Воскрешение сына наинской вдовы. Когда больше нет надежды: О воскрешении сына вдовы

(Лк.7.11-17; 8.41-56)

Кроме исцелений Господь совершал воскрешения мертвых – чудеса, с особенной силой свидетельствовавшие о Нем как о Сыне Божием. Эти чудеса показывали, что Христос сильнее смерти и является источником жизни. Евангелисты рассказывают о двух воскрешениях, совершенных Христом во время пребывания в Галилее.

Воскрешение отрока произошло около города Наина. Когда Господь приближался к этому городу, из ворот вышла похоронная процессия: бедная наинская вдова хоронила своего сына. Мать, шедшая за носилками, горько плакала. Господь, увидев ее, сжалился и сказал ей: «Не плачь ». Затем Он, обращаясь к мертвецу, повелел: «Юноша! тебе говорю, встань » (Лк.7.14). И по слову Христа умерший ожил, поднялся и стал говорить. Потрясенная толпа, ставшая свидетелем чуда, начала прославлять Бога, говоря: «Великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой » (Лк.7.16).

В одно из возвращений Христа в Капернаум, к Нему подошел Иаир, начальник Капернаумской синагоги. Убитый горем, он припал к ногам Христа и умолял Его прийти к нему в дом, чтобы исцелить единственную его дочь, которая была при смерти. Христос не отказал Иаиру и пошел в его дом. Множество народа сопровождало Иисуса по дороге к дому начальника синагоги.

В это время к Нему приблизилась некая женщина, двенадцать лет страдавшая кровотечением. Она истратила на лечение все свои средства, но в конечном итоге пришла в худшее состояние. Она не имела права появляться среди людей, т.к. считалась нечистой, а прикосновение к ней – осквернением. Когда больная услышала, что в Капернаум пришел великий чудотворец – Иисус Назарянин, она, рискуя быть обвиненной в нарушении Закона, пробралась сквозь толпу к Нему и с непоколебимой верой тайком прикоснулась к Его одежде. В то же мгновение совершилось чудо: у женщины прекратилось кровотечение, и она ощутила, что исцелена.

Никто не знал, что произошло, кроме нее и Иисуса Христа, но Господь, видимо, хотел, чтобы поучительная вера и дерзновение этой женщины стали известны, поэтому Он остановился и, обращаясь к теснившему Его народу, спросил, кто прикоснулся к Нему. Апостол Петр выразил общее удивление этому вопросу: «Наставник! народ окружает Тебя и теснит, и Ты говоришь: кто прикоснулся ко Мне ?» (Лк.8.45). Но Господь объяснил, что прикосновение было не случайное: «Прикоснулся ко Мне некто, ибо Я чувствовал силу, исшедшую из Меня » (Лк.8.46). Услышав это, женщина поняла, что ее исцеление не сможет остаться в тайне. Она подошла к Иисусу, пала к Его ногам и всенародно рассказала всю правду. За свое самовольство исцеленная ожидала осуждения, но Господь успокоил и ободрил ее: «Дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя; иди с миром» (Лк.8.48).

Но в тот момент, когда Господь благословлял исцеленную женщину, к Иаиру подошли посланные из дома и сообщили ему печальную весть о смерти дочери. Они сказали ему: «Дочь твоя умерла; не утруждай Учителя » (Лк.8.49). Господь, видя отчаяние убитого горем отца, сказал ему: «Не бойся! только веруй, и спасена будет » (Лк.8.50).

Начальник синагоги с надеждой пошел за Иисусом в свой дом. За ними следовала толпа, но Христос позволил войти в дом только Петру, Иоанну, Иакову и родителями девицы. Подойдя к умершей, Господь взял ее за руку и властно произнес: «Девица, тебе говорю, встань ». Девица ожила и тут же стала ходить.

Который посетил Иисус Христос со своими учениками летом 29 г.(?).

Здесь он совершил чудо, воскресив сына вдовы.

Евангельская история

Чудо упоминается только у одного евангелиста Луки.

У городских ворот Наина Христос увидел похоронное шествие: из города выносили для погребения умершего юношу, единственного сына матери-вдовы. Видя горе женщины Иисус сжалился над ней и сказал: «Не плачь» и обратился к умершему: «Юноша! тебе говорю, встань!». Юноша «поднявшись, сел и стал говорить».

Всех объял страх, люди «славили Бога, говоря: великий пророк восстал между нами», однако не признали в Христе .

История

Территория поселка была заселена со среднего бронзового века, вокруг деревни в захоронениях найдена керамика этого периода. Посёлок был здесь и в (332–37 гг. до н.э.).

Посёлок достиг своего пика в римский и византийский периоды (37–640 гг.). В некоторых древних текстах древних текстах поселение римского периода была окружен стенами.

Как евангельский Наин это место было признано крестоносцами, которые построили здесь церковь в память о чуде.

С тех пор в Наине побывали многие путешественники и паломники.

Богослов Эдвард Робинсон и протестантский миссионер Эли Смит, которые посетили в середине XIX в. отождествили это место с «евангельским Наином», в котором по Евангелию от Луки Иисус воскресил молодого человека.

Робинсон и Смит также отметили, что Наин уменьшился в размерах на протяжении веков и на время их описания был небольшой деревушкой,в которой проживало всего несколько семей.

Древняя церковь была восстановлена восстановлена францисканцами в 1880 г.

В конце XIX в. Наин представлял собой небольшую деревню с домами из камня и самана и небольшой мечетью.

Церковь Воскрешения сына Наинской вдовы

Церковь расположена на возвышенности в центре деревни.

Над входом в церковь табличка с датой строительства (AD MD CCC LXXX). Над табличкой символ францисканцев, пять крестов и скрещенные руки.

Здесь проживает семья, которая ухаживает за церковью. Обычно в субботу и воскресенье они сидят во дворе и ожидают посетителей.

Они откроют вам дверь и пригласят внутрь церкви.

Интерьер церкви простой с красивой картиной в алтарной (восточной) части.

В западной части церкви (у входа) также имеется большая картина Воскрешения юноши.

Мечеть Макам Сидна Иса

Мечеть

Рядом с церковью расположена мечеть, названная «макам Сидна Иса» - макам Господина нашего Иисуса.

Фотогалерея










Полезная информация

Церковь Воскрешения Христом сына вдовы Наинской
Наин, Неин, Нейн
араб. نين‎
ивр ניין‎
англ. Nein или Naim

Стоимость посещения

Несколько шекелей в благодарность

Адрес и контакты

Северный округ, деревня Нейн

Евангелие от Луки

11 После сего Иисус пошел в город, называемый Наин; и с Ним шли многие из учеников Его и множество народа. 12 Когда же Он приблизился к городским воротам, тут выносили умершего, единственного сына у матери, а она была вдова; и много народа шло с нею из города. 13 Увидев ее, Господь сжалился над нею и сказал ей: не плачь. 14 И, подойдя, прикоснулся к одру; несшие остановились, и Он сказал: юноша! тебе говорю, встань! 15 Мертвый, поднявшись, сел и стал говорить; и отдал его [Иисус] матери его. 16 И всех объял страх, и славили Бога, говоря: великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой. 17 Такое мнение о Нем распространилось по всей Иудее и по всей окрестности.

Евангелие от Луки. Глава 7, стихи 11-16

11. После сего Иисус пошел в город, называемый Наин; и с Ним шли многие из учеников Его и множество народа.

12. Когда же Он приблизился к городским воротам, тут выносили умершего, единственного сына у матери, а она была вдова; и много народа шло с нею из города.

13. Увидев ее, Господь сжалился над нею и сказал ей: не плачь.

14. И, подойдя, прикоснулся к одру; несшие остановились, и Он сказал: юноша! тебе говорю, встань!

15. Мертвый, поднявшись, сел и стал говорить; и отдал его Иисус матери его.

16. И всех объял страх, и славили Бога, говоря: великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой.

Есть несколько моментов, на которых хорошо бы остановиться. Первое – это то, что Господь обращается к несчастной женщине со словами утешения, он говорит ей: «Не плачь». Мы часто пытаемся помочь людям, которые находятся в сложной жизненной ситуации, стараемся их ободрить, поддержать. Но дальше благородных и красивых слов дело не идет.

После этих кратких слов Спаситель касается одра, процессия останавливается, люди понимают, что происходит что-то, из ряда вон выходящее, ибо ни один, уважающий себя иудей не захотел бы коснуться одра с лежащим трупом, чтобы не оскверниться, и тут Спаситель говорит юноше властным голосом: «Тебе говорю, встань!»

Не было в истории Ветхого Завета подобных ситуаций, чтобы человек своей властью, своим словом воскрешал умерших. Юноша поднимается и начинает говорить. Как повествует далее евангелист, великий страх объял всех, все славили Бога и благодарили за то, что восстал великий пророк.

Какой вывод мы должны сделать из сегодняшнего евангельского чтения? Вывод очень простой – Господь особенно близок к нам не тогда, когда нам комфортно, не тогда, когда в нашей жизни, в общем-то, нет острой нужды в его активном участии. А именно тогда, когда, казалось бы, происходит непоправимое, когда человек в своей жизненной истории утыкается в тупик и понимает, что выхода, в общем-то, не может быть в принципе.

И в этот момент, когда душа открывается и становится способной принять действие Божие, в этот самый момент приходит Господь, изменяет ситуацию таким образом, что нам порой трудно это представить.

Великие святые благодарили Бога, когда к ним приходили скорби и напасти. Они видели в этих, казалось бы, ненужных и лишних проблемах великую милость и посещение Божие. Они понимали, что тем самым Бог отвечает на их просьбы об укреплении веры, об усилении молитвы.

Хочется каждому из нас пожелать, чтобы в любой крайне острой и тяжелой ситуации, мы вспоминали наинскую вдову, человека, который, казалось бы, некогда потерял самую главную надежду своей жизни, но потеряв, не только снова обрел ее, но и получил бесценный дар веры во Христа.

«Воскресные Евангельские чтения» - цикл еженедельных просветительских программ с комментариями к воскресным евангельским чтениям. Цель

Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже,
когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут…

Мы слышим об исцелении сына Наинской вдовы. У врат города Наин, расположенного неподалеку от города Капернаума, Господь, идя со множеством народа, всегда сопровождающего Его, встречает другой людской поток — похоронную процессию. Он видит женщину, которая пребывает в страшном горе, потому что недавно она потеряла своего мужа, а теперь хоронит единственного сына.

Воистину, беда не приходит одна. И Господь часто дает нам узнать всю глубину горя, которое предстоит вкусить каждому человеку. Эта женщина надеялась, что ее единственный сын, когда вырастет, будет опорой в ее жизни и старости. И вот, как тростник надломленный, он лежит.

Разве кто-нибудь может сказать, что у него все будет по-другому? Разве есть хоть один человек, который мог бы сказать, что жизнь его не прервется в самом расцвете сил? Разве есть хоть один человек, который мог бы сказать, что Господь внезапно не посетит его самым большим горем?

Бог, ставший человеком, показывает нам, что такое человек, какую доброту и сострадание к чужому горю он должен иметь. Это сострадание исходит из Его естества. Ему никто не рассказал о том, что происходит у городских ворот города Наин. Видя горе этой женщины, Он подходит к ней, касается гроба и тела умершего юноши. И говорит женщине одно только слово: «Не плачь» .

Он говорит это слово так, как Он говорит следующие за ним слова: «Юноша, тебе говорю, встань» . Как власть имеющий, говорит Он: «Не плачь» — не как книжники и фарисеи. Не как мы, которые всё можем знать об истинной вере и о том, что нужно утешать других людей, но не имеющие силы сказать другому человеку «не плачь», так чтобы это было утешением для него.

Эта власть Господа над смертью исходит из глубины любви, которую Он имеет к каждому человеку . Это и есть жизнь, которая побеждает смерть — то есть та благодать, то благоухание, тот живительный «запах на жизнь», который Он принес для всех людей. Чтобы каждая душа стала чистым благоуханием для Господа — для вечной, райской, цветущей, Божественной, истинной жизни.

Мы призываемся быть участниками этой жизни. И мы должны исповедать перед Господом своё духовное бессилие в сегодняшнем мире, который так нуждается в нашем утешении . В мире, который отличается такой жестокостью, что, по слову преподобного Серафима Саровского, в сердцах человеческих остается только диавольский холод и окамененное нечувствие, которые действительно как гробовой камень по отношению к правде жизни, к истине, и к горю другого человека.

В одной заметке в газете, среди каждодневного потока убийств, преступлений и несчастных случаев, рассказывается о том, как веселилась молодежь на так называемой дискотеке, и в разгар этого веселья и плясок один юноша замертво упал, потому что у него отказало сердце. И что же вы думаете, остановилось эта дискотека? Ничего подобного. Наступило короткое замешательство, юношу оттащили в сторону, и с новой силой грянуло веселье до самого утра. Вот картина нашей сегодняшней жизни: кто-то плачет над телом умершего, а за стеною пьянка и скотские вопли. Не потому что эти люди не знают о горе другого (такое тоже может быть), а потому, что знают, и всё равно заняты своим.

Что представляет сегодняшняя картина нашей российской жизни? Говорят: пир во время чумы. Когда пируют какие-то безумные «новые русские», в то время как смерть косит всех подряд, вымирает народ.

Раньше на Руси был такой обычай: если кто-нибудь умирал в деревне, то, естественно, всякое веселье считалось неприличным. Это было оскорблением умершего человека и горя его близких. Все, так или иначе, принимали участие в этом горе. В сегодняшнем Евангелии мы видим, как народ всего города Наина идёт вместе с несчастной вдовой. Может быть, она занимала какое-то особое почетное место в городе. Или просто люди не развратились еще до такого бесчувствия, чтобы не воспринимать уже чужую смерть.

Чтобы научиться милосердию, мы должны ставить себя перед лицом смерти, потому что, как известно, мудрец отличается от глупца тем, что видит всё до конца, перед лицом той реальности, которая ожидает каждого человека . Господь посещает нас не только какими-то отдельными скорбями, но и смертью наших близких, для того чтобы мы увидели, что такое человеческая жизнь.

Церковь мудро установила: не сразу предавать земле тело умершего, а на третий день — во образ Воскресения Христова — ради тайны того, что совершается с душой человека в первые три дня после того, как она отходит от тела. Но и ради того, чтобы мы увидели через смерть самого дорогого человека, что такое человеческая жизнь. Чтобы ночью мы молились над этим бездыханным телом и размышляли о том, что такое жизнь и смерть, и что предстоит нам. Мы должны обрести способность сказать неложные слова утешения другим людям, которых посещает такое же горе. «Не хочу же оставить вас, братия , — говорит нам Апостол, —в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды» (1 Фес. 4, 13).

Мы должны увидеть в смерти другого человека то, что Христос видит в смерти сына вдовы Наинской. Или когда Он говорит плачущей толпе: «Девица не умерла, но спит» (Мф. 9, 24), и все смеются над Ним, потому что знают, что она умерла — но Господь смерть называет сном. И подобно тому, как мы не пугаемся, когда видим спящего человека, потому что знаем, что он проснется снова, так и не должны мы безмерно ужасаться, видя умершего человека, потому что смерть — это только сон .

Успением называем мы кончину Божией Матери и всякого человека, чья смерть в Господе. Один святитель сказал: «Каждый день, просыпаясь, мы должны восклицать «Воскресение Христово видевше», потому что, воистину, сон — это смерть, это образ смерти, а смерть — это долгий сон». Когда мы отходим ко сну, мы произносим слова, силу которых мы должны узнать в последний день: «В руце Твои, Господи, предаю дух мой». Это повторяется каждый день, и каждый день есть как бы образ всей нашей жизни. Снова и снова Господь даёт нам начать сначала, чтобы мы стали людьми, способными воспринимать чужое горе, страдание и смерть, так же как воспринимает это Он Сам .

Мы не можем ничем утешить другого человека, кроме как Христом Богом — Христовым утешением. Никто не может помочь другому человеку ничем, как только большей верой и подлинной любовью.

Где берется любовь? Конечно, у Христа. И мы должны ей научиться. Как Он возлюбил нас, так и мы должны любить братьев наших. В том явилась любовь Божия, что Он жизнь Свою полагает за нас. Так же и мы, говорит Апостол, должны жизнь свою полагать за близких своих.«Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него. В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши. Возлюбленные ! — говорит апостол Иоанн, — если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга» (1 Ин. 4, 9-11). Вся жизнь наша должна быть отдачей другим и научением этой тайне.

Есть ли среди нас хоть кто-нибудь один добрый человек? Или хоть один святой человек? Преподобный Иоанн Лествичник говорил: «Добрый человек — это тот, кто не боится смерти, а святой человек — это тот, кто желает смерти». Кто вместе с апостолом Павлом может сказать: «Смерть для меня приобретение»?

Мы должны идти тем путем, которым прошел впереди нас Сам Спаситель. Воскрешение одного человека не есть какой-то исключительный случай, который выходит из ряда всего, что происходит в мире. Мы знаем, что Сам Господь принял смерть и приобщился таким образом страданию и смерти каждого человека без исключения. В Его Воскресении открывается первый луч зари того пасхального дня, которому не будет конца — когда Бог жизнью Христовой воссияет для всех нас.

Только будем помнить о единственном уроке, который предлагает нам сегодня Господь — о тайне тех слов, которые мы слышим за церковным богослужением: какова милость Божия, такова и крепость Его . Это относится к силе Его Воскресения. И насколько мы научаемся тайне милосердия, настолько мы приобщаемся победе Божией ради собственного спасения и ради спасения всех .

И ещё одна грань слова Господня, обращенных к наинской вдове: «не плачь»!.. Вроде бы, ну верни сына, и плач сам претворится в радость. Но Господь, ранее сказавший «блаженны плачущие» (Мф.5:4), теперь сказал так — потому что «естественные», «природные» люди, которых Господь называет «язычниками», и плачут и радуются не так, как Божьи люди. Вдова лишилась сына, и – неутешно плачет. А вот, что рассказывает Писание о царе и пророке Давиде. Когда у него заболел ребе-нок, то «молился Давид Богу о младенце, и постился Давид, и уединившись», лежал на земле.

«На седьмой день дитя умерло, и слуги Давидовы боялись донести ему, что умер младенец; ибо, говорили они, когда дитя было еще живо, и мы уговаривали его, и он не слушал голоса нашего; как же скажем ему: «умерло дитя»? Он сделает что-нибудь худое. И увидел Давид, что слуги его перешептыва-ются между собою, и понял Давид, что дитя умерло, и спросил Давид слуг своих: умерло дитя? И сказали Давиду: умерло. Тогда Давид встал с земли, и умылся, и помазался, и переменил одежды свои, и пошел в дом Господень и молился. Возвратившись домой, потребовал, чтобы подали ему хлеба, и он ел. И сказали ему слуги: что значит, что ты так поступаешь: когда дитя было еще живо, ты постился и плакал; а ког-да дитя умерло, ты встал и ел хлеб»? Но на самом деле – как все просто: «доколе дитя было живо, я постился и плакал, ибо думал: кто знает, не помилует ли меня Господь, и дитя останется живо? А теперь оно умер-ло; зачем же мне поститься? Разве я могу возвратить его? Я пойду к нему, а оно не возвратится ко мне». (2 Цар.12:16-23).

Секрет в том, что Давид знает, что есть Бог. А кто этого не знает, тот в оцепенении, с ужа-сом глядит в разинутую пасть смерти. Когда же ее челюсти смыкаются над кем-то из ближних, – предается безмерной печали. И в этом отчаянии есть нечто богохульное. Человек вопит: да будет воля моя! не принимаю Твоей
воли!.. А это пресекает возможность дальней -шего взаимодействия с Богом. Господь же и от свидетелей других воскрешений требовал веры.

И Иаиру говорил: «не бойся, только веруй»! И – Марфе, перед воскрешением Лазаря: «не сказал ли Я тебе, что если будешь веровать, увидишь славу Божию» (Ин.11:40)? Так что если мы хотим участвовать в грядущем воскресении мертвых и принять воскресшими наших родных и близких, то расставаясь с ними на время, мы должны хоть в какой-то мере услышать это властное «не плачь», сказанное нашим Господом Иисусом Христом, владычествующим над живыми и
мертвыми.

Чудо воскрешения сына вдовы из Наина и было сотворено сколь по милосердию к скорбящей матери, столь и для того, чтобы помочь нашей вере в последнее и всеобщее воскресение , чудо из чудес, правду превыше всякой правды и радость превыше всякой радости. Господу нашему Иисусу Христу честь и слава, со Отцем и Святым Духом — Троице Единосущной и Нераздельной, ныне и присно, во все времена и во веки веков. Аминь.

Протоиерей Александр Шаргунов

Отрывок о воскрешении Господом Иисусом Христом
сына вдовы из города Наин


Видео с сайта МУП РТРП «Ногинск» — www.tvnoginsk.ru

С егодня за Божественной Литургией читается евангельский отрывок о воскрешении Господом Иисусом Христом сына вдовы из города Наин (Лк.7:11-16) .

Э та женщина когда-то потеряла мужа — человека, с которым, по слову Писания, была «плотью единой» (Быт.2,24) , с которым разделяла радости и горести, труды и заботы, молитву, и саму жизнь. Он умер — и с ним как бы умерла часть её души. А теперь умирает единственный сын, плод её любви, тот, с кем связывала она свои чаяния и надежды, будущий отец её внуков, продолжатель рода. Теперь она остаётся совсем одна. Но трагедия этой женщины — не только в том, что она лишилась самых близких, родных людей, но и в том, что, по сути, у неё не стало средств к существованию: женщины в Иудее должны были заниматься домашним хозяйством, их обеспечивали ближайшие родственники — муж, сын… В то время не существовало социальной помощи обездоленным, и, таким образом, она была обречена на нищету. Те люди, которые сопровождают сейчас похоронную процессию, возможно, постоят немного у могилы её чада, скажут несколько слов утешения — и возвратятся к своим делам. Вспомнят ли они хоть раз эту женщину, свою соседку? Ведь она не сможет пригласить их на бракосочетание своего сына, на день рождения внуков, не сможет разделить с ними их радости. Она оказывается как бы заживо умершей: оторванной от людей, нет ей места среди них…

Н о не оторвана она от Бога! Мы читаем удивительные евангельские слова — Господь «сжалился над нею и сказал ей: не плачь» (Лк.7,13) . Не плачь, ибо в мир пришла Сама Любовь! Не плачь, ибо никто не одинок, потому что «С нами Бог» (Ис.8,10 ;Мф.1,23) ! Не плачь, уже скоро придёт та «священная, спасительная… и светозарная» (Канон Пасхи) ночь, когда воскреснет Господь из гроба, возвещая победу над смертью, светоносный день всеобщего воскресения. Христос воскрешает сына вдовы, препобеждая законы тленного, падшего естества, предвосхищая то благословенное время, когда «отрёт Бог всякую слезу с очей…, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет…» (Откр.21,4) .

И конечно, не к одной только вдове обращены эти слова Спасителя. «Бог есть любовь» (1Ин.4,8) , и Он жалеет весь мир, лежащий во грехе, жалеет каждого из нас, каждого, кто страдает, кто потерян, раздавлен тяжестью жизненных невзгод, собственных грехов, каждого, кто не имеет надежды. «Бог посетил народ Свой» (Лк.7,16) ! Он выходит нам навстречу и приносит избавление от греховных болезней, от самой страшной смерти — духовной. «Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком» (Ин.10.10) — говорит Господь. Его Слово оживотворяет нас. С Ним, Источником жизни и воскресения каждый может уже теперь теснейшим образом соединиться в Церкви, в Таинстве Евхаристии, получая прощение грехов и обретая Его благодать.

И как бы ни было нам порою трудно, и как бы ни казалось нам временами почти невозможным преодолеть грех, но воскрешает нас Христос, вливая в нас силы, укрепляя, даруя спасение и Жизнь вечную.

Х рани Вас Бог!