Герберт спенсер биография. Герберт Спенсер: биография и основные идеи. Английский философ и социолог конца XIX века. Оценка по биографии

англ. Herbert Spencer

британский философ и социолог, один из родоначальников эволюционизма, идеолог либерализма

Краткая биография

Английский философ, один из самых выдающихся социологов, создатель органической школы социологии, один из основателей позитивизма - родился 27 апреля 1820 г. в Дерби (графство Дербишир). Здоровье его постоянно внушало родителям опасения. В раннем детстве и в школьные годы Герберт не блистал познаниями, не слушался родителей. Отец приложил много сил, чтобы воспитать у мальчика оригинальное мышление, а физические упражнения помогли тому значительно окрепнуть.

Тринадцатилетним подростком Спенсера отправили к дяде-священнику на воспитание. Дядя настоял, чтобы племянник поступил в Кембридж, но дело ограничилось трехлетним подготовительным курсом. Спенсер, уехав в родной город, занимался самообразованием и впоследствии ни разу не пожалел, что у него не было университетского диплома. Будучи продолжателем учительской династии, Спенсер несколько месяцев после получения среднего образования проработал в школе. Несмотря на явный педагогический дар, сам он проявлял большего интереса к технике и математике, хорошо знал их. Он с удовольствием принял предложение стать инженером на строящейся железной дороге.

В 1841 г. Герберт оставил работу, осознав, что на ней он не станет материально обеспеченным человеком. На протяжении двух лет он, повышая уровень образования, изучает классическую философию. На этом же этапе биографии появляются в печати его первые работы. В течение 1843-1846 гг. он вновь работает инженером, но при этом его все больше увлекает политика. Получив в 1846 г. несколько патентов на изобретения, Спенсер прекращает карьеру инженера и направляет силы на журналистику. В 1848 г. становится помощником редактора журнала «Экономист», в котором на протяжении в 1848-1853 гг. выходят его статьи, освещающие экономические проблемы.

Целое десятилетие (1848-1858) у него уходит на разработку плана, который объединил бы всю философию в единое целое с главенствующей идеей развития. В 1850 г. публикуется книга Спенсера «Социальная статистика», которая имела немалый успех и вдохновила автора на новые работы. В 1852 г. он продолжает формулировать свою систему в статье «Гипотеза развития», предвосхищая дарвинскую теорию эволюции животного мира. В конце 50-х гг. Спенсером были сделаны наброски главного труда его жизни - «Синтетической философии», который в общей сложности займет у него 36 лет жизни. Благодаря этой работе он заслужит репутацию гениальнейшего философа своего времени.

Решившись в 1858 г. привлечь читателей к подписке на издание этого труда, он на протяжении 1860-1863 гг. публикует материалы, после чего сталкивается с большими материальными трудностями. Систематически работать ему мешает нервное переутомление. В 1865 г. подписчики получили новость о том, что серия не может выходить дальше, но через два года полученное от отца небольшое наследство и помощь нового знакомого, американца Юманса, помогают ему возобновить публикацию. В США Спенсер становится более известным, чем у себя на родине. В 1875 г. издание его сочинений наконец позволяет получить первые прибыли.

В 1886 г. из-за отсутствия сил для продолжения работы он приостановил ее на целых четыре года, однако дух его не был сломлен изматывающими физическими страданиями. В 1896 г. увидел свет последний том важнейшего труда Спенсера. Всю жизнь мучаясь из-за проблем со здоровьем, Спенсер, тем не менее, дожил до глубокой старости и скончался в Брайтоне 8 декабря 1903 г.

Биография из Википедии

Ге́рберт Спе́нсер (англ. Herbert Spencer; 27 апреля 1820, Дерби - 8 декабря 1903, Брайтон) - английский философ и социолог, один из родоначальников эволюционизма, идеи которого пользовались большой популярностью в конце XIX века, основатель органической школы в социологии; идеолог либерализма. Его социологические взгляды являются продолжением социологических воззрений Сен-Симона и Конта, определённое влияние на развитие идеи эволюции оказали Ламарк и К. Бэр, Смит и Мальтус.

Родился в Дерби (графство Дербишир) в семье учителя. Из-за плохого здоровья до 13 лет не посещал школу и получал домашнее образование. Отказался от предложения получить образование в Кембридже (впоследствии отказался от должности профессора в лондонском Университетском колледже и от членства в Королевском обществе).

Был учителем. С 1837 года работал инженером на строительстве железной дороги. В 1841 году ушёл с работы и занялся самообразованием. В 1843 возглавил инженерное бюро, в 1846 получил патент на пилильно-строгальную машину. Вскоре решил заняться журналистикой. В 1848-1853 годах работал журналистом (помощником редактора в журнале «Экономист»). Был близко знаком с Дж. Элиот, Дж. Г. Льюисом, Т. Гексли, Дж. С. Миллем и Дж. Тиндалем, в последние годы жизни с Б. Вебб. Во время нескольких поездок во Францию встречался с О. Контом. В 1853 году получил наследство и смог полностью посвятить себя занятиям философией и наукой.

Взгляды

Во взглядах Спенсера соединились эволюционизм, принцип невмешательства (laissez faire) и концепция философии как обобщения всех наук, а также другие идейные течения его времени. Отсутствие систематического образования и нежелание изучать труды предшественников привели к тому, что Спенсер черпал знания из тех источников, с которыми ему случилось познакомиться.

Ключом к его системе объединённой науки является работа «Основные начала» (First Principles , 1862), в первых главах которой утверждается, что мы ничего не можем знать о последней реальности. Это «непознаваемое» выходит за пределы научного исследования, а религия просто пользуется метафорой, чтобы хоть как-то его представить и иметь возможность поклоняться этой «вещи в себе». Во второй части труда излагается космическая теория эволюции (теория прогресса), которую Спенсер считает универсальным принципом, лежащим в основе всех областей знания и их суммирующим. В 1852 году, за семь лет до публикации «Происхождения видов» Ч. Дарвина , Спенсер написал статью «Гипотеза развития» (The Development Hypothesis ), в которой излагалась идея эволюции, во многом следовавшая теории Ламарка и К. Бэра. Впоследствии Спенсер признал естественный отбор как один из факторов эволюции (он автор термина «выживание наиболее приспособленных»). Отправляясь от фундаментальных законов физики и идеи изменения, Спенсер приходит к пониманию эволюции как «интеграции материи, сопровождаемой рассеянием движения, переводящей материю из неопределённой, бессвязной однородности в определённую, связную разнородность, и производящей параллельно тому преобразование сохраняемого материею движения». Все вещи имеют общее происхождение, но через наследование черт, приобретённых в процессе адаптации к окружающей среде, происходит их дифференциация; когда процесс приспособления заканчивается, возникает связная, упорядоченная Вселенная. В конечном итоге всякая вещь достигает состояния полной адаптированности к своему окружению, однако такое состояние неустойчиво. Поэтому последняя ступень в эволюции - не что иное, как первая ступень в процессе «рассеяния», за которым, после завершения цикла, вновь следует эволюция.

Глобальный эволюционизм, всеобщие законы эволюции, разработанные Спенсером в «Основных началах», распространяются им и на область биологии, психологии, социологии, этики (привело его к их биологизации).

В 1858 году Спенсер составил план сочинения, ставшего главным трудом его жизни, «Системы синтетической философии» (A System of Synthetic Philosophy ), которое должно было включать 10 томов. Главные принципы «синтетической философии» Спенсера были сформулированы на самом первом этапе реализации его программы, в «Основных началах». В других томах давалась интерпретация в свете этих идей различных частных наук. В серию также вошли: «Принципы биологии» (The Principles of Biology , 2 vol., 1864-1867); «Принципы психологии» (The Principles of Psychology , в одном томе - 1855, в 2-х томах - 1870-1872); «Принципы социологии» (The Principles of Sociology , 3 vol., 1876-1896), «Принципы этики» (The Principles of Ethics , 2 vol., 1892-1893).

Наибольшую научную ценность представляют его исследования по социологии, в том числе два других его трактата: «Социальная статика» (Social Statics , 1851) и «Социологические исследования» (The Study of Sociology , 1872) и восемь томов, содержащие систематизированные социологические данные, «Описательная социология» (Descriptive Sociology , 1873-1881). Спенсер - основатель «органической школы» в социологии. Общество, с его точки зрения, - это эволюционирующий организм, подобный живому организму, рассматриваемому биологической наукой. Общества могут организовывать и контролировать свои собственные процессы адаптации, и тогда они развиваются в направлении милитаристских режимов; они также могут позволить свободную и пластичную адаптацию и тогда превращаются в промышленно развитые государства.

Однако неумолимый ход эволюции делает адаптацию «не случайностью, но необходимостью». Следствием концепции о космической силе эволюции Спенсер считал социальную философию laissez-faire. Лежащий в основе этой философии принцип индивидуализма ясно изложен в «Принципах этики»:

Каждый человек волен делать то, что желает, если не нарушает при этом равную свободу любого другого человека.

Социальная эволюция является процессом возрастающей «индивидуализации». В «Автобиографии» (Autobiography , 2 vol., 1904) предстаёт ультраиндивидуалист по характеру и происхождению, человек, отличающийся необычайной самодисциплиной и трудолюбием, однако почти лишённый чувства юмора и романтических устремлений. Умер Спенсер в Брайтоне 8 декабря 1903 года. Похоронен на Хайгейтском кладбище в Лондоне.

Выступал против революций и резко отрицательно относился к социалистическим идеям. Считал, что человеческое общество, как и органический мир, развивается постепенно, эволюционно. Был открытым противником образования для малоимущих слоёв населения, считал демократизацию образования вредной.

Предложил изящное разрешение парадокса курицы и яйца: «Курица - лишь способ, которым одно яйцо производит другое яйцо», - редуцировав таким образом один из объектов. Это вполне согласно современной эволюционной биологии, популяризированной, в частности, «Эгоистичным геном» Ричарда Докинза.

Концепция социальных институтов

Социальные институты - это механизмы самоорганизации совместной жизни людей. Они обеспечивают превращение асоциального по природе человека в социальное существо, способное к совместным действиям.

  • Домашние институты - семья, брак, проблемы воспитания.
  • Обрядовые (церемониальные ) - призваны регулировать повседневное поведение людей, устанавливая обычаи, обряды, этикет и т. д.
  • Политические - появление связано с переносом внутригрупповых конфликтов на сферу конфликтов между группами; в становлении политической и классовой структуры общества решающую роль играли конфликты и войны (потребность обороны или завоевания больше всего сплачивают общество).
  • Церковные - храмы, церкви, приходские школы, религиозные традиции.
  • Профессиональные и промышленные институты - возникают на основе разделения труда; профессиональные (гильдии, цеха, профессиональные союзы) - консолидируют группы людей по профессиональным занятиям; промышленные - поддерживают производственную структуру общества. Значение общественного производства возрастает по мере перехода от военизированных обществ к индустриальным: сопровождается повышением роли трудовых отношений, а прямое насилие уступает место внутреннему самоограничению.

Общество

Важнейший принцип его социологии - уподобление общества организму (органицизм).

Общество - агрегат (совокупность) индивидов (индивиды - клетки, физиологические единицы), характеризующийся определённым сходством и постоянством их жизни. Оно подобно биологическому организму - растёт (а не строится, поэтому Спенсер выступал противником всяких реформ) и увеличивается в своём объёме, одновременно усложняя структуру и разделяя функции.

Общество состоит из 3-х относительно автономных частей (систем «органов»):

  • поддерживающая - производство необходимых продуктов
  • дистрибутивная (распределительная) - разделение благ на основе разделения труда (обеспечивает связь частей социального организма)
  • регулятивная (государство) - организация частей на основе их подчинения целому.

Типы обществ

Военный тип общества - военные конфликты и истребление или порабощение побеждённого победителем; централизованный контроль. Государство вмешивается в промышленность, торговлю и духовную жизнь, насаждает однообразие, пассивное повиновение, безынициативность, мешает естественному приспособлению к требованиям окружающей среды. Правительственное вмешательство не только не приносит никакой пользы, но даже прямо вредно.

Промышленный тип - промышленная конкуренция, где побеждает самый сильный в области интеллектуальных и моральных качеств. Борьба в таком обществе - благо для всего общества, так как в результате растёт интеллектуальный и моральный уровень общества в целом; политическая свобода, мирная деятельность.

Наихудший тип - выживание и процветание слабейших , то есть людей с низшими интеллектуально-моральными качествами, что приведёт к деградации всего общества.

Социальная эволюция

Три формулы объяснения социальной эволюции: «естественный отбор», «борьба за существование», «выживание сильнейшего».

Правительство не должно вмешиваться в естественные процессы, протекающие в обществе. Только в таких условиях люди «приспособленные» будут выживать, а «неприспособленные» - вымирать; только сильные смогут адаптироваться и достигать всё более высоких уровней исторического развития.

Государственное принудительное перераспределение социальных благ должно стать частным делом, задача которого - «смягчать несправедливости природы».

Социализм и коммунизм - невозможны. Людям свойственны любовь к власти, честолюбие, несправедливость и нечестность. «Все попытки ускорить прогресс человечества с помощью административных мер ведут лишь к возрождению учреждений, свойственных низшему (то есть военному) типу общества - пятятся назад, желая идти вперед».

Такая постановка вопроса допускает признание объективного развития общественных явлений, но она ведёт к их биологизации, к защите эксплуатации и угнетения как якобы естественных явлений. Распространение на общества принципа «борьбы за существование» создаёт основу для одного из одиозных течений социологии, так называемого социального дарвинизма.

Личные права

Перечень индивидуальных прав по Спенсеру:

  • безопасность личности,
  • свободное передвижение,
  • свобода совести,
  • свобода речи,
  • свобода печати и др.

Спенсер защищал «право каждого человека заниматься своими делами как ему угодно, каковы бы ни были его занятия, лишь бы они не нарушали свободы других».Политические права - нужны для того, чтобы защищать личные права. «Политические права должны быть так распределены, чтобы не только индивиды, но и классы не могли угнетать друг друга». Однако, несмотря на всю свою либеральность, Спенсер был против предоставления политических прав женщинам.

Критика

Критики утверждают, что взгляды Спенсера послужили «научным» прикрытием расовых предубеждений. Дарвиновская теория эволюции неверно трактовалась Спенсером как описание интеллектуального и нравственного прогресса. На основе своей доктрины социального дарвинизма Спенсер пришел к выводу, что небелые расы стоят на эволюционной лестнице ниже европейцев. Взгляды Спенсера способствали развитию таких антигуманных практик как принудительная стерилизация преступников и «слабоумных». Идеология «низших рас» использовалась нацистами для оправдания убийства евреев, цыган и гомосексуалов.

Работы Спенсера

  • «Социальная статика» (1851)
  • «Система синтетической философии» (System of Synthetic Philosophy , 1862-96) - Основное сочинение в 10-ти томах
    • «Основные начала» (First Principles , 1862). - DJVU. Архивировано 3 февраля 2012 года.
    • «Основания социологии» (The Principles of Sociology , 1874-1896). - PDF. Архивировано 3 февраля 2012 года.
  • «Человек и государство» (The Man versus the State , 1884)
  • «Философия и религия. Природа и реальность религии» (Philosophy and Religion. The Nature and Reality of Religion , 1885)
  • «Надлежащие границы государственной власти» (The Proper Sphere of Government , 1843)
  • «Воспитание умственное, моральное и физическое» (Education: Intellectual, Moral, Physical , 1861)
  • «Факты и комментарии» (Facts and Comments , 1902)
  • «Эссе: научные, политические и философские» (Essays: Scientific, Political, and Speculative , 3 vol., 1891)
  • «Данные этики» (The Data of Ethics , 1879)
  • «Справедливость» (Justice , 1891)
Категории:

Английский философ и социолог, основоположник органической школы социологии.

Как и Конт , он был широко образованным ученым, одним из выдающихся умов своего времени и создал ряд фундаментальных трудов по философии, социологии, психологии и другим наукам. На Спенсера оказал глубокое влияние теория эволюции Чарльза Дарвина. Он полагал, что ее можно применить ко всем аспектам развития Вселенной, включая историю человеческого общества.

Спенсер сравнивал общество с биологическими организмами , а отдельные части общества (государство, семья, система образования и т.д.) с частями организма (сердце, нервная система), каждая из которых влияет на функционирование целого. Спенсер считал, что об­щество, подобно биологическим организмам, развивается от простейших форм к более сложным. «Естественный отбор» проходит и в человеческом обществе, способствуя выживанию самых приспособленных. Процесс адаптации, по Спенсеру, способствует усложнению общественного устройства, так как его части становятся все более специализированными.

Таким образом, общество развивается от сравнительно простого состояния, когда все части взаимозаменяемы; в направлении сложной структуры совершенно не схожими между собой элементами.

В сложном обществе одну часть (институт) нельзя заменить другой, все части должны функционировать на благо целого, в противном случае в обществе наступит кризис. Соглас­но Спенсеру, такая взаимосвязь является основой социальной интеграции. Он считал, что для человечества полезно избавляться от неприспособленных индивидов с помощью естест­венного отбора. Суть органической теории общества заключается в том, что общество рас­сматривается как единая система взаимодействия природных и социальных факторов, кото­рые развиваются по биологическим законам. Такая философия получила название социаль­ный дарвинизм. Представляет интерес теория эволюции Спенсера, в том числе социальной. В эволюции он выделяет следующие основные моменты:

1. Переход от простого к сложному (интеграция).

2. Переход от однородного к разнородному (дифференциация).

3. Переход от неопределенного к определенному (возрастание порядка).

Спенсер считал эту теорию приемлемой также для коммерческих предприятий и эконо­мических институтов, и полагал, что при невмешательстве права в социальный процесс на основе свободного взаимодействия между индивидами и организациями будет достигнут естественней устойчивое равновесие интересов

В политических взглядах Спенсер был приверженцем либерализма. Использование методов аналогии между биологическими и социальными организмами позволило ввести в на­учный оборот категории структура и функция, а также выработать концепцию усложнения строения общества в процессе дифференциации и интеграции его элементов.

Герберт Спенсер - английский социолог, один из родоначальников эволюционизма, идеи которого были широко популярны в конце XIX века. На социологические взгляды ученого повлияли воззрения Сен-Симона и Конта, а на развитие идеи эволюции оказали влияние Ламарк, К.Бэр, Смит, Мальтус. Он был близко знаком с Дж. Элиот, Дж. Льюисом, Т. Гексли, Дж. С. Миллем и Дж. Тиндалем, в последние годы жизни с Б. Вебб.

Спенсер отказался от предложения получить образование в Кэмбридже, самостоятельно изучал науки. Он работал заместителем редактора в журнале «Экономист». К 1870 году он занялся социологией, покинув работу и получив большое наследство, ездил с лекциями по всему миру, хотя и не читал трудов других ученых, но много общался с людьми своего ранга. В его трудах было много ошибок, которые постепенно становились все более очевидными. Во время нескольких поездок во Францию имел возможность лично встретиться с О.Контом, чьи труды он уважал больше всего.

Социология Спенсера

Чертами науки Спенсера являются идеи прогресса, эволюционизма; и дальнейшее развитие позитивизма Конта. Основания социологии Спенсера:

1. Эволюционизм. В своем труде «Основания биологии» Спенсер развивает идеи дарвинизма в социологическом смысле. По его мнению, в обществе выживает сильнейший, существование соперничества и борьбы - естественно.

2. Организмическая теория. Общество подобно некоему биологическому организму в своем устройстве и функционировании.

Эволюция по Спенсеру - это сплошной рост науки от простой недифференцированной однородности до комплекса дифференцированной неоднородности.

Именно Спенсер ввел понятия дифференциации и интеграции.

Дифференциация - это появление из некой однородности разнообразия; расчленение на формы и ступени; возникновение в организме в процессе развития морфологических и функциональных различий.

Интеграция - это возникновение целостности, единства в системе, основанных на взаимодополняемости и взаимозависимости отдельных элементов.

Эволюционизм

Спенсер разделял мнение О.Конта о том, что социальная физика - это точная наука, примыкающая к биологии, составляющая с ней единую физику организованных тел. Спенсер пытался объяснить явления, происходящие в обществе при помощи биологической аналогии. Например, он перенес на общество принципы естественного отбора, рассматривая их как универсальный способ существования человечества.

Спенсер выделяет 2 типа общества - военное и промышленное. Классический пример военного общества - Спарта, его отличительные черты - подчинение внутренних структур стремлению к борьбе за выживание и агрессии; доминирование коллектива над индивидуальностью, иерархия структуры управления обществом, дисциплинированность, консерватизм.

Примером же промышленного общества можно назвать Англию, его черты - противоположны военному обществу, то есть децентрализованное управление обществом, плюрализм, охрана и сохранение прав человека, инновационность и развитие общества, расширение области частной жизни.

Спенсер при описании промышленного общества опирался на научное предвидение, предположение о том, как будет выглядеть общество в будущем, потому как в годы жизни ученого промышленность только начала развиваться.

Общества могут организовывать и контролировать свои собственные процессы адаптации, и тогда они развиваются в направлении милитаристских режимов; они также могут позволить свободную и пластичную адаптацию и тогда превращаются в промышленно развитые государства.

Спенсер разделяет общества также на:

1. Простые;

2. Сложные (есть иерархия, структура разделения труда);

3. Двойной сложности (правительство, все живет по законам);

4. Тройной сложности.

Еще одна типология обществ по Спенсеру:

1. Кочевые;

2. Полуоседлые;

3. Оседлые.

Эволюция человеческого общества не отличается от других эволюционных процессов, протекающих в природе. Социология будет жить как наука лишь тогда, считал Спенсер, когда она признает идею эволюционного природного закона. Если же социология считает, что развитие общества противоречит законам природы, то она называться наукой не может. Спенсер одним из первых обратил внимание на разделение труда, а производство стал делить на простейшие процессы.

Социальная эволюция, по мнению мыслителя, является процессом возрастающей индивидуализации, движения от общества к человеку.

Социальный прогресс, как и любые другие виды прогресса, не является однолинейным, он распространяется и расходится, и появляющиеся группы разнятся все более значительно, возникают роды и стереотипы обществ.

Эволюционная теория Спенсера благодаря включению в нее факторов застоя и регресса становится несомненно более гибкой, хотя и теряет свою цельность.

Организмическая теория

Спенсер считал очевидным сходность общества с биологическим организмом как строением, так и функционированием. Сходство заключалось в факторах:

1. Рост. И организм, и общество имеют тенденцию к росту и развитию.

2. Общество состоит из индивидов как организм - из клеток.

3. Усложнение. Общество имеет строение, аналогичное организму - от индивида (клетки) к институтам (органам внутренним) и всему обществу в целом (организм).

4. Дифференциация. Разделение индивидов на классы и группы, их стремление к объединению с себе подобными схоже с разделением клеток на различные ткани.

5. Взаимодействие. Индивиды взаимодействуют друг с другом как клетки, которые обмениваются различными химическими веществами.

Однако существуют и различия:

1. В отличие от биологического организма, имеющего конкретную форму, элементы общества рассеяны в пространстве, обладают значительной автономией (свободой передвижения как минимум, могут покинуть одно общество и включиться в другое).

2. В обществе нет единого органа, концентрирующего способность чувствовать и мыслить.

3. .Важным отличием общества от организма является пространственная мобильность элементов структуры.

4. Организм состоит из частей и существует ради целого единства, а целое в обществе - ради частей.

Спенсер решал проблему отношений индивида и общества ссылкой на их взаимодействие. Он предполагал, что на ранних этапах эволюции биологическая сущность человека определяет свойства социального агрегата, а в дальнейшем решающую роль в эволюции общества играют свойства целого.

После дифференциации общество нуждается в координации деятельности отдельных групп. По мнению Спенсера, Церковь должна быть отделена от государства. В обществе для нормального эволюционирования должны существовать следующие системы:

1. Поддерживающая (производство необходимых продуктов);

2. Распределительная (распределение благ на основе разделения труда);

3. Регулятивная (организация частей на основе их подчинения целому).

Именно Герберт Спенсер ввел впервые в социологию понятие социального института.

Социальный институт - это механизм самоорганизации совместной жизни людей. Ученый выделил группы социальных институтов:

1. Домашние (семья, брак, проблемы воспитания - воспроизводят этапы эволюции семьи);

2. Ритуальные (Иначе называются еще Обрядовые, или Церемониальные, суть их - обряды, обычаи, традиции. Регулируют повседневное поведение людей);

3. Политические (политическая организация и классовое деление общества. Связаны с переносом внутри-групповых конфликтов на сферу конфликтов между группами);

4. Церковь (обеспечивает интеграцию общества);

5. Профессиональные (появляются на основе разделения труда и появления профессий. Объединяют людей в группы по профессиональным признакам) и индустриальные (промышленные. Поддерживают производственную структуру общества);

6. Права (был добавлен позже).

Значения институтов возрастают в процессе перехода от военного типа общества к индустриальному. Особенно важную роль начинают играть промышленные институты, берущие на себя все большую часть общественных функций и регулирующие трудовые отношения.

Ученый считал, что конфликты и войны сыграли важнейшую роль в становлении политической и классовой структуры общества. Силами, создающими государство, являются война и труд, причем на ранних этапах эволюции военные действия были решающими, так как именно необходимость обороняться и нападать больше всего сплачивают общество и дисциплинируют его. На следующих этапах эволюции объединяющей силой выступил труд (общественное производство) и прямое насилие уступает место внутреннему самоограничению.

Теория социальных институтов Спенсера является попыткой систематического изучения общества. Концепция институтов воспроизводит

образ общества по аналогии с биологическими организмами, например деньги уподобляются кровяным частицам

Спенсер ввел термин «надорганизм», который подчеркивал автономию индивида от общества.

Спенсер в своих научных трудах опирался на эмпирические базы аналогии и исторических данных. В ходе своих рассуждений он обнаружил, что среди всей истории человечества нет истории «народа», лишь только история царей, церкви и т.д. Именно при нем появилось понятие «новой» истории - касающейся и народа тоже. Само содержание исторического процесса представляется как постепенный переход от механического принуждения к органическому объединению на основе общности интересов.

Спенсер так и не смог преодолеть дилемму реализма и номинализма, с одной стороны подчеркивая особую роль «человеческой натуры», а с другой - ссылаясь на действие искусственной среды, надиндивидуальных сил, социального организма.

Спенсер постулирует:

1. Средний уровень развития общества детерменирован средним уровнем развития его членов (то есть от «властвующих»);

2. Закон выживания сильнейших и лучших в обществе объясняет существование конкуренции и борьбы между индивидами, делает ее естественной и неотъемлемой частью эволюционирования общества.

Биография

Наибольшую научную ценность представляют его исследования по социологии , в том числе два других его трактата: «Социальная статика» (Social Statics , ) и «Социологические исследования» (The Study of Sociology , ) и восемь томов, содержащие систематизированные социологические данные, «Описательная социология» (Descriptive Sociology , -). Спенсер - основатель «органической школы» в социологии. Общество, с его точки зрения, - это эволюционирующий организм, подобный живому организму, рассматриваемому биологической наукой. Общества могут организовывать и контролировать свои собственные процессы адаптации, и тогда они развиваются в направлении милитаристских режимов; они также могут позволить свободную и пластичную адаптацию и тогда превращаются в промышленно развитые государства.

Однако неумолимый ход эволюции делает адаптацию «не случайностью, но необходимостью». Следствием концепции о космической силе эволюции Спенсер считал социальную философию laissez-faire . Лежащий в основе этой философии принцип индивидуализма ясно изложен в «Принципах этики»:

Каждый человек волен делать то, что желает, если не нарушает при этом равную свободу любого другого человека.

Социальная эволюция является процессом возрастающей «индивидуализации». В «Автобиографии» (Autobiography , 2 vol., 1904) предстаёт ультраиндивидуалист по характеру и происхождению, человек, отличающийся необычайной самодисциплиной и трудолюбием, однако почти лишённый чувства юмора и романтических устремлений. Выступал против революций и резко отрицательно относился к социалистическим идеям. Считал, что человеческое общество, как и органический мир, развивается постепенно, эволюционно. Был открытым противником образования для малоимущих слоёв населения, считал демократизацию образования вредной.

Предложил изящное разрешение парадокса курицы и яйца : «Курица - лишь способ, которым одно яйцо производит другое яйцо», - редуцировав таким образом один из объектов. Это вполне согласно современной эволюционной биологии , популяризированной, в частности, «Эгоистичным геном » Ричарда Докинза .

Концепция социальных институтов

Общество состоит из 3-х относительно автономных частей (систем «органов») :

  • поддерживающая - производство необходимых продуктов
  • дистрибутивная (распределительная) - разделение благ на основе разделения труда (обеспечивает связь частей социального организма)
  • регулятивная (государство) - организация частей на основе их подчинения целому.

Типы обществ

Военный тип общества - военные конфликты и истребление или порабощение побеждённого победителем; централизованный контроль. Государство вмешивается в промышленность, торговлю и духовную жизнь, насаждает однообразие, пассивное повиновение, безынициативность, мешает естественному приспособлению к требованиям окружающей среды . Правительственное вмешательство не только не приносит никакой пользы, но даже прямо вредно.

Личные права

Перечень индивидуальных прав по Спенсеру:

Спенсер защищал «право каждого человека заниматься своими делами как ему угодно, каковы бы ни были его занятия, лишь бы они не нарушали свободы других». Политические права - нужны для того, чтобы защищать личные права. «Политические права должны быть так распределены, чтобы не только индивиды, но и классы не могли угнетать друг друга». Однако, несмотря на всю свою либеральность, Спенсер был против предоставления политических прав женщинам .

Критика

Критики утверждают, что взгляды Спенсера послужили «научным» прикрытием расовых предубеждений . Дарвиновская теория эволюции неверно трактовалась Спенсером как описание интеллектуального и нравственного прогресса. На основе своей доктрины социального дарвинизма Спенсер пришел к выводу, что небелые расы стоят на эволюционной лестнице ниже европейцев. Взгляды Спенсера способствовали развитию таких антигуманных практик как принудительная стерилизация преступников и «слабоумных». Идеология «низших рас» использовалась нацистами для оправдания убийства славян, евреев, цыган и

Один из родоначальников эволюционизма, идеи которого пользовались большой популярностью в конце XIX века , основатель органической школы в социологии, идеолог либерализма . Окончательно утвердил в научном обращении срок "Социология" .. Его социологические взгляды являются продолжением социологических убеждений Сен-Симона и Конта , определенное влияние на развитие идеи эволюции сделали Ламарк и К.Бер , Смит и Мальтус .
С именем Герберта Спенсера связывают два подхода к рассмотрению общественных явлений:

  1. Понимание общества как организма, подобном биологических, управляемый тем же законам организации, функционирования и развития.
  2. Учение о всеобщей эволюции, которая распространяется на неорганический, органический и над органический (социальный) мир.

1. Основные труды

Первая научная труд труд Герберта Спенсера "Социальная статика" вышла в 1850 году. В дальнейшем он пытался создать некую "сумму наук", которую называл "Система социальной философии". Основные разделы которой разрабатывались им в трудах:

  • "Основные начала"
  • "Основы биологии"
  • "Основы психологии"
  • "Основы социологии"
  • "Основы этики"
  • "Социология как предмет изучения"

2. Вклад в науку

Сравнению с Огюстом Контом Спенсер, опираясь на больший массив знаний, расширил перечень наук, которые он хотел охватить в своем философском синтезе. Он разделил все науки на три группы:

  1. Абстрактные науки (напр. логика, математика).
  2. Абстрактно-конкретные науки (напр. - механика, физика, химия).
  3. Конкретные науки (например астрономия, биология, социология)

Философию он определяет как общее знание, поскольку ее обобщения "охватывают и объединяют широкие обобщения науки" .


3. Исторические типы обществ

Герберт Спенсер классифицировал общества с точки зрения стадий развития. Разместил их в следующем порядке:

  • простые;
  • сложные;
  • двойной сложности;
  • тройной сложности.

(Классификация по степени структурной сложности).

Простые общества:

  • имеющие руководителя;
  • с эпизодическим руководством;
  • с нестабильным руководством;
  • со стабильным руководством.

Сложные общества и общества двойной сложности классифицировал также согласно сложности их политической организации. Аналогичным образом различные типы обществ были классифицированы в зависимости от эволюции характера оседлости:

  • кочевые;
  • наполовину оседлые;
  • оседлые.

Общества в целом были представлены как структуры, развиваются от простого к сложному (проходя при этом через необходимые этапы). Этапы осложнения и переускладнення должны проходить последовательно. Чем более развито общество, тем оно сложнее, т.е. более дифференцированное в структурном и функциональном отношениях. Герберт Спенсер подчеркивал, что степень сложности не зависит от военно - индустриальной дихотомии. Относительно недифференцированные общества могут быть индустриальными, а современные сложные общества - военными.

Классификация размещает общество на шкале сложности структуры и функциональной организации от "малого простого агрегата" до "большого агрегата". На начальном этапе общество характеризуется преобладанием непосредственных связей между индивидами, отсутствием специальных органов управления и т.д.. В "малом простому агрегате" все части похожи друг на друга, люди сотрудничают для достижения одинаковых для всех, закрепленных групповых целей, управляющий центр отсутствует (ранний "аналог" односегментной организации с механической солидарностью за Дюркгеймом). Это - простейшая система без подсистем (группа, в которой отсутствуют отличные подгруппы). В процессе развития формируется сложная структура, социальная иерархия, включение индивида в общество опосредовано принадлежностью к меньшим сообществ (род, каста и др.). В сложном обществе его члены входят в него опосредованно, как элементы простых агрегатов со своими "координирующими центами" в свою очередь покоренным центра "более обширного" агрегата. В сложных обществах количество промежуточных уровней и подсистем соответственно возрастает .


Литература

  • Коломийцев В.Ф. Социология Герберта Спенсера / / Социологические исследования, 2004, № 1, с. 37 - 44.

Примечания

  1. Спенсер Г. синтетическая философия (в кратко изложении Говарда Коллинза). Киев: Ника-Центр, 1997
  2. 7. Ковалевский М. Сочинения: В 2. т. {{{Заголовок}}} Т. Т. 1: Социология.