Был подписан договор о дружбе. Порошенко разорвал договор о дружбе с РФ. Территории, с людьми - на выход! Крючок для России

Георгий Коларов

Наконец-то между двумя болгарскими государствами случилось долгожданное событие: был подписан договор о дружбе, сотрудничестве и добрососедстве. Он был подписан 01.08.2017г. - накануне чествования 114-ой годовщины Илинденско-Преображенского-Крестовденского Восстания - самого массового восстания против турецкого поработителя, в защиту священного права жить в едином и свободном государстве, от Охридского Озера до Черного Моря и от Дуная до Эгейского Моря. 02.08.1903г. Внутренняя Македоно-Одринская Революционная Организация (ВМОРО) подняла на бунт всех болгар, живущих в оставшейся под османской властью территории страны, в результате несправедливого Берлинского договора, упразднившего Сан-Стефанский.

Борьба с регулярными (аскер) и нерегулярными турецкими частями (башибозук) длилась до поздней осени, пока не выпал снег и наступающая зима не прекратила передвижение болгар и турок по Рило-Родопскому массиву и по горам Странджа и Сакар. В конце концов, турки потушили восстание характерными для них жестокостью и геноцидом над мирным населением. Выжившие повстанцы и гражданское население перешли в освобожденное русскими Княжество Болгария, в ожидании Первой Балканской Войны. Она началась только через 9 лет. Союзные православные армии одержали ряд побед над турками.

В 1912г. территории географической области Македония, заселенные преимущественно болгарами, были очищены от османских войск. Личный состав нерегулярных формирований «башибозук» был либо уничтожен, либо перешел в остаточную Турцию. Однако, большая часть области была занята не болгарскими (которые были брошены на Стамбул), а сербскими, черно-горскими и греческими частями. После окончания войны, они отказались оттуда выходить, вопреки предварительным договоренностям. Попытки последнего царя Российской Империи Николая Второго исполнять роль арбитра кончились катастрофой - слишком ничтожен был его авторитет среди балканских монархов. Болгарский царь Фердинанд надеялся взять Стамбул своими силами и принять корону византийских императоров. Его сербский, греческий, черно-горский коллеги договаривались за его спиной, чувствуя российскую поддержку. Когда царь Фердинанд принял пагубное для Болгарии решение о демонстрации военной силы, напав на сербскую и греческую армии, Николай Второй спровоцировал Румынию напасть на нее в спину. Бухарест, в поиске компенсаций за попавшее в болгарские пределы румыно-язычные население, потребовал всю территорию Южной Добруджи (на болгаро-румынской границе). Турки, почувствовав слабость Болгарии, тоже осуществили контратаку и вернули себе часть освобожденных болгарами земель. В результате, Болгария (чья армия вынесла основную тяжесть войны) получила незначительные территории. Основная часть земель, населенных болгарами, осталась под властью Сербии и Греции. Румыния тоже расширилась Южной Добруджей, полностью с болгарским населением. Удерживала ее вплоть до 1940г.

В результате, когда болгарские православные соседи в Первой мировой войне встали на сторону Антанты, София оказалась в лагере Центральных Сил, чтобы иметь возможность вернуть потерянное. Поражения во Второй Балканской и в Первой Мировой войнах в Болгарии обозначены как Первая и Вторая национальные катастрофы. Как известно, несправедливое отторжение территорий у побежденных и их распределение между победителями, довели до Второй Мировой Войны. В ней Болгария вновь искала реванш у Сербии, Черногории и Греции.

Окрыленная победами в двух балканских и в Первой мировой войнах, сербская политическая элита стала реализовать сербскую доктрину македонизма, придуманную министром Стояном Новаковичем, професором Йованом Цвиичем и т. д. Они использовали эту доктрину для анти-болгарской пропаганды на территории географической области Македония. Они понимали, что не могут навязать сразу сербское национальное самосознание местным болгарам. Поэтому, рассматривали навязывание македонского самосознания как шаг к последующей сербизации.

Тем временем, в Москве был создан Коминтерн. И хотя в нем болгары играли ключевую роль (двое из них: Василь Коларов и Георгий Димитров по очереди избирались его генеральными секретарями, а Борис Стомоняков был назначен заместителем наркома иностранных дел), особым авторитетом стал пользоваться лидер югославских коммунистов Йосип Броз Тито. Под его влиянием, в 1934г., на основе региональной специфики и юго-западного диалекта болгарского языка, Коминтерн принял решение о создании македонской нации и македонского языка. Во время и после Второй мировой войны, деятели Югославской Коммунистической Партии его реализовали на практике. Конкретно на территории Социалистической Республики Македонии (в составе Социалистической Федеративной Республики Югославии - СФРЮ) македонистскую доктрину насажали этнические болгары, которые потеряли родителей во время Балканских и Первой мировой войн и воспитывались в доме для детей в сербском (югославском) городе Крагуевац в македоно-югославском духе.

В результате репрессий силовых органов социалистической Югославии, 22 000 македонских болгар лишились жизни, а 144 000 провели длительное время в титовых тюрьмах и лагерях.

Это были преимущественно представители интеллигенции и осознанных патриотических слоев. После их устранения, стало легче распространять македонское самосознание среди проживавших в созданной 02.08.1944г. Социалистической Республике Македония. Среди местных болгар последовательным образом стали искоренять национальное самосознание и насажать новый язык - местный болгарский диалект, который без перерыва обогащался сербо-хорватскими словами. Он до сих пор без перерыва и развивается - после каждого перерыва на несколько лет во встречах с родственниками, автор этих строк замечает наличие новых и отпадание прежних слов. При том, это все-таки остается диалектом старого болгарского языка.

В Софии многие радикальные историки, филологи, политики критикуют премьер-министра Бойко Борисова и министра иностранных дел Екатерину Захариеву за допущенный компромисс - договор подписан «на болгарском языке в соответствии с Конституцией Республики Болгария и на македонском языке в соответствии с Конституцией Республики Македония». Этот текст дал повод македонскому премьер-министру Зорану Заеву похвастаться перед Парламентом и на митинге перед ним, что Болгария уже признала македонский язык. В сущности, Болгария признала только очевидный факт, что в македонской Конституции этот язык называется не болгарским, а македонским. Кроме того, оба текста отличаются друг от друга - кроме различий в диалекте, македонцы пользуются сербским вариантом кириллицы (навязанном после 02.08.1944г.), который приумножает различия в диалектах.

Нигде в договоре не упоминается словосочетание «македонский народ» - именно этот факт спровоцировал острое недовольство в Скопье, которое выразил бывший министр иностранных дел, один из лидеров партии ВМРО-ДПМНЕ Антонио Милошоский. Он беспокоится также, что в договоре нет ясного разграничения общей и отдельной истории (как было сказано, отдельная македонская история существует ровно 73 года) и что Македонии вменяется больше обязанностей, а Болгария получает больше прав.1 Его поддержала молодая активистка ВМРО-ДПМНЕ: депутат Парламента Ане Лашковска выразила тревогу, что «народ Республики Македония в панике, потому что СДСМ (партия Зорана Заева) начал перемену истории македонского государства, нашего прошлого, согласился переписать учебники истории. Болгария празднует, Македония повержена».2

Им ответил заместитель-председателя софийского ВМРО, евро-депутат Ангел Джамбазкий: «Поведение Милошоского исключительно злонамеренное и очень показательное. Это уже случалось много раз в болгарской истории, в истории борьбы за объединение болгар в Македонии. Когда был стажером, или докторантом в Софии, он был очень ясно заявленным болгарином, очень страстным последователем линии поведения Тодора Александрова, Ивана Михайлова, старых деятелей и руководителей ВМРО. Есть фотографии (часть их в социальных сетях), на которых видно как Антонио Милошоский, в нашей компании, с другими деятелями организации, держит знамя ВМРО. Так что, сюрприз неприятный, однако он наверное является следствием длительного пребывания Милошоского во власти».3 Автор этих строк знает этого персонажа скопской титовской элиты с 27.10.2000г., когда в Скопье было основано Сообщество граждан «Радко» (Радко - боевая кличка долголетнего руководителя ВМРО Ивана Михайлова). И может подтвердить слова Джамбазкого, что он открыто и страстно выражал свое болгарское самосознание и приверженность объединения болгар в одном государстве. Поэтому, эта его эволюция более чем удивительная. Однако, она касается не только его, но и весь сегодняшний руководящий состав ВМРО-ДПМНЕ, во главе с председателем и бывшим премьер-министром Николаем Груевским. Как сказал и о нем Джамбазкий, «сам Груевский перетерпел очень серьезный идеологический поворот в своем поведении, в своем самоопределении. Известно, что его политическая карьера была связана с одним болгарским банком в Скопье, перед тем как стать советником сербского министра финансов. Тогда сам Груевский заявлял свои про-болгарские симпатии».3 Автор может добавить, что Груевского вырастил в качестве политика бывший председатель ВМРО-ДПМНЕ Любчо Георгиевский (сейчас лидер ВМРО - Народной Партии - у него уже болгарский паспорт, как следствие заявления о болгарском самосознании и происхождении), который еще 22.02.1999г. сделал первую попытку нормализации отношений между двумя государствами.

Тогда с премьер-министром Болгарии Иваном Костовым «подписали в Софии совместную декларацию, которая открыла реальную возможность решения совместных проблем. Тогда Скопье декларировало, что больше не будет предъявлять претензии о наличии македонского меньшинства в Болгарии и настаивать о предоставлении ему соответствующих прав и свобод. В случае очень важно то, что это входит в прямое противоречие с членом 49 Конституции Республики Македония, который обязывает ее заботится о македонских меньшинствах в Греции и Болгарии».4 Именно факт, что в противоречии между договором и Конституцией, договор одерживает перевес, выводит из себя скопских политиков с эдиповым комплексом. Это также означает, что македонская Конституция безнадежно устарела и пора ее менять, в соответствии с новыми реалиями. Этот вопрос разрешится в ближайшем будущем, после ратификации и вступления в силу договора.

Потом Груевский осуществил внутрипартийный переворот против Георгиевского, снял его с постов председателя партии и премьер-министра и сам стал таким, начав пересмотр всех общих документов, подписанных с Болгарией, а также навязав античную историю Македонии.

Эволюция скопского ВМРО-ДПМНЕ удивительная, тем более, что у многих ее функционеров, членов их семей, родителей, детей есть болгарские паспорта, недвижимость в Болгарии.

Председатель софийского ВМРО, первый вице-премьер и министр обороны в коалиционном правительстве Бойко Борисова Красимир Каракачанов дает ясную и точную характеристику неожиданной эволюции скопского ВМРО-ДПМНЕ: «ВМРО-ДПМНЕ давно уже является партией про-югославской ориентацией, которая защищает только личные интересы своих лидеров. Бывший министр иностранных дел Кристиан Вигенин пробовал инициировать политику пренебрежения национальных интересов Болгарии и поддержать безусловно членство Республики Македония в ЕС и НАТО. Однако. в конце концов, услышал то, что мы ему говорили… Политика крайнего македонизма, особенно в его античной форме, которую проводит Груевский и его команда, включая людей, которые были нахлебниками болгарского государства, полагали клятвы перед могилой Тодора Александрова, болгарского флага и флага ВМРО, сейчас говорят глупости».5 Очевидно, он имеет в виду того же Антонио Милошоского.

Каракачанов подчеркивает, что Груевский, в своем статусе премьер-министра, дважды был на грани подписать этот договор, «однако, вероятнее всего, внешнеполитические факторы ему не позволили сделать этого. В последний момент Груевский отказывался. Можно догадаться кто на него повлиял, зная его экономические связи с Белградом».5 Можно добавить, что в качестве бывшего министра финансов (до занятия премьерского поста), Груевский принадлежит к мировой финансовой элите. Ей безразличны такие понятия, как: патриотизм, чувство долга.

Автору представляется, что основная причина сегодняшнего странного поведения Груевского, Милошоского и компании - факт потери власть (видимо, надолго) и не хотят, чтобы их политические противники прибавили в свой актив подписание этого договора: «Я или никто!»

Одновременно, Каракачанов считает Зорана Заева «прагматичным человеком»: «В качестве мэра города Струмица, где больше половины населения приобрело болгарские паспорта, скорее всего, понял о чем идет речь. Главное, что у него есть смелость подписать договор».5

Каракачанов оценивает, что до сих пор некоторые македонские политики «придумывали историю, создавая напряжение, выдвигая определенные претензии о меньшинствах и языках на территории Болгарии».6 В результате, «Македония вошла в политический кризис, у нее не было ни одного друга на Балканах, дошла до экономической и политической изоляции… Эти политики в Скопье считали, что конфронтацией, ненавистью и дурацким шовинизмом могут построить новую национальную идентичность ».6 Как уже видно, у них ничего не получилось.

По поводу подписания договора, Каракачанов делится: «Я сказал Борисову, что входит в историю. В Скопье, точно перед церковью «Святой Спас», незадолго до возложения венков могиле Гоце Делчева (болгарского революционера, военного руководителя ВМРО, павшего накануне Илинденско-Преображенско-Крестовденского Восстания), к нам подошли молодые ребята - последователи софийского ВМРО. И сказали ему, без всякой предварительной договоренности с нами: «Господин Борисов, Вы останетесь в истории, так как остался Царь Борис - Объединитель!»5 Основания договора для Каракачанова очевидные: «У нас общая история. У каждого четвертого гражданина Болгарии (каждого третьего этнического болгарина - Г.К.) корни в Македонии, у каждого македонца родственники в Болгарии. Свыше 10 000 македонских студентов в последние 20 лет уже закончили болгарские ВУЗ-ы. Больше 120 000 македонских граждан приобрели болгарские паспорта (130 000 ждут гражданство - Г.К.)».6

По мнению Каракачанова, самое главное в договоре - тот член, в соответствии с которым, «Македония больше не будет опираться на этот член 49 своей Конституции, в соответствии с которым, должна защищать македонские меньшинства в соседних странах».5 С ним согласны практически все болгарские политики, политологи, историки, журналисты и просто патриоты.

Свое позитивное мнение о договоре выражает и известный болгарский дипломат, бывший заместитель министра иностранных дел и посол в Лондоне, директор Института Экономики и Международных Отношений Любомир Кючуков: «Договор не принадлежит ни одной партии, или правительству, он является результатом усилий болгарской внешней политики на протяжении десятилетий. Договор был в интересе Болгарии, он был нужен Македонии. Здесь ключевое значение имеет болгарская позиция. Она определяется двумя ведущими критериями - объединять, а не разделять и думать о Македонии, как о людях и гражданах, а не как о территории. Потому что именно македонизм стремится строить новую идентичность. Дистанцию между людьми укрепляет каждый публичный скандал между двумя странами. Если люди с обоих сторон границы начинают ненавидеть друг друга, значит македонизм победил. В интересе Болгарии убрать все барьеры, которые мешают общению и сотрудничеству между людьми, так чтобы граждане обоих стран чувствовали себя везде дома, на своей территории».7

И он, и остальные аналитики дают понять, что не может быть и речи о территориальном объединении двух болгарских государств, а только об историко-культурном и бытовом.

Как пишет на своем сайте бывший активист софийского ВМРО, известный журналист и полит-технолог Владимир Йончев, «мы с македонцами как два брата, которые в детстве жили в одном доме, потом выросли и отделились в отдельных квартирах. Представьте себе, какой кошмар будет, если они со своими семьями и с новыми проблемами соберутся жить опять в родном доме!? Вряд ли кто-нибудь хочет это. Речь идет только о том, чтобы говорить по братски, ходить друг к другу в гости и вместе праздновать дни рождения своих родителей».8

Определенная форма политического объединения между Софией и Скопье возможна разве что в рамках НАТО и ЕС. Однако, перед тем как туда войти (конечно, с помощью Болгарии), Республика Македония должна еще поменять и имя, чтобы снять греческие претензии.

Так или иначе, договор является важным шагом Македонии к евро-атлантической интеграции. Наверное, именно эта перспектива стала поводом для умолчания российскими СМИ новостей вокруг ключевого для двух болгарских государств события и для Балканского Полуострова.

Или, когда все-таки освещают тему, дают возможность высказаться таким болгарским аналитикам, которые, мягко говоря, преувеличивают военный потенциал двух болгарских государств, представляя его угрозой для России!?9 Это большой комплимент двум армиям: болгарской и македонской! На фоне их общей слабости, должностных вакансий, нехватки мотивации для военной службы в Болгарии и в Македонии. Известно, что весной 2001г. македонская армия потерпела позорное поражение от албанских сепаратистов. Ученый Росен Янев вспоминает как тогда находился в Македонии, на севере которой «бушевала война. Везде по стране были развернуты лагеря для беженцев. Люди были испуганными и те, с которыми разговаривал, недвусмысленным образом выражали свои опасения албанского нашествия. У них была надежда, что болгары будут охранять им спину. Только вы побеждали албанцев в войне, говорили они».10 Весной 2001г. однако, не смогли помочь и болгарские инструкторы.

Ограниченный военный потенциал болгарской армии сосредоточен в миротворческих миссиях в Афганистане, Боснии и Герцеговине и, конечно, на турецкой границе. Более ограниченный потенциал македонской армии направлен на подавление возможного сепаратистского мятежа албанского меньшинства, а также ожидаемой агрессии, со стороны Косово и Албании. Кроме того, военные базы США в селении Криволак (Македония), Сарафово (Болгария) никуда не делись - как были, так и останутся. Новые вряд ли будут: американцы не могут себе позволить сосредоточить столько сил и средств на Балканах, когда есть более важные для них регионы.

Россия за год потеряла 4 ключевых славяно-православных союзника на Балканах, в которых проживают два народа: болгары и сербы. Болгария и Черногория уже в НАТО, Сербия и Македония стремятся туда, после президентских и парламентских выборов, в результате которых к власти пришли прозападные политики. В Болгарии правительство Бойко Борисова старалось сохранить дружеские отношения с Россией до 24 мая - праздника славянской писменности. Тогда референты - «балканисты» подвели президента Путина сказать, что «азбука пришла в Россию из македонской земли»11 и спровоцировали огромный скандал между Москвой и Софией. Его еще больше расширил депутат Госдумы и чемпион мира по шахматам Анатолий Карпов, во время своего софийского визита: утром сказал по телевидению, что азбука пришла в Россию из Византии!?!? В результате, премьер-министр Бойко Борисов отменил назначенную на после обеда аудиенцию. Никто в Болгарии не понял, что это было: вопиющая некомпетентность великого шахматиста, либо злонамеренная провокация в адрес болгарской общественности? Так или иначе, в Болгарии появились антироссийские настроения.

В результате, 04.08.2017г. - 25-я годовщина Договора о Дружбе между Российской Федерацией и Республикой Болгария прошла незаметно. Если ранее были назначены дипломатические, или общественные мероприятия, они был отменены (автор предупреждал об этом сразу, после встречи президентов России - Владимира Путина и Македонии - Георгия Иванова). Только на президентских сайтах в Москве и Софии появились взаимные поздравления. Причем Путин назвал Болгарию «братской», а его коллега Румен Радев определил Россию «дружеской» …

Любомир Кючуков считает, что «у России нет политического и экономического ресурса (вне энергетики), ни идеологической альтернативности, чтобы отклонить страны региона от ясно декларированной всеми цели: европейской и евро-атлантической интеграции. Однако, Россия приобретает вторичную, искусственную альтернативность, пользуясь незаинтересованности Брюсселя. Внешнее вмешательство в регионе существует не только с Востока, но и со стороны членов НАТО».7 Кючуков, в своем качестве бывшего заместителя-председателя Болгарской Социалистической Партии (БСП - бывшей коммунистической) и бывшего заместителя министра иностранных дел и посла, всегда старался проводить балансированную внешнюю политику.

Со стороны России очень часто некомпетентные, или недобросовестные люди, назначенные «специалистами» по Балканам, занимают однозначную про-сербскую позицию в старых конфликтах между Белградом и Софией, в основном по македонскому вопросу. С тех пор, как сначала Черногория, а потом и Сербия повернулись спиной к России и лицом к Западу, они в целом отстали от Болгарии со старыми претензиями и занялись бывшими «любимчиками».

Удивляет факт, что никто из них не замечал развитие прозападных тенденций в Белграде и в Подгорице, которые не могли не довести до геополитической переориентации двух стран.

Конечно, среди российских экспертов есть и приятные исключения. Например, Лев Вершинин, который ставит точные и правильные диагнозы самозваным «специалистам» по Болгарии. Он, кстати, неоднократно указывает на одну из причин печального исхода Балканских войн - вседозволенность и безнаказанность правящей черногорской династии, из-за присутствия в российском царском дворе двух дочерей короля. Княжна Стана и княжна Милица оказывали серьезное влияние на внешнеполитические решения Российской Империи, в отношении Балкан. Соответственно, Черногория первой атаковала Турцию в Первой Балканской Войне, без согласования с союзниками, когда еще перевооружение болгарской армии не было закончено.

Среди тех, кто работает в Москве, отличается глава Ассоциации православных экспертов и заведующий отделом взаимодействия с РПЦ Института стран СНГ Кирилл Фролов. Он открыто и честно заявляет, что «македонцы - это болгары, Македония и Болгария - одно целое».11 Жаль, что хотя он и занимает ключевую позицию, к нему ответственные факторы не прислушиваются.

Неразбериха в российской балканистике и в политике в отношении Балканского Полуострова дает возможность антироссийским элементам в Софии и Скопье проявлять себя, в том числе и в отношении только что подписанного договора. Самый ярый пример: претензии крайнего русофоба, бывшего болгарского президента Росена Плевнелиева чуть ли не на авторство договора. Приписывая себе несуществующие заслуги, он не пропускает намекнуть на скрытное противодействие России и на гибридную войну, которую якобы ведет Кремль против болгар.

Ему ответил болгарский аналитик Иван Петков. Он дал понять, что «слова бывшего президента Росена Плевнелиева могут свести на нет усилия всей нации. Долголетние усилия, которые начались покойным Желю Желевым, пережили Ивана Костова и Георгия Пырванова, нашли свой триумф с Бойко Борисовым. Премьер-министр подписал исторический договор с Македонией, который объединил все политические силы в Болгарии. И так, пока бывший глава государства Росен Плевнелиев не объявился катализатором потеплений болгаро-македонских отношений. Иными словами, мотором и вдохновителем исторического документа. Таким образом, он сделал опасный шаг - может разбить неустойчивое единение политиков, во имя Болгарии. Он дает пример все дальше выявлять на показ свои заслуги. Перед тем, как показать себя, он должен ответить, как минимум, на два вопроса: сколько раз посетил Македонию, в качестве президента?; где он был, когда Болгария признала независимость своей соседки и когда была подписана декларация о добрососедстве? Был он тогда студентом, или искал способ успеть в бизнесе, не имеет значения. Во всяком случае, был очень далеко от внешне-политических процессов. В отличии от него, другой бывший президент - Георгий Пырванов имеет гораздо больше оснований быть фактором примирения со Скопье…. Даже Румен Радев не позволяет себе выявлять свои заслуги, как настоящий глава государства. Наоборот, в своем приветствии, он отметил усилия всех своих предшественников. Возникает вопрос: почему Росен Плевнелиев позволяет себе подобное?»12 Петков дает разные версии ответа на вопрос.

Автор, однако, считает, что Плевнелиеву подсказали из-за океана эти слова и намеки: таким образом, он дает понять, что примирение между Софией и Скопье случилось не благодаря, а вопреки Москве. Потому что, если это его заслуга, значит он как крайний русофоб, примиряя обе болгарские государства, противодействовал Москве. К сожалению, определенные высказывания и писанина в русскоязычных СМИ по теме являются питательной средой для того рода высказываний. Поэтому, в Кремле должны меньше прислушиваться к кабинетным ученым и больше к российским дипломатам, долгие годы проработавшим в посольствах и генеральных консульствах в двух болгарских республиках. Хоть они отлично знают, в чем дело.

Договор о дружбе, сотрудничестве и партнёрстве между Россией и Украиной был подписан 31 мая 1997 года. Он должен был автоматически продлеваться каждые 10 лет. Но Пётр Порошенко подписал указ о прекращении действия этого соглашения.

Президент Украины Петр Порошенко подписал указ о разрыве договора о дружбе с Россией. Теперь Киев до 30 сентября официально проинформируют Россию о принятом решении нотой МИД Украины, а Порошенко внесет в парламент соответствующий законопроект.

Об этом идет речь в сообщении пресс-службы президента, распространенном сегодня, 17 сентября.

"Внешнеполитическое ведомство должно заявить Российской Федерации о желании Украины прекратить действие Договора о дружбе с РФ в соответствии со статьей 40 настоящего договора и внести в установленном порядке на рассмотрение президенту Украины проект закона Украины о прекращения действия договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Украиной и Россией", – говорится в сообщении.

Более того, в соответствии с решением СНБО, МИД должен проинформировать ООН, ОБСЕ и другие международные организации о стремлении Украины прекратить действие Договора о дружбе с Россией, а также о причинах его прекращения.

Порошенко своим указом ввел в действие решение совета национальной безопасности и обороны (СНБО) Украины от 6 сентября о прекращении Договора о дружбе, сотрудничестве с Россией.

"Поддержаны предложения МИД Украины относительно прекращения Украиной действия Договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Украиной и Российской Федерацией, подписанного 31 мая 1997 года" сообщается на сайте Порошенко.

В начале сентября глава МИД Украины Павел Климкин объявил о намерении пересмотреть всю договорно-правовую базу с Россией.

После того, как Климкин объявил, что власти Украины подготовили пакет документов о денонсации договора о дружбе с Россией. В Кремле назвали этот шаг Киева неразумным.

Такого же мнения, впрочем, придерживаются и некоторые депутаты Рады. В частности, Вадим Рабинович выразил уверенность, что прекращение договора о дружбе с Россией принесет Украине большие убытки, поскольку Москва продолжает оставаться крупнейшим торговым партнером Киева.

Судебный юрист украинской диаспоры в Москве Леонид Козак прокомментировал RT подписание украинским президентом Петром Порошенко указа о прекращении действия договора о дружбе с Россией.

"Нужно признать, что нет никакого мира, дружбы и прочего между Россией и Украиной. Срок действия этого договора заканчивается в 2019 году. Соответственно, встаёт вопрос о его продлении. Он предусматривает обязанность обеих сторон, российской и украинской, соблюдать территориальную целостность и делать всё возможное для того, чтобы избегать враждебных отношений между сторонами.

Разрыв этого договора является наиболее выгодным для Украины, потому что она сейчас сможет спекулировать на международной арене", - сказал Козак.

По его словам, не стоит рассчитывать на скорое урегулирование отношений между двумя странами.

"Что касается дальнейших событий, возможно какое-то ужесточение мер во взаимных отношениях между странами. Но сам разрыв является больше формальным", - заключил он.

МИД России отреагировало на прекращение Украиной договора о дружбе

В российском МИД выразили "глубокое сожаление" в связи с решением украинской стороны прекратить действие договора о дружбе между странами. Наш МИД считает, цитата: "что в своём антироссийском угаре нынешние киевские власти оставят в истории о себе след как о политиках, нанёсших колоссальный урон не только российско-украинским отношениям, но и национальным интересам своей страны", - конец цитаты. Российские дипломаты уверены, что нынешний кризис в отношениях между странами будет преодолен. Но восстанавливать связи между странами придётся уже с другими, "более ответственными украинскими политиками".

Да, как-то странно было быть в состоянии дружбы со страной, каждый год повышать товарооборот и в тоже время обзывать ее агрессором... Прямо цирк бесплатный. С этим, конечно, нужно было что то делать.

Итак, Порошенко подписал приговор Украине. Теперь Украина до Днепра принадлежит России на законных основаниях, и уже на законных основаниях можно и нужно поднять вопрос о возврате исконно русских территорий в состав России. .А вообще, можно считать, что Порошенко подписал отказ от признания украинско-российской границы.

Чем обернется разрыв киевским режимом Договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Украиной и Россией?

Однако в конкретном случае эти формулировки не имеют принципиального значения. Важным является то, что этот документ, который долгое время оставался рудиментом несуществующей системы отношений между Москвой и Киевом, прекратит свое существование. Произойдет это 31 марта 2019 года, аккурат в день намеченных на Украине президентских выборов и в канун 20-й годовщины с момента своего вступления в силу.

Чего испугалась Украина?

Отметим, что наряду с Большим договором о дружбе и сотрудничестве Украина анонсировала пересмотр многих других межгосударственных соглашений с Россией, в том числе и договора 2003 года о совместном использовании вод Азовского моря и Керченского пролива, актуальность которого остается одним из самых обсуждаемых вопросов в украинском инфополе. Правда, глава МИД Украины Павел Климкин не стал уточнять, когда это соглашение прекратит свое действие. Причина на удивление проста - в Киеве боятся, что Москва использует разрыв двусторонних соглашений против Украины.

У каждого договора с РФ есть пункт о процедуре прекращения его действия, и у нас есть внутренний план, как и когда мы будем это делать. Но если мы этот план объявим уже сейчас, то Россия использует это против нас в судебных процессах, - признал Климкин.

Разрыв Договора о дружбе с Россией поддержал и главный смотрящий за Украиной от Белого дома Курт Волкер. По словам спецпредставителя президента США, который накануне посетил Киев, чтобы принять участие в так называемой Ялтинской европейской стратегии, странно иметь такой договор в условиях "вторжения России".

Указ Порошенко - большой подарок для России

В России предупредили Украину о возможных последствиях прекращения действия "Большого договора".

По мнению председателя Комитета Государственной думы по делам СНГ, евразийской интеграции и связях с соотечественниками Леонида Калашникова, разрыв "Большого договора" ухудшит положение проживающих на Украине граждан России и проживающих в России граждан Украины. По словам депутата, Порошенко наплевать на живущих в России украинцев.

Председатель Комиссии Совета Федерации по информационной политике Алексей Пушков в свою очередь отметил, что прекращение Украиной действия Договора о дружбе и сотрудничестве с Россией является закономерным шагом режима Порошенко, при этом ущерб для самой Украины их не волнует.

"Это большой подарок нам со стороны Петра Алексеевича Порошенко, - считает депутат Государственной думы РФ Константин Затулин, ранее выступавший за денонсацию "Большого договора" с российской стороны. - Украинцы денонсировали Договор, который является основанием для территориальных претензий современной Украины к России в связи с ситуацией с Крымом и Севастополем".

По словам политика, киевский режим таким образом решает свои местечковые проблемы, чтобы Порошенко мог позиционировать себя в качестве главного патриота, русофоба и борца с "российской агрессией". Ведь приближаются выборы, и сохранение у власти после 31 марта 2019 года для Порошенко сейчас является вопросом жизни и смерти. Вот только столь явный популистский шаг, продиктованный даже не непомерными амбициями, а скорее инстинктом самосохранения, дорого обойдется Украине.

С этого момента все эти разговоры украинцев о том, что "вы у нас что-то отобрали", утратили смысл. Сегодня власти Украины своим решением поставили знак вопроса по российско-украинским государственным границам. До этого мы были в несколько неловкой ситуации, а я сам обращал на это внимание и предлагал России денонсировать данный Договор, но российская власть на это не пошла и оказалась права, поскольку я лично думал, что украинскую власть возглавляют не такие идиоты, объяснил Затулин в беседе с ФБА "Экономика сегодня".

По мнению же бессменного руководителя фракции ЛДПР в Государственной думе Владимира Жириновского, сам Договор о дружбе и сотрудничестве с Украиной был невыгоден России, так как закреплял очерченные в советское время границы этого "искусственно созданного образования". Примечательно, что Жириновский был одним из наиболее убежденных противников ратификации этого соглашения с Украиной еще в декабре 1998 года, но тогда все решили голоса представителей КПРФ и "Яблока".

Будет ли конец шантажу, предательству и исторической несправедливости?

Обращаясь к нашей недавней истории, напомним, что подписание Договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Россией и Украиной состоялось на встрече в Киеве президентов Бориса Ельцина и Леонида Кучмы. Согласно этому договору, который был ратифицирован Верховной Радой Украины 14 января 1998 года и Государственной Думой России 25 декабря 1998 года и вступил в силу с 1 апреля 1999 года, обе стороны заявляли о приверженности стратегическому партнерству и сотрудничеству, признании суверенитета, территориальной целостности и существующих границ. Все последующие двусторонние договоренности между Москвой и Киевом так или иначе исходили из этого "Большого договора", который уже тогда, в конце 1990-х годов, многими русскими патриотами Украины воспринимался крайне негативно.

Во-первых, он закреплял признание Россией Украины в тех границах, в которых ее искусственно сконструировали большевики, и легитимизировал переход в распоряжение властей "незалежной" всей той гражданской и военной инфраструктуры, которая была возведена на этой территории во времена Российской империи и Советского Союза.

Обратим внимание на еще один немаловажный момент: буквально за три дня до подписания Ельциным и Кучмой "Большого договора" Москва и Киев после долгих переговоров пришли к соглашению о разделе Черноморского флота СССР и базировании Черноморского флота России в Крыму и Севастополе сроком на 20 лет. По заключенному же "Большому договору", Москва окончательно признавала суверенитет Киева над Крымом и Севастополем. Пройдет всего несколько лет, и Украина начнет шантажировать Россию, угрожая отказом в пролонгации соглашений по Черноморскому флоту после 2017 года. Конец этому шантажу был положен лишь в марте 2014 года, когда после нацистского переворота в Киеве в Крыму началось народное восстание, закончившееся референдумом и присоединением полуострова к России.

Сегодня реально был поставлен крест на украинской государственности.

Примечательно, что решение Порошенко прекратить действие Договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве с Россией совпало с 79-й годовщиной вступления советских войск на территорию Западной Украины. Это событие, которое в советской историографии называлось "освободительным походом", положило начало процессу присоединения оккупированных поляками галицких и волынских земель к созданной российскими большевиками Украинской советской социалистической республике (УССР), правопреемницей которой пока еще является современная Украина.

Тот пересмотр границ подвергается резкому осуждению со стороны официального Киева и с подачи глашатаев декоммунизации из так называемого Украинского института национальной памяти именуется не иначе, как "оккупацией", что только на руку полякам и другим западным соседям Украины, уже открыто предъявляющим Киеву территориальные претензии и выставляющим исторические счета.

Поэтому сегодняшний разрыв Порошенко "Большого договора" с Россией, снимающий все взятые на себя Москвой обязательства в отношении "незалежной", можно расценивать как еще один шаг киевского режима на пути к демонтажу построенной и выпестованной коммунистами украинской государственности. И главная задача России на перспективу - извлечь из этого максимальные выгоды, соответствующие интересам всего искусственно разделенного русского народа.

Дмитрий Павленко

Подпишись на NOVO24

В ближайшее время в Киеве могут начать подготовку к выходу Украины из Договора о дружбе, сотрудничестве и добрососедстве с РФ. Вопрос о его денонсации поднимали еще в 2014 году. Но тогда до конца дело так и не довели, боясь, что в России это могут воспринять как объявление войны.

В этом документе заложены основы долгосрочного стратегического партнерства между странами в сферах политики, экономики, энергетики, транспорта, военно-технического сотрудничества, науки, культуры, образования, информации, здравоохранения и других областях. Само существование этого договора служит залогом наличия фундамента для возрождения двусторонних отношений. Однако нормализовывать их Киев, похоже, не намерен.

Помимо денонсации Договора о дружбе Украина грозится пойти еще на один не самый добрососедский шаг - ввести визовый режим с нашей страной. Он может начать действовать уже через полгода. В Раде намерены начать обсуждение вопроса на этой неделе.

Ранее представитель украинского внешнеполитического ведомства Марьяна Беца сообщила, что МИД будет готов к введению такого режима, если будет принято соответствующее политическое решение. "Но нужно очень взвешенно и сбалансированно подходить к нашей стратегии относительно визового режима с Россией, учитывая некоторые факты", - сказала она.

В числе таких фактов, к примеру, то, что в нашей стране находятся порядка четырех миллионов граждан Украины.

Что ждет отношения двух стран, "Правде.Ру" рассказал Владимир Олейник, украинский политик и управленец.

- Есть мнение, что дело идет к фактическому объявлению войны. Вы согласны?

Если говорить о войне как о войне не информационной, не экономической, а вооруженной, то этот заказ существовал изначально: развязать войну с Россией. Но главное, что украинский народ не хочет воевать. Но это уже не анекдот, когда было семь волн мобилизации. А заметьте, как на практике происходит: объявляют мобилизацию, а значительная часть призывников убегает на территорию страны-агрессора, прячется от призыва. Самое удивительное, что убегает большая часть не только с Восточной, но и с Западной Украины. Кто временно, на заработки, но только бы не на войну.

Но однозначно: украинский народ воевать не хочет. Он понимает, что война несправедливая. Было бы справедливо, если бы в первых рядах тогда на этой войне стояли дети, родственники Порошенко, Гройсмана, депутаты бы участвовали, которые разжигают. Поэтому большой войны не будет. Но соответствующие манипуляции будут, чтобы продолжать обстреливать и транслировать призывы к Западу: "Давайте денежки под это". И так далее.

Относительно визового режима. Во-первых, эту музыку заказывали снова извне. "Ребята, мы вам даем "безвиз", а вы нам тоже должны за это", - это их рассуждения. Это можно воспринимать фактически как ответ на безвизовый режим с Европой, пусть он и под большими условиями.

Если введут визовый режим с Россией, это будет означать, что реально могут последовать зеркальные последствия, а это очень серьезно усложнит работу тех людей, которые трудятся в России. Около 4 миллионов работают, нелегально работают, но зарабатывают серьезные ресурсы. Они являются серьезными инвесторами для Украины. Где-то около трех миллиардов долларов, по подсчетам экспертов, ежегодно от мигрантов из России приходят на Украину. Запрет денежных переводов страшно навредит экономике, но ведь сегодня задача шайки Порошенко не в этом состоит. Главный вопрос для них очень частный: как удержать власть? Нужны постоянные конфликты.

Что будет, если Украина выйдет из основополагающего Договора о дружбе, сотрудничестве и добрососедстве с РФ?

На основании того договора, которому 20 лет, мы реально реализовали много хороших проектов, но многие были и не реализованы. Но это проблема другая. Сейчас необходимо учитывать новые реалии, без этого уже невозможно. Поэтому нужна смена власти, и после этого заключение нового договора.

Понимаете, невозможно на карте отодвинуть Россию. Это никому не под силу. Для меня и для миллионов моих соотечественников русские - дружеский народ, самый близкий, а для некоторых, агрессивно настроенных, это соседи, но куда вы их денете? Как вы строите отношения с соседями? Дружить и договариваться - это неизбежно, а как по-другому? И выгод много - и социальных, и экономических - можно извлечь от такого подхода. А куда вы денетесь от родственных связей, от дружеских отношений между людьми, от народной дипломатии, которая существует?

Но Западу Украина нужна для другого. С их подачи те, кто у власти в Киеве сейчас, ведут войну против собственного народа. Против собственных национальных интересов. А почему? Чтобы обслуживать чужие национальные интересы. Так вот: надо понимать, в чем суть этой власти. Это же власть от дьявола, она не исповедует христианской идеологии: объединяйтесь, любите ближнего. Все наоборот: разъединяйтесь, конфликтуйте. А дальше идет, как известно, "разделяй и властвуй".

Уверен, решение о визе с Россией у некоторых вызовет одобрение, а у большинства - возражение. Но им плевать: главное, чтобы был конфликт. Переименование проспекта Ватутина в проспект Шухевича, вот это как? Лучше уже в Адольфа Гитлера переименовать проспект, чего уж там, давайте быть конкретнее. Они же понимают, что возникнет конфликт между теми, кто будет возражать, и теми, кто поддерживать. В этом и цель. Постоянно общество надо держать в конфликте. Нужна другая власть, которая скажет: давайте объединяться, давайте предварительно опрос проведем, референдум, может быть, по некоторым вопросам учтем мнение населения.

Поэтому я могу прогнозировать дальше и выход из большого договора, и объявление войны - де-юре, де-факто не будет. А де-юре могут объявить войну. Мы сегодня уже близки. Что такое страна-агрессор? Это страна, с которой ты находишься в конфликте. Но в оригинальном таком конфликте. Порошенко так работает, заплатил миллиард рублей в бюджет РФ, и он воюет.

Рано или поздно власть сметут, но от того, что максимально разорваны все связи с Россией, тем, что придут на смену, будет труднее восстанавливать отношения. Так?

Тот паровоз ненависти, который они начали двигать с 2014 года в мировой политике, требует огонька. Поэтому туда постоянно подбрасывают такие вещи, которые разъединяют людей. Они сейчас усложняют ситуацию, терзают народ конфликтами, чтобы не задали главный вопрос: а что же произошло на Украине, а где жизнь по-новому, которую обещал Порошенко, почему высокий уровень коррупции? Только бы не эти вопросы.

Теперь о другой власти. Я вам скажу: придет она, без сомнений. Пускай читают философию и в целом изучают мировую науку. Рано или поздно любое количество перерастет в качество, и исчезнет эта власть. Другая придет. Безусловно, решит вопрос конфликта на Донбассе. Он внутренний. Будут прямые переговоры, без всякого Минска. Обязательно будет поездка следующего президента в Москву, а потом в Брюссель, где он скажет: "Помогите нам, не надо вмешиваться во внутренние дела. Мы решим этот внутренний конфликт, но вы должны сегодня считаться с тем, что Россия наш сосед, и мы сегодня братские народы". И в один момент это все произойдет.

Если бы я, например, видел, что Порошенко поддерживают 84-85% населения, как Путина, тогда хоть можно было заявлять о политике в интересах большинства. Но все наоборот, его ненавидят 86%. И это при том, что Порошенко заявляет, что "с нами вся Европа, весь мир". А по отношению к России и Путину говорит: "Против них вся Европа, весь мир".

По последним исследованиям Института им. Разумкова, только 4% поддерживают политику Порошенко. Это те, кто допускает, что он движется в правильном направлении. Все остальные считают направление неправильным, а многие так просто ненавидят Порошенко.

Когда придет новый руководитель, ему надо сказать, что весь этот страшный конфликт, который разожгли нынешние марионеточные власти, абсолютно лишний, он не приносит Украине ничего, кроме бедности, нищеты, давайте будем развивать другие отношения, нормальные, человеческие. Все произойдет в одну минуту. Протрезвление происходит моментально. Уже задают многие вопрос себе, что же произошло и почему. Многие не хотят признать свою вину. Я лично ее признаю. В какой-то мере каждый должен сказать: да, я виноват. И начать исправлять ошибку. И мы ее исправим.

ДОГОВОР
о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между
Российской Федерацией и Украиной


Прекратил действие с 1 апреля 2019 года -
сообщение МИД России от 1 апреля 2019 года
____________________________________________________________________

Ратифицирован
Федеральным законом РФ
от 2 марта 1999 года N 42-ФЗ

опираясь на исторически сложившиеся тесные связи, отношения дружбы и сотрудничества между народами России и Украины,

отмечая, что Договор между РСФСР и Украинской ССР от 19 ноября 1990 года способствовал развитию добрососедских отношений между обоими государствами,

подтверждая свои обязательства, вытекающие из положений Соглашения между Российской Федерацией и Украиной о дальнейшем развитии межгосударственных отношений, подписанного в Дагомысе 23 июня 1992 года ,

считая, что укрепление дружественных отношений, добрососедства и взаимовыгодного сотрудничества отвечает коренным интересам их народов, служит делу мира и международной безопасности,

стремясь придать новое качество этим отношениям и укрепить их правовую основу,

преисполненные решимости обеспечить необратимость и поступательность демократических процессов в обоих государствах,

учитывая договоренности в рамках Содружества Независимых Государств,

подтверждая свою приверженность нормам международного права, прежде всего целям и принципам Устава Организации Объединенных Наций , и следуя обязательствам, взятым в рамках Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, договорились о нижеследующем:

Статья 1

Высокие Договаривающиеся Стороны как дружественные, равноправные и суверенные государства основывают свои отношения на взаимном уважении и доверии, стратегическом партнерстве и сотрудничестве.

Статья 2

Высокие Договаривающиеся Стороны в соответствии с положениями Устава ООН и обязательствами по Заключительному акту Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе уважают территориальную целостность друг друга и подтверждают нерушимость существующих между ними границ.

Статья 3

Высокие Договаривающиеся Стороны строят отношения друг с другом на основе принципов взаимного уважения, суверенного равенства, территориальной целостности, нерушимости границ, мирного урегулирования споров, неприменения силы или угрозы силой, включая экономические и иные способы давления, права народов свободно распоряжаться своей судьбой, невмешательства во внутренние дела, соблюдения прав человека и основных свобод, сотрудничества между государствами, добросовестного выполнения взятых международных обязательств, а также других общепризнанных норм международного права.

Статья 4

Высокие Договаривающиеся Стороны исходят из того, что добрососедство и сотрудничество между ними являются важными факторами повышения стабильности и безопасности в Европе и во всем мире. Они осуществляют тесное сотрудничество в целях укрепления международного мира и безопасности. Они предпринимают необходимые меры с тем, чтобы способствовать процессу всеобщего разоружения, созданию и укреплению системы коллективной безопасности в Европе, а также укреплению миротворческой роли ООН и повышению эффективности региональных механизмов безопасности.

Стороны прилагают усилия к тому, чтобы урегулирование всех спорных проблем осуществлялось исключительно мирными средствами, и сотрудничают в предотвращении и урегулировании конфликтов и ситуаций, затрагивающих их интересы.

Статья 5

Высокие Договаривающиеся Стороны проводят регулярные консультации с целью обеспечения дальнейшего углубления двусторонних отношений и обмена мнениями по многосторонним проблемам, представляющим взаимный интерес. Они в необходимых случаях координируют свои позиции для осуществления согласованных действий.

В этих целях по согласованию между Сторонами проводятся регулярные встречи на высшем уровне. Министры иностранных дел Сторон встречаются не реже чем два раза в год.

Рабочие встречи между представителями других министерств и ведомств Сторон для обсуждения вопросов, представляющих взаимный интерес, проводятся по мере необходимости.

Сторонами могут создаваться на постоянной или временной основе смешанные комиссии для решения отдельных вопросов в различных областях.

Статья 6

Каждая из Высоких Договаривающихся Сторон воздерживается от участия или поддержки каких бы то ни было действий, направленных против другой Высокой Договаривающейся Стороны, и обязуется не заключать с третьими странами каких-либо договоров, направленных против другой Стороны. Ни одна из Сторон не допустит также, чтобы ее территория была использована в ущерб безопасности другой Стороны.

Статья 7

В случае возникновения ситуации, которая, по мнению одной из Высоких Договаривающихся Сторон, создает угрозу миру, нарушает мир или затрагивает интересы ее национальной безопасности, суверенитета и территориальной целостности, она может обратиться к другой Высокой Договаривающейся Стороне с предложением безотлагательно провести соответствующие консультации. Стороны обмениваются соответствующей информацией и при необходимости осуществляют согласованные или совместные меры с целью преодоления такой ситуации.

Статья 8

Высокие Договаривающиеся Стороны развивают свои отношения в сфере военного, военно-технического сотрудничества, обеспечения государственной безопасности, а также сотрудничества по пограничным вопросам, таможенного дела, экспортного и иммиграционного контроля на основе отдельных соглашений.

Статья 9

Высокие Договаривающиеся Стороны, подтверждая решимость идти по пути сокращения вооруженных сил и вооружений, будут способствовать процессу разоружения и взаимодействовать в деле неукоснительного выполнения соглашений в области сокращений вооруженных сил и вооружений, в том числе ядерных.

Статья 10

Каждая из Высоких Договаривающихся Сторон гарантирует гражданам другой Стороны права и свободны на тех же основаниях и в таком же объеме, как и своим собственным гражданам, кроме случаев, установленных национальным законодательством Сторон или их международными договорами.

Каждая из Сторон защищает в установленном порядке права своих граждан, проживающих на территории другой Стороны, в соответствии с обязательствами по документам Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе и другими общепризнанными принципами и нормами международного права, договоренностями в рамках Содружества Независимых Государств, участниками которых они являются.

Статья 11

Высокие Договаривающиеся Стороны принимают на своей территории необходимые меры, включая принятие соответствующих законодательных актов, для предотвращения и пресечения любых действий, представляющих собой подстрекательство к насилию или насилие против отдельных лиц или групп граждан, основанное на национальной, расовой, этнической или религиозной нетерпимости.

Статья 12

Высокие Договаривающиеся Стороны обеспечивают защиту этнической, культурной, языковой и религиозной самобытности национальных меньшинств на своей территории и создают условия для поощрения этой самобытности.

Каждая из Высоких Договаривающихся Сторон гарантирует право лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, индивидуально или совместно с другими лицами, принадлежащими к национальным меньшинствам, свободно выражать, сохранять и развивать свою этническую, культурную, языковую или религиозную самобытность и поддерживать и развивать свою культуру, не подвергаясь каким-либо попыткам ассимиляции вопреки их воле.

Высокие Договаривающиеся Стороны гарантируют право лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, полностью и эффективно осуществлять свои права человека и основные свободы и пользоваться ими без какой-либо дискриминации и в условиях полного равенства перед законом.

Высокие Договаривающиеся Стороны будут содействовать созданию равных возможностей и условий для изучения русского языка в Украине и украинского языка в Российской Федерации, подготовки педагогических кадров для преподавания на этих языках в образовательных учреждениях, оказывать в этих целях равноценную государственную поддержку.

Высокие Договаривающиеся Стороны заключат по этим вопросам соглашения о сотрудничестве.

Статья 13

Высокие Договаривающиеся Стороны развивают равноправное и взаимовыгодное сотрудничество в экономике, воздерживаются от действий, могущих нанести экономический ущерб друг другу. В этих целях, сознавая необходимость поэтапного формирования и развития общего экономического пространства путем создания условий для свободного перемещения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, Стороны принимают эффективные меры для согласования стратегии осуществления экономических реформ, углубления экономической интеграции на основе взаимной выгоды, гармонизации хозяйственного законодательства.

Высокие Договаривающиеся Стороны будут обеспечивать широкий обмен экономической информацией и доступ к ней предприятий, предпринимателей и ученых обеих Сторон.

Стороны будут стремиться к согласованию своей финансовой, денежно-кредитной, бюджетной, валютной, инвестиционной, ценовой, налоговой, торгово-экономической, а также таможенной политики, к созданию равных возможностей и гарантий для хозяйствующих субъектов, будут содействовать формированию и развитию прямых экономических и торговых отношений на всех уровнях, специализации и кооперации технологически связанных производств, предприятий, объединений, корпораций, банков, производителей и потребителей продукции.

Высокие Договаривающиеся Стороны будут способствовать сохранению и развитию на взаимовыгодной основе производственной и научно-технической кооперации между промышленными предприятиями при разработке и производстве современной наукоемкой продукции, включая продукцию для нужд обороны.

Статья 14

Высокие Договаривающиеся Стороны обеспечат благоприятные условия для прямых торговых и иных экономических отношений и сотрудничества на уровне административно-территориальных единиц, в соответствии с действующими национальными законодательствами, уделяя особое внимание развитию экономических связей приграничных регионов.

Статья 15

Высокие Договаривающиеся Стороны обеспечивают благоприятные экономические, финансовые и правовые условия для предпринимательской и иной хозяйственной деятельности предприятий и организаций другой Стороны, включая стимулирование и взаимную защиту их инвестиций. Стороны будут поощрять различные формы кооперации и прямых связей между хозяйствующими субъектами обоих государств, независимо от форм собственности.

Статья 16

Высокие Договаривающиеся Стороны взаимодействуют, в ООН и других международных организациях, включая экономические, финансовые, оказывают поддержку друг другу во вступлении в международные организации и присоединении к соглашениям и конвенциям, участником которых не является одна из Сторон.

Статья 17

Высокие Договаривающиеся Стороны расширяют сотрудничество в области транспорта, обеспечивают свободу транзита лиц, грузов и транспортных средств через территории друг друга в соответствии с общепризнанными нормами международного права.

Перевозки грузов и пассажиров железнодорожным, воздушным, морским, речным и автомобильным транспортом между обеими Сторонами и транзитом по их территории, включая операции через морские, речные и воздушные порты, железнодорожные и автомобильные сети, а также операции через линии связи, магистральные трубопроводные и электрические сети, расположенные на территории другой Стороны, осуществляются в порядке и на условиях, предусмотренных отдельными соглашениями.

Статья 18

Высокие Договаривающиеся Стороны будут сотрудничать в проведении поиска и аварийно-спасательных работ, а также в расследовании чрезвычайных происшествий на транспорте.

Статья 19

Высокие Договаривающиеся Стороны обеспечивают соблюдение правового режима государственного имущества, имущества юридических лиц и граждан одной Высокой Договаривающейся Стороны, находящегося на территории другой Высокой Договаривающейся Стороны, в соответствии с законодательством этой Стороны, если иное не предусмотрено соглашением между Сторонами.

Стороны исходят из того, что вопросы отношений собственности, затрагивающие их интересы, подлежат урегулированию на основе отдельных соглашений.

Статья 20

Высокие Договаривающиеся Стороны уделяют особое внимание развитию сотрудничества в обеспечении функционирования национальных топливно-энергетических комплексов, транспортных систем и систем связи и информатики, способствуя сохранению, рациональному использованию и развитию сложившихся в этих областях комплексов и единых систем.

Статья 21

Высокие Договаривающиеся Стороны на основе отдельных соглашений осуществляют сотрудничество в исследовании и использовании космического пространства, совместном производстве и разработке ракетно-космической техники на принципах равноправия, взаимной выгоды и в соответствии с международным правом. Высокие Договаривающиеся Стороны способствуют сохранению и развитию сложившихся кооперационных связей предприятий ракетно-космической отрасли.

Статья 22

Высокие Договаривающиеся Стороны будут оказывать взаимное содействие при ликвидации возникших в результате чрезвычайных ситуаций аварий на представляющих взаимный интерес для обеих Сторон линиях связи, магистральных трубопроводах, энергетических системах, путях сообщения и других объектах.

Порядок взаимодействия при проведении аварийных и восстановительных работ определяется отдельными соглашениями.

Статья 23

Высокие Договаривающиеся Стороны сотрудничают в области образования, науки и техники, в развитии исследовательской деятельности, поощряя прямые связи между их научно-исследовательскими организациями и осуществление совместных программ и разработок, в особенности в области передовых технологий. Вопросы использования результатов совместных исследований, полученных в ходе сотрудничества, будут согласовываться в каждом конкретном случае путем заключения отдельных соглашений.

Стороны взаимодействуют в сфере подготовки кадров, поощряют обмен специалистами, учеными, аспирантами, стажерами и студентами. Они взаимно признают эквивалентность документов об образовании, ученых степенях и ученых званиях и заключат по данному вопросу отдельное соглашение.

Стороны осуществляют обмен научно-технической информацией, а также сотрудничают по вопросам защиты авторских и смежных прав, других видов интеллектуальной собственности в соответствии с национальным законодательством и международными обязательствами своих стран в этой области.

Статья 24

Высокие Договаривающиеся Стороны развивают сотрудничество в области культуры, литературы, искусства, средств массовой информации, туризма и спорта.

Стороны взаимодействуют в области сохранения, реставрации и использования их историко-культурного наследия.

Стороны всемерно содействуют укреплению и расширению творческого обмена и взаимодействия между коллективами, организациями и объединениями деятелей литературы и искусства, кинематографии, книгоиздательской сферы, архивного дела своих стран, проведению традиционных дней национальных культур, художественных фестивалей и выставок, гастролей творческих коллективов и солистов, обмена делегациями деятелей культуры и специалистов на государственном, региональном и местном уровнях, организации национальных культурных центров на территории своих государств.

Стороны оказывают государственную поддержку в разработке и реализации совместных программ возрождения и развития индустрии туризма, освоения новых перспективных рекреационных зон, сохранения, реставрации и эффективного использования культурно-исторических и религиозных памятников и объектов. Всемерно поощряются укрепление контактов между спортивными организациями и клубами, совместное проведение межгосударственных спортивных мероприятий.

Стороны совместно разрабатывают и реализуют взаимовыгодные программы развития материально-технической базы телевидения и радио, в том числе спутникового вещания, обеспечивают на паритетной основе организацию теле- и радиопередач в России - на украинском языке, в Украине - на русском языке.

Стороны будут содействовать развитию контактов между людьми, политическими партиями и общественными движениями, профсоюзами, религиозными организациями и объединениями, оздоровительными, спортивными, туристическими и другими объединениями и союзами.

Весь комплекс вопросов, предусмотренных настоящей статьей, явится предметом отдельных соглашений.

Статья 25

Высокие Договаривающиеся Стороны осуществляют сотрудничество в области защиты и улучшения состояния окружающей среды, предотвращения трансграничных загрязнений, рационального и ресурсосберегающего природопользования, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, способствуют согласованным действиям в этой области на региональном и глобальном уровнях, стремясь к созданию всеобъемлющей системы международной экологической безопасности.

Стороны исходят из того, что вопросы охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, в том числе вопросы охраны и использования экосистем и ресурсов реки Днепр и других трансграничных водотоков, действий в условиях чрезвычайных экологических ситуаций, подлежат регулированию на основе отдельных соглашений.

Статья 26

Высокие Договаривающиеся Стороны сотрудничают в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и заключат по этому вопросу отдельное соглашение.

Статья 27

Высокие Договаривающиеся Стороны развивают сотрудничество в области социальной защиты, включая социальное обеспечение граждан. Они заключат специальные соглашения с целью решения вопросов трудовых отношений, трудоустройства, социальной защиты, возмещения ущерба, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, связанными с несчастными случаями на производстве, социального обеспечения граждан одной Стороны, осуществляющих трудовую деятельность или приобретших трудовой стаж на территории другой Стороны, и по другим вопросам в этой области, требующим согласованных решений.

Стороны обеспечат свободный и своевременный перевод пенсий, пособий, алиментов, средств по возмещению вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, и других социально значимых платежей гражданам одной из Сторон, постоянно проживающим или временно пребывающим на территории другой Стороны.

Статья 28

Высокие Договаривающиеся Стороны будут сотрудничать по вопросам восстановления прав депортированных народов в соответствии с договоренностями в рамках СНГ на двусторонней и многосторонней основе.

Статья 29

Высокие Договаривающиеся Стороны как причерноморские государства готовы и далее развивать всестороннее сотрудничество в деле спасения и сохранения природной среды Азово-Черноморского бассейна, проведения морских и климатологических исследований, использования рекреационных возможностей и природных ресурсов Черного и Азовского морей, развития судоходства и эксплуатации морских коммуникаций, портов и сооружений.

Статья 30

Высокие Договаривающиеся Стороны сознают важность сохранения технически единой для Российской Федерации и Украины системы сбора, обработки, распространения и использования гидрометеорологической информации и данных о состоянии окружающей среды для обеспечения интересов населения и национальной экономики и будут всемерно содействовать развитию сотрудничества в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды.

Статья 31

Высокие Договаривающиеся Стороны уделяют особое внимание развитию взаимовыгодного сотрудничества в области здравоохранения и улучшения санитарно-эпидемиологической обстановки, производства лекарственных препаратов и медицинской техники, подготовки высококвалифицированных кадров для лечебных учреждений Сторон.

Статья 32

Высокие Договаривающиеся Стороны будут сотрудничать в решении вопросов по регулированию миграционных процессов, включая меры по предупреждению и недопущению нелегальной миграции из третьих стран, для чего заключат отдельное соглашение.

Статья 33

Высокие Договаривающиеся Стороны сотрудничают в борьбе с преступностью, прежде всего с организованной, терроризмом во всех его формах и проявлениях, в том числе преступными деяниями, направленными против безопасности морского судоходства, гражданской авиации и других видов транспорта, незаконным оборотом радиоактивных материалов, оружия, наркотических средств и психотропных веществ, контрабандой, включая незаконное перемещение через границу предметов, представляющих культурную, историческую и художественную ценность.

Статья 34

Высокие Договаривающиеся Стороны будут сотрудничать в правовой сфере на основе отдельных соглашений.

Статья 35

Высокие Договаривающиеся Стороны способствуют развитию контактов и сотрудничества между парламентами и парламентариями обоих государств.

Статья 36

Настоящий Договор не затрагивает прав и обязательств Высоких Договаривающихся Сторон, вытекающих из других международных договоров, участниками которых они являются.

Статья 37

Споры относительно толкования и применения положений настоящего Договора подлежат урегулированию путем консультаций и переговоров между Высокими Договаривающимися Сторонами.

Статья 38

Высокие Договаривающиеся Стороны заключат между собой другие соглашения, необходимые для осуществления положений настоящего Договора, а также соглашения в областях, представляющих взаимный интерес.

Статья 39

Настоящий Договор подлежит ратификации и вступает в силу в день обмена ратификационными грамотами*.
-----------------
* Договор вступил в силу 1 апреля 1999 года.

Со дня вступления в силу настоящего Договора прекращает свое действие Договор между Российской Советской Федеративной Социалистической Республикой и Украинской Советской Социалистической Республикой от 19 ноября 1990 года .

Статья 40

Настоящий Договор заключается сроком на десять лет. Его действие будет затем автоматически продлеваться на последующие десятилетние периоды, если ни одна из Высоких Договаривающихся Сторон не заявит другой Высокой Договаривающейся Стороне о своем желании прекратить его действие путем письменного уведомления не менее чем за шесть месяцев до истечения очередного десятилетнего периода.

Статья 41

Настоящий Договор подлежит регистрации в Секретариате Организации Объединенных Наций в соответствии со статьей 102 Устава ООН .

Совершено в г.Киеве 31 мая 1997 года в двух экземплярах, каждый на русском и украинском языках, причем оба текста имеют одинаковую силу.

Ратифицирован Федеральным Собранием (Федеральный закон от 2 марта 1999 года N 42-ФЗ - "Бюллетень международных договоров", N 5 за 1999 год).

Президент
Российской Федерации
Б.Ельцин

Президент Украины
Л.Кучма

Текст документа сверен по:
"Бюллетень международных договоров",
N 7, июль 1999 года

14 февраля 1950 года

Обе Договаривающиеся Стороны обязуются в порядке взаимного согласия добиваться заключения в возможно более короткий срок совместно с другими союзными во время второй мировой войны державами Мирного Договора с Японией.

Обе Договаривающиеся Стороны не будут заключать какого-либо союза, направленного против другой Стороны, а также не будут участвовать в каких-либо коалициях, а также в действиях или мероприятиях, направленных против другой Стороны.

Обе Договаривающиеся Стороны будут консультироваться друг с другом по всем важным международным вопросам, затрагивающим общие интересы Советского Союза и Китая, руководствуясь интересами укрепления мира и всеобщей безопасности.

Обе Договаривающиеся Стороны обязуются в духе дружбы и сотрудничества и в соответствии с принципами равноправия, взаимных интересов, а также взаимного уважения государственного суверенитета и территориальной целостности и невмешательства во внутренние дела другой Стороны - развивать и укреплять экономические и культурные связи между Советским Союзом и Китаем, оказывать друг другу всякую возможную экономическую помощь и осуществлять необходимое экономическое сотрудничество.

Настоящий Договор вступает в силу немедленно со дня его ратификации; обмен ратификационными грамотами будет произведен в Пекине.

Настоящий Договор остается в силе в течение 30 лет, причем, если одна из Договаривающихся Сторон за год до истечения срока не заявит о желании денонсировать Договор, то он будет продолжать оставаться в силе в течение 5 лет и в соответствии с этим правилом будет пролонгироваться.

Составлено в г. Москве 14 февраля 1950 года в двух экземплярах, каждый на русском и китайском языках, причем оба текста имеют одинаковую силу.

По уполномочию
Президиума Верховного Совета Союза Советских Социалистических Республик
А. ВЫШИНСКИЙ

По уполномочию
Центрального Народного Правительства Китайской Народной Республики
ЧЖОУ ЭНЬ-ЛАЙ

Подписан «Договор о дружбе, союзе и взаимной помощи» между СССР и Китаем

Советско-Китайский «Договор о дружбе, союзе и взаимной помощи» сроком на тридцать лет был подписан в Москве 14 февраля 1950 года . Исторический документ явился результатом личной встречи и особо дружеских отношений Иосифа Сталина и Мао Цзэдуна. Однако сам договор был подписан министрами иностранных дел: от КНР Чжоу Эньлай, а от СССР Андрей Вышинский.

Визит Мао Цзэдуна в Москву затянулся на два месяца. Пекин ожидал от договора мощную политическую и военно-экономическую поддержку новой китайской государственности. Москва надеялась на усиление своих позиций в Азии, на укрепление социалистического блока в мировом масштабе. В те же дни было принято решение о предоставлении Китаю советского льготного кредита на сумму 300 миллионов долларов США. Москва выразила готовность оказывать КНР экономическую, военную и научно-техническую поддержку.

Тесные отношения между СССР и Китайской Народной Республикой во главе с Мао Цзэдуном установились раньше - когда СССР оказывал помощь компартии Китая в борьбе за власть. Так что само подписание договора просто констатировало положение вещей и было приурочено к визиту Мао Цзэдуна в Москву. Однако после смерти Сталина и началом в 1956 году десталинизации в СССР отношения между странами начинают ухудшаться.

Речь Никиты Хрущева на закрытом заседании XX съезда КПСС была воспринята Мао Цзэдуном резко негативно. Также КНР отрицательно относится к новому внешнеполитическому курсу СССР - на выход из изоляции и установление деловых отношений со странами Запада, известный как курс на «мирное сосуществование двух систем». КНР обвиняет советское руководство в ревизионизме и уступках Западу. Во время Карибского кризиса КНР поддерживала идею вооруженной конфронтации СССР и США и была недовольна мирным разрешением кризиса.

Не оправдались и надежды Мао Цзэдуна получить от СССР ядерное оружие. Наконец, в 1962 году Советский Союз поддержал Индию в войне с Китаем. В 1963 году КНР и СССР обменялись письмами, в которых высказали свои идеологические позиции и таким образом формально признали наличие разногласий между государствами.

В 1964 году происходит фактически полный разрыв отношений между КПСС и КПК, КНР отзывает своих студентов из СССР, а Советский Союз - своих специалистов из КНР. Вскоре между СССР и КНР вспыхивает вооруженный конфликт на острове Даманский. Договор о дружбе тем не менее расторгнут не был. В 1979 году КНР воевала с Вьетнамом, и СССР выступил на стороне Вьетнама.

Советско-китайский договор о дружбе, союзе и взаимной помощи

ДОГОВОР о дружбе, союзе и взаимной помощи между Союзом Советских Социалистических Республик и Китайской Народной Республикой

Президиум Верховного Совета Союза Советских Социалистических Республик и Центральное Народное Правительство Китайской. Народной Республики,

исполненные решимости путем укрепления дружбы и сотрудничества между Союзом Советских Социалистических Республик н Китайской Народной Республикой совместно воспрепятствовать возрождению японского империализма и повторению агрессии со стороны Японии или какого-либо другого государства, которое объединилось бы в любой форме с Японией в актах агрессии,

исполненные желания укреплять длительный мир и всеобщую безопасность на Дальнем Востоке и во всем мире в соответствии с целями и принципами Организации Объединенных Наций,

глубоко уверенные, что укрепление отношений доброго соседства и дружбы между Союзом Советских Социалистических Республик и Китайской Народной Республикой отвечает коренным интересам народов Советского Союза и Китая, решили с этой целью заключить настоящий Договор и назначили в качестве своих Уполномоченных:

Президиум Верховного Совета Союза Советских Социалистических Республик - Андрея Януарьевича Вышинского, Министра Иностранных Дел Союза ССР, Центральное Народное Правительство Китайской Народной Республики - Чжоу Энь-лая, Премьера Государственного Административного Совета и Министра Иностранных Дел Китая.

Оба полномочных представителя после обмена своими полномочиями, найденными в должной форме и полном порядке, согласились о нижеследующем:

Обе Договаривающиеся Стороны обязуются, что ими совместно будут предприниматься все имеющиеся в их распоряжении необходимые меры в целях недопущения повторения агрессии и нарушения мира со стороны Японии или любого другого государства, которое прямо или косвенно объединилось бы с Японией в актах агрессии. В случае, если одна из Договаривающихся Сторон подвергнется нападению со стороны Японии или союзных с ней государств, и она окажется, таким образом, в состоянии войны, то другая Договаривающаяся Сторона немедленно окажет военную и иную помощь всеми имеющимися в ее распоряжении средствами.

Договаривающиеся Стороны также заявляют о своей готовности в духе искреннего сотрудничества участвовать во всех международных действиях, имеющих своей целью обеспечение мира и безопасности во всем мире, и будут полностью отдавать свои силы скорейшему осуществлению этих целей.