёнович Лесков (1831-1895) - русский писатель. Фамилия его происходит от деда священнослужителя из села Лески. Детство Николая прошло в родовом хуторе Панино, где много времени он играл с крестьянскими детьми. Отсюда он узнал быт русского народа до мельчайших подробностей, что нашло отражение в творчестве. Как говорил сам писатель позднее: «…я вырос в народе… я с народом был свой человек…».

Известные произведения Лескова

На счету писателя множество романов, повестей, рассказов, пьес и очерков:

  • «Некуда».
  • «На ножах».
  • «Леди Макбет Мценского уезда» - по этой повести снят фильм.
  • «Левша».
  • «Очарованный странник».
  • «Житие одной бабы».
  • «Загадочный человек».
  • «Тупейный художник».

«Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе»

Н. С. Лесков рассказ «Левша» написал в 1881 г. и стилизовал его под сатирическую легенду. На прочтение оригинала рассказа потребуется от 45 до 60 мин. Прочтение обзора «Левша» (краткое содержание) занимает примерно 10 мин. Повествование в произведении идет от человека из народа, который не обучен грамоте и коверкает слова. Автор специально конструирует новые слова так. В рассказе поднимается проблема тяжести быта, самодержавия и невероятно трудных условий жизни простых русских людей того времени. Даже истинный талант, коим является Левша, Лесков не в силах наделить какими-либо благами на Родине. Давайте разбираться с произведением.

«Левша». Краткое содержание (главы 1-5)

Император России Александр I (с 1801 по 1825 года) после победы в войне с Наполеоном решил поехать по странам Европы и посмотреть достижения науки и техники союзных держав. Государя сопровождал генерал, видный полководец Отечественной войны 1812 года Платов (в рассказе - донской казак). Каждый раз, когда император начинал восхищаться чем-то ему показанным, то Платов уверял государя, что и у себя дома не хуже есть.

Однажды Платов с государем отправились в кунсткамеру редкое оружие смотреть. Платов сильно сконфузил англичан, продемонстрировав всем внутренний механизм показанного пистолета на котором с внутренней стороны красовалась надпись: «Иван Москвин во граде Туле».

В последней кунсткамере английские мастера подали императору поднос. На нем была маленькая заводная блоха с ключиком. В микроскоп можно было разглядеть, как блоха кадриль танцует. Император, не раздумывая, заплатил за блоху миллион серебром и увез ее в Россию в футляре из цельного бриллианта размером с грецкий орех. Платов до самого Петербурга молчал и курил, пребывая в сильной досаде.

После кончины Александра I блоха перешла к государю Николаю I. Когда он решил ее пересмотреть,то обнаружил блоху недвижимой. Полководец Платов рассказал императору все, что знал. Государь Николай Павлович был в восторге от увиденного танца кованой блохи, но в таланты русского народа не уверовал. А Платову поручил доказать превосходство отечественных мастеров над английским умением.

В рассказе появляется Левша. Краткое содержание (главы 6-14)

За работу взялись три самых искусных оружейных дел мастера из Тулы. Характеристика Левши дается автором очень скудная. Говорится лишь, что он был косой, с родимым пятном на щеке и редкими на висках волосами, которые были выдраны еще во времена учения. Перед ответственным делом отправились мастера помолиться иконе и совершить молебен. После вернулись домой, заперлись и две недели не выходили из избы, только молоточками по наковальням стучали в полной секретности при свете лампадки.

На обратном пути в Петербург Платов не смог завести блоху, так как имел толстые пальцы. Разозленный атаман запрыгнул в карету, а первого попавшегося оружейника бросил себе в ноги и повез его ответ перед государем держать.

После завода блохи ключиком ничего не произошло. Она продолжала недвижимо лежать на боку. Приволокли тульского оружейника, который все это время под охраной находился, и велели ответ держать за содеянный ущерб.

Принесли микроскоп и Левша показал государю, что тульские умельцы блоху подковали на все ноги подковками, да подписали на них свои имена. Оружейники с самого начала имели такой план. Левша же изготовил маленькие гвоздики, которыми подковы прибивали. Государь Левшу, как был он весь в пыли, обнял и поцеловал и велел отвезти обратно в Англию подкованную блоху, чтобы доказать, что русские мастера лучше английских.

Как Левша попадает в Лондон и что из этого получается (главы 15- 20)

Англичане приняли косого мастера очень хорошо. Они объяснили Левше, что не учли тульские мастера по неграмотности вес подков. Оттого-то блоха и не смогла кадриль танцевать. Предлагали Левше выучиться, остаться и жениться. Но верный Отчизне Левша через переводчика отвечал, что на чужбине не останется и иностранная жена ему не нужна. Ходил мастер и все удивлялся, как хорошо работается людям на английских заводах и какой хороший уход они от этого имеют. Долго водили Левшу по заводам и мануфактурам, пока в один день он спешно не стал в Россию проситься. Увидел он у англичан что-то такое, что непременно должен был государю сообщить.

На обратно пути из Лондона плыл Левша на корабле и в даль глядел, Родину высматривал. Заскучал Левша и стал пить наперегонки со шкипером корабля. Да так много пили они, что черта морского каждый увидел в пене за кормой. Чуть было не прыгнули с чертом обниматься. Пришлось их обоих в трюме запереть до самого возвращения.

Англичанин с корабля в больном виде попал в посольство, где имел уход и лекаря. А Левшу бросили на телегу и отвезли в бедняцкий район. Там его больного после плавания и перепоя обокрали и стали по бесплатным больницам на телеге возить по холоду. Но нигде не принимали человека без документов. Перекладывали с телеги на телегу и все роняли и роняли.

Когда англичанин пришел в себя, отыскал друга Левшу на полу в больничном коридоре. Одно только мастер просил - два слова государю сказать. Пока лекаря ждали, помирать Левша стал. Только успел он прошептать доктору, чтобы передали его слова государю - чтобы не чистили наши ружья битым кирпичом. Иначе они стрелять не годными станут. Англичане так не делают. Но доктору не позволили с государем увидеться. А ружья так и продолжали чистить кирпичной крошкой, что послужило одной из причин поражения в Крымской войне.

Основная мысль произведения

В своем самом известном произведении «Левша» Лесков пытался донести, что в России всегда было много небывалых умельцев. Но как трудно жилось крестьянам и талантливым людям, как трагично заканчивалась их бесславная жизнь. Яркий этому пример - Левша. Краткое содержание не передает всей красоты русского языка и подчеркнутости обозначенной проблемы. Для полного понимания всех принижений, несправедливости и забитости простых людей в царское время рекомендуется прочитать рассказ «Левша» в оригинале.

Лесков Н.С. «Левша». Тема и основная идея сказа.

Подготовила Фомочкина М.А.

1.Вступительное слово учителя

Из черной рамы смотрит мне в глаза


Глазами жадными лицо Лескова,


Как затаенная гроза,


В изображенье умного Серова. ( , слайд 2)

Как вы думаете, о творчестве какого писателя мы с вами сегодня будем говорить? (назвали)

Сегодня у нас урок - праздник, урок открытие. Праздник потому, что нельзя буднично, обыденно говорить о великом писателе. Открытие потому, что произведение, над которым мы будем работать сегодня, отличается необычностью повествования, где яркая игра со словом поражает с первых её строк.

Давайте попытаемся сформулировать тему сегодняшнего урока. Совершив небольшое путешествие на родину писателя, мы начнем разговор о его сказе «Левша». Попытаемся определить тему и идею этого произведения. Итак, тема нашего урока…..Запишем ее в тетрадь.

Теперь давайте попытаемся сформулировать цель нашего урока. Из перечня целей выберите ту, которая отвечает вам:

1. Составить собственное мнение о личности и творчестве Н. С. Лескова

2. На основе анализа первых глав произведения, определить его тему и центральную идею.

3. Научиться анализировать литературное произведение.

4. Свой вариант цели.

2. Заочное путешествие в город Орел.

Я приглашаю вас совершить путешествие в город Орел – город детства и юности Н.С.Лескова. Он до глубины души любил свою малую Родину и гордился ею.

Здесь, в Орле, был поставлен памятник писателю, который не перестает восхищать орловцев и гостей города. В центре – фигура писателя, отлитая в бронзе. «Умный, темпераментный, с колючими черными глазами, с душой сложной и причудливой, полной бунтующих страстей» – таким виделся Лесков современникам, таким изобразили его создатели памятника. А вокруг, поднятые на колоннах на высоту человеческого роста, оживают лесковские герои.

Среди них и главный герой сказа, о котором пойдет сегодня речь, тульский оружейник Левша, колдующий над наковальней с молоточком в левой руке. Он – олицетворение талантливости нашего народа.
Место, где возводили памятник, выбрано не случайно. Эта часть города связана с жизнью и творчеством Лескова.

Рядом с памятником находится здание мужской гимназии, в которой он учился. А это дом на Третьей Дворянской улице, где когда-то жил писатель, сейчас здесь дом-музей Н.С.Лескова. Мы можем побывать в его рабочем кабинете, тщательно воссозданном по фотографии, сделанной 5 марта 1895 года. Кабинет отразил не только вкусы, пристрастия, но и характер своего хозяина. Комната пестрая, яркая, своеобразная. Многочисленные старинные часы… Бесчисленные портреты, картины, длинный, узкий образ Божьей Матери. На столе – лампы, масса безделушек…

Мне хотелось бы добавить в экспозицию этого музея микроминиатюры современных мастеров, последователей Левши. На фото мы видим работы тульского левши Николая Алдунина.

Такие мастера – гордость русской земли.


Именно таким людям и посвятил Лесков свое произведении.

А кто-нибудь знает, как возник замысел сказа «Левши»?

Замысел "Левши" возник из поговорки "Англичанин сделал блоху из стали, а русский её подковал", а вот еще один вариант этой пословицы в старых сборниках записана так "Туляки блоху подковали". Существуют также фольклорные рассказы о мастерстве тульских оружейников, которые отличались искусством изготовления миниатюрных предметов, еле видимых глазу или различимых только с помощью сильных линз.

Давайте обратимся к произведению. Откроем учебники стр… Произведение имеет подзаголовок. Давайте прочитаем его.

Чем он необычен? На что настраивает читателя?

(Здесь автор называет жанр произведения. "Сказ" (не "сказка") - звучит значительно. А что такое сказ? Знакомо вам это определение? (ответы, если не помнят, обратимся к учебнику) Сказ – это жанр эпоса, опирающийся на народные предание и легенды. Повествование ведется от лица рассказчика, человека с особым характером и складом речи.

Какую еще информацию несет подзаголовок? Определяет содержание сказа.

"Стальная блоха" Некая забавная безделка? Хотя попробуй сделай ее! "Тульский": Тула - город мастеров. Главный герой явно неказист - левша, к тому же косой.

А теперь, давайте прочитаем первое предложение сказа. О чем оно говорит нам? Уже по первому предложению мы можем определить место и время действия.

-Когда и где происходит действие?

- Какие реальные исторические события лежат в основе рассказа о поездке Александра Павловича в Европу? (Поможет сноска .) После войны 1812 Россия – держава-победительница, Есть чем гордиться! Восхищаться! Есть чем подкрепить чувство национальной гордости. ( Действие происходит в России и в Англии вскоре после войны с Наполеоном,упоминается Венский конгресс 1814-1815гг Поездка Александра I и Платова в Лондон - исторический факт)

Я предлагаю вам прослушать актерское чтение 1 главы. По ходу чтения вы будете следить по тексту и искать ответы на вопросы, предложенные вам в раздаточном материале. ОЗВУЧИТЬ!

    Как проявляют себя Александр 1 и Платов во время поездки?

4. Слушаем 1 главу (актёрское чтение)

5. Работа с текстом произведения

Особое внимание следует обратить на рассказчика, так как во многом именно этим образом определяется своеобразие произведения, его связь с фольклором.

    Итак, отвечаем на первый вопрос.
    Каким вы представляете себе рассказчика? Что это за человек? Рассказчик, скорее всего, простой человек, ремесленник, мастеровой. В его речи много неправильностей, просторечии, инверсий, характерных для фольклорных произведений.

Рассказчик выступает от лица народа как его своеобразный рупор. Он передает не точку зрения отдельного человека, а воплощает «народный глас».

Прослушав первую главу, вы не могли не обратить внимание на необычное звучание многих слов.

я предлагаю вам побывать в роли переводчиков: вы должны «перевести» на современный русский язык следующие слова из лесковского произведения. Это вы можете сделать прямо в предложенных вам листах. Задание 2.

Буреметры морские – барометры морские

Преламут – перламутр

Верояции – вариации

Мелкоско п – микроскоп

Египетская керамида – египетская пирамида

Нимфозории – инфузории

Валдахин – балдахин

Пистоля - пистолет

Для чего Лесков «искажает» звучание этих слов? Рассказывая о чужеземных и малознакомых вещах, рассказчик, являясь простым, малограмотным человеком,
искажает их названия согласно своему представлению о них. Лесков вкладывает в них юмористический смысл в духе народного понимания

Физминутка

С какими еще героями мы познакомились в первой главе. (Александр 1 и Платов)

Как проявляет они проявляют себя во время поездки?
Император "иностранным очень интересуется" и считает, "что мы, русские, со своим значением никуда не годимся". Даже героический Платов не смог доказать Александру I, что "у нас дома свое не хуже есть", "что и наши на что взглянут - все могут сделать, но только им полезного ученья нет".
Таким образом, противопоставляются 2 мнения, возникает ситуация спора, который должен быть разрешен.
Давайте снова вернемся к тексту и найдем цитаты, характеризующие отношения Александра 1 и Платова к тому, есть ли на русской земле талантливые умельцы. Найденные фразы запишите в сравнительную таблицу (задание 3)
Давайте вспомним, о чем идет речь в последующих прочитанных вами главах.

Чем хотели англичане поразить русского императора?

Почему пистолет вызвал такой интерес Александра 1?

В каких словах прозвучала обида императора за русских мастеров, не умеющих делать такие пистолеты?

Давайте дополним нашу сравнительную таблицу этой цитатой.

Как Платов сумел сконфузить англичан? Давайте найдем это в тексте и прочитаем.

Какую крошечную соринку увидел государь на серебряном блюде?

Найдите описание блохи и прочитайте его.

Какие слова сказал Александр 1 английским мастерам на прощание?

В чем расходились мнения Платова и Александра 1 на случившееся?

Итак, ребята, мы видим, что спор продолжается и остается еще не разрешенным.

8. Подведение итогов

Мы сегодня с вами проанализировали первые главы сказа. Это позволит нам определить тему и идею произведения. Давайте попытаемся их сформулировать.

Какова тема произведения? о тульском умельце, талант народных умельцев.

А идея: вызвать в читателе чувство гордости за Россию, её умельцев

Ребята, что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?

Сегодня на уроке мы познакомились с талантливым русским писателем, Н.С.Лесковым, попытались проникнуть в мир его героев, вспомнили об особенностях сказа, попытались определить тему и идею произведения «Левша». Хочется верить, что герои Лескова найдут отклик в вашей душе.

Для того, чтобы я смогла оценить вашу работу на уроке, сдайте контрольные листы.

Домашнее задание: Дочитать произведение до конца. Составить план характеристики главного героя в тетради.