Бог подал священнику Land Cruiser. Появились неожиданные подробности скандала с Land Cruiser орловского епископа Нектария

Издание «Орловские новости» сообщило, что епископ Ливенский и Малоархангельский Нектарий потребовал удалить все публикации о нем - якобы из-за публикации о принадлежащем ему внедорожнике Land Cruiser V8. Ранее о том же автомобиле писал журнал «Огонек», который сообщал, что подаренная машина стоит около 6 млн руб., а сам епископ Нектарий видит во владении элитным внедорожником продолжение евангельской традиции, напоминает газета «Коммерсант». «Сам Иисус Христос носил дорогие одежды, которые дарили люди, которые его почитали. Многие святые то же самое принимали»,— заявил епископ.

Орловская митрополия заявила , что опубликованное изданием «письмо» епископа - подделка. «Информационный отдел Орловской митрополии официально заявляет, что указанное письмо епископом Нектарием не составлялось, и ни в частном, ни в официальном порядке в редакцию или иным адресатам не направлялось. Более того, опубликованный в СМИ "фейк" даже по внешним признакам не соответствует правилам оформления документов, принятых в Ливенской епархии», - говорится в официальном заявлении.

«Можно ли, на ваш взгляд, оправдать Евангелием владение дорогой иномаркой? Не считаете ли вы, что демонстративное пристрастие к дорогим вещам компрометирует Церковь в глазах людей?» - с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям.

Преосвященнейший Ириней, епископ Орский и Гайский , доцент кафедры церковно-практических и филологических дисциплин Оренбургской духовной семинарии, преподаватель Орского гуманитарно-технологического института , подчеркнул: «Человек не прав, если он ссылается на слова Священного Писания и хочет показать, что Христос носил дорогие вещи, любил роскошь и прочее. Евангелие свидетельствует об обратном: Христос передвигался по полям, питался с народом - а порой и не имел пропитания, места, где можно преклонить главу. Это говорит о том, что Христос не любил богатства, не собирал вокруг себя учеников, которые ценили бы роскошь, а наоборот, призывал к воздержанию, в том числе, - обратить внимание на больных, неимущих, и по возможности помогать им или хотя бы сострадать».

«Но нет ничего плохого в том, что епископу подарили машину - тем более, если ее используют в миссионерских целях, - считает владыка. - Кстати, ее можно оставлять у собора, и разрешать детишкам играть в ней - тогда умножится и количество прихожан. Однако нужно стараться никого не ввести в соблазн. Думаю, правильнее было бы избавиться от дорогого авто и раздать деньги на благое дело. Если какая-то вещь вводит человека в соблазн, нужно поступать так, как призывал Христос: "отсеки руку свою, вырви глаз". Это будет благо для самого человека и для других людей. Они поймут, что не дорогая вещь владеет человеком, а он владеет ею, и будут больше уважать его. Кстати, в нашей Орской епархии ни у одного священника нет машины класса "люкс", и я не думаю, что это отрицательно сказывается на служении. На хорошей машине можно доехать на полчаса быстрее - вот и все преимущество».

Владыка Евгений, епископ Среднеуральский, викарий Екатеринбургской епархии , отметил: «Церковь не ставит перед собой задачу угодить обществу, быть удобной и комфортной для окружающих. В этом отношении церковное сообщество схоже с сообществом врачебным - если больной посещает клинику, полагаю, для него важнее будет не то, на каком автомобиле перемещается лечащий врач, или в какой квартире живет главврач этой больницы, а профессионализм врача, оснащенность клиники и качество лекарственных препаратов. Когда мы говорим о Церкви и о церковнослужителях, мы говорим о тех же самых врачах, и в этом смысле главная характеристика епископа или священника - помогает ли он найти людям смысл жизни, жизненные идеалы и силы, чтобы преодолеть трудности. Если какие-то предметы, которыми пользуется священник или епископ, мешают реализации этой задачи, священнослужитель должен учесть это в планировании своего жизненного пути. Если помогают, то и это нельзя оставлять без внимания».

«Священнику в его служении приходится преодолевать значительные расстояния, зачастую при плохом качестве или полном отсутствии дорог, и надежный автомобиль - просто способ выполнить свое служения. Если паства, которую окормляет священник, обеспечила его жильем и средствами передвижениями и не ставит ему это в укор, я считаю, что такие отношения паствы и пастыря можно назвать здоровыми и здравыми. Паству смущает жизненная среда, в которой живет пастырь? Он должен это учесть. Именно об этом апостол Павел сказал примерно следующее: если я буду есть мясо, но это смущает моего брата, то лучше я мяса не буду есть вообще, чтобы не смутить его. Этот образ применим и к любым другим сферам жизни и деятельности священника или архиерея», - заключил епископ.

Протоиерей Константин Головатский , священник храма Успения Пресвятой Богородицы на Малой Охте, глава Православного молодёжного клуба «Встреча», председатель Отдела по делам молодежи Санкт-Петербургской епархии , убежден, что «показная роскошь неуместна, и об этом, насколько я знаю, недавно напоминал священнослужителям Патриарх Кирилл. Он говорил, что нужно обращать на такое внимание - в глазах паствы и людей это может выглядеть недостойно. Но есть и другая сторона медали. Однажды к Иоанну Кронштадскому подошел человек, и, увидев на нем дорогую рясу, какие-то дорогие предметы обихода, спросил: "Как же так"? Он ожидал увидеть нестяжателя, человека, которому чужды блага. Иоанн Кронштадский ответил, что делает это для тех людей, которые это подарили - чтобы их не обижать. Это ответ святого, нравственно безупречного человека. Поэтому вопрос неоднозначный. Каждую ситуацию нужно рассматривать отдельно, понять мотивы. А по новостям в СМИ полную картину получить трудно».

Протоиерей Игорь Шумилов , настоятель Воскресенской церкви д. Васильевское Рузского р-на , считает, что «вопросы поставлены некорректно. Ответы в них уже как бы содержатся. "Можно ли оправдать Евангелием владение дорогой иномаркой?" - Господь в Евангелии учил не о земном, а о небесном. Путь в Царство Небесное лежит через самоотречение, которому богатство мешает: "Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное; и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие" (Матф.19:23,24); "Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут (Матф.6:19)". Что касается "демонстративного пристрастия к дорогим вещам" - то вообще любое пристрастие уже есть тяжкое духовное заболевание, согласно Евангелию. И этим умело пользуются люди, ведущие работу по дискредитации Церкви».

Священник Георгий Белодуров , клирик Воскресенского (Трех исповедников) храма Твери , напомнил, что «Христос не носил дорогие одежды и большей частью ходил пешком. Так что ссылка на Евангелие и правда выглядит странно. Но епископ - это как генерал в армии. У нас же не вызывает удивления, когда министр или генерал ездит на дорогой машине, так что и машина епископа не должна удивлять большинство нецерковных людей. Это может вызывать разве что вопрос у специалистов по церковной культуре. Епископ - он же монах. А монах приносит три обета, в том числе обет нестяжания. То есть у него не должно быть дорогих вещей. Но в принципе можно допустить, что после смерти все останется Церкви или следующему епископу».

«Часто приводят в пример Патриарха Сербского Павла, который ездил на работу на трамвае. Но если бы наш Патриарх ездил на трамвае, его разорвали бы на сувениры. Там, где он появляется, народ толпами бежит брать благословение. Иногда у наших критиков не хватает точности понимания культуры Церкви, не хватает духовного уровня, чтобы правильно поставить вопрос и расставить акценты. Мне кажется, епископ вообще не должен обсуждать с прессой вопросы о своем автомобиле. А с другой стороны, год от года наш владыка - митрополит Тверской и Кашинский Виктор - ездит все на более дешевой машине. Не знаю, правда, интересует ли это кого-нибудь, но если было бы наоборот, то в СМИ были бы аршинные заголовки. И это касается не только Церкви, а стиля журналистики, который сейчас наиболее распространен - найти грязь и вытащить на всеобщее обозрение», - посетовал отец Георгий.

Священник Филипп Ильяшенко , клирик храма святителя Николая в Кузнецкой слободе, заместитель декана исторического факультета ПСТГУ, кандидат исторических наук, доцент , сказал: «Истории Церкви, в том числе, новейшей, известны случаи, когда выдающиеся люди куда менее высокого положения, чем епископ (а епископ - особенное, апостольское служение высочайшей ответственности) владели большим, нежели машина. Так, протоиерей, святой Русской Церкви отец Иоанн Кронштадский в разное время был одарен пароходами, каретами, золотоносной шахтой в Сибири и прочими дарами. Но также нужно сказать: получая подарок, он тут же его кому-то отдавал. И когда он умер, оказалось, что его матушка-вдова осталась без средств к существованию - никаких миллионов у отца Иоанна не было».

«Я не берусь судить иерархов нашей Церкви - для этого есть соответствующие церковные инстанции, и уж точно не меньшему критически рассуждать о большем - не попу обсуждать епископа. Где епископ, там и Церковь. Епископ, в отличие от священника, принадлежит к черному духовенству, это монашествующий человек, который не имеет семьи, дает обет нестяжания, невладения чем-либо, поэтому вполне логично, что после смерти его достояние достанется Церкви. Нужно также заметить, что в церковной истории, вообще в истории человечества у людей всегда была возможность и право делать друг другу подарки. Запретить кому-либо что-то подарить невозможно - это противозаконное вторжение в личное пространство. Рядовой священнослужитель, который служит в отдаленной епархии, должен иметь автомобиль для перемещения - иначе он не сможет выполнить свой священнический долг. Допустим, нужно ехать ночью к умирающему за двести километров, а рейсовый автобус будет только на следующий день. Без автомобиля добраться невозможно», - констатировал священник.

«А праведник, покойный Святейший Патриарх Павел, который ездил на общественном транспорте, ходил в лично отремонтированной обуви, заштопанной одежде по своему столичному патриаршему городу, жил немного в других условиях. Вся страна, Патриархом Церкви которой он был, меньше, чем область, где вышеупомянутый епископ совершает свое архипастырское служение. Рискну предположить, что и качество дорожного покрытия в этой замечательной стране, протяженность дорог, досягаемость любых мест, где находится паства, лучше, чем в Ливенской епархии Орловской митрополии. И не секрет, что по проходимости и надежности именно "Тойота Ленд Крузер" - одна из лучших машин», - отметил он.

«Конечно, - продолжил пастырь, - если у тебя прихожане голодают, а ты ездишь на "Роллс-ройсе", это ненормально. Твой автомобиль должен быть в некоем соответствии с тем, как живут твои прихожане. В какой-нибудь восточной греческой Церкви у священника не может быть автомобиля хуже, чем у его прихожан. Они должны купить и подарить ему автомобиль, прихожане должны содержать своего священника - он пасет их души, а они ему дают возможность заниматься именно этим, а не стяжанием. И уж если рядовой клирик имеет машину, то статус князя Церкви должен соотноситься с теми вещами, которыми он пользуется».

Иеромонах Макарий (Маркиш) , священнослужитель Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской православной духовной семинарии, руководитель Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Иваново-Вознесенской епархии, глава епархиальной Комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства , заявил: «Неправда, что дорогие вещи вызывают негодование у народа. Негодование возникает только у глупых либо злых людей, которые всегда найдут повод. Епископ эту машину не украл, а получил в подарок, - кому какое дело, на какой машине он ездит? Нормальный человек не будет интересоваться стоимостью предмета. Это норма социальных отношений во всем мире. В США, где я жил, никому не пришло бы в голову интересоваться, сколько стоит машина и почему на ней ездят. Но дураков и злых людей много, в результате поднимается шум, на который есть спрос, а он в свою очередь рождает предложение. Владыка находит способы защиты в цитировании Священного Писания. Другой проигнорировал бы злопыхателей, а владыка, может, хочет найти с ними общий язык. Это его паства и ему виднее, можно вразумить этих людей или нет».

Монах на такой машине вызывает, мягко говоря, противоречивые чувства. Да-да, епископ Ливенский и Малоархангельский Нектарий (в миру — Николай Селезнёв ) — монах, но аскетическая жизнь и отшельничество, похоже, не его конёк.

Свой новый внедорожник Toyota Land Cruiser V8 он получил в дар от местного агрохолдинга. По крайней мере, так утверждают в Орловской митрополии. А «блатные» номера от кого тогда получил? Автомобиль священнослужителя с номером А008ОО57RUS автоматом попадает в «гараж» к машинам правительства Орловской области — там такие же номера.

Скандал вокруг истории с бесами в виде новенькой« Тойоты» продолжается уже больше недели. По данным наших источников, патриарх Кирилл лично вмешался в ситуацию с Нектарием. Потребовал от его руководства усмирить епископа и прекратить раскачивать ситуацию.

Кстати, Кирилла, когда он ещё был митрополитом Смоленским и Калининградским, тоже в чём только ни упрекали, как и всю Русскую православную Церковь, РПЦ даже начали называть ООО при государстве. Только вот вряд ли Нектарий столь ясно мыслит, как Кирилл, сказавший однажды очень искренне: «С Богом либо честно, либо никак» (1999-й, прогулка на катере по Десне).

Если с Богом честно, то не надо врать хотя бы ему о своей крепкой вере — он, как справедливо выразился вступившийся за Нектария губернатор Орловской области Вадим Потомский , «не фраер» и всё видит.

Внедорожники класса« люкс» были и у митрополита Кирилла, но он как-то гармонично смотрелся в таких машинах. Тот самый случай, когда ЛИЧНОСТЬ едет на хорошем авто. Но что же вызвало бурю негодования по поводу обновки Нектария? Может быть, он просто« не смотрится» в машине за 6 млн? Не подходит ему такая?..

Не поспоришь: священнику, часто разъезжающему по своей вотчине, по непроходимым порой деревенским дорогам, непременно нужен внедорожник. Но обязательно ли столь вызывающе роскошный, когда вокруг столько нищеты, горя, слёз, безысходности? От священника люди ждут помощи, мудрого слова, утешения, сердечной молитвы.

Впрочем, вряд ли батюшка Нектарий близок к народу — бесовская машина ему досталась от богатейшего агрохолдинга, который он давно« обслуживает».

После того, как такой подарок вызвал интерес со стороны СМИ, Нектарию позвонили пранкеры, которым он рассказал, что для получения Toyota Land Cruiser он предварительно сдал в трейд-ин свой подержанный автомобиль Nissan Pathfinder. Запись беседы появилась на YouTube .

«Средства на приобретение новой машины мне подарил генеральный директор АО „Агроград“ Павел Царёв . Причем он взял у меня мою машину старую, которая находилась в сломанном состоянии, и в трейд-ин её сдал. Поэтому покупка составила не 6 млн, как они говорят, а всего было добавлено 3 млн рублей», — сказал Нектарий.

Руководитель информационно-аналитического отдела митрополии Евгений Борисов , «отбиваясь» от «распоясавшихся» журналистов, прокомментировал ситуацию так:

— Сам Иисус Христос носил дорогие одежды, которые дарили ему, скажем так, те люди, которые его почитали. Многие святые то же самое принимали. Например, Иоанн Кронштадский точно так же получал дорогие облачения, автомобили, пароходы и прочее. Это нисколько не является характеристикой духовной жизни человека, если этот человек несёт общественное служение, послушание архиерея, как в случае с епископом Нектарием... Давайте не доводить до абсурда".

Да уж, давайте не доводить до абсурда: где Христос и Иоанн Крондштатский — и где поп Нектарий.

Немного о Нектарии: говорят, что...

Говорят, что епископ Нектарий(1974 года рождения) весьма малообразованный человек. Из всего самостоятельного образования — ПТУ-81 поселка Чульман.

С появлением в Красноярске епископа Красноярского Антония в 17 лет стал послушником и иподиаконом Покровского кафедрального собора.

Сам епископ Красноярский Антоний(сейчас — митрополит Орловский) в годы своей учёбы был личным секретарём митрополита Крутицкого Ювеналия , открыто называемого любителем нетрадиционных отношений.

Позднее митрополит Антоний работал на зарубежных кафедрах — в Прибалтике(Вильно, Каунас), в Токио. Патриарх Алексий , который благоволил Антонию, в 1990-м назначает его руководить одной из самых богатых епархий — Красноярской и Енисейской. Говорят, что отлично дружил с алюминиевыми баронами — Толей Быковым и Дерипаской .

Патриарх Кирилл постарался от митрополита Антония избавиться и отправил его в 2011-м в Орёл.

У епископа Нектария — ученика и любимца митрополита Антония, вся жизнь крутилась вокруг митрополита.

Заочно, уже являясь настоятелем Троицкого собора Красноярска, окончил Московскую духовную академию. А позднее, в статусе наместника Успенского монастыря, заочно окончил Киевскую духовную академию и получил степень кандидата богословия.

В 2014-м митрополит Антоний через митрополита Ювеналия, как говорят, выбил для своего любимца епископскую кафедру.

Говорят, что и в Орле епископ Нектарий успешно окучивает местный агробизнес и собирает неплохие деньги.

В начале 2017-го у митрополита Антония случился инсульт, и епископ Нектарий развернул активную работу с целью занять орловскую кафедру.

И напоследок

Живёт в маленькой смоленской деревушке молодой ещё священник с матушкой и детьми. Каждый день, в любую погоду, он идёт кого-то крестить, а кого-то отпевать. Чаще отпевать.

Была пора, когда он жил в полной нищете. И попросить было не у кого. И вдруг соседские куры стали захаживать в его двор и нести там яйца. Куры не подписаны, прибежали — и убежали, а яйца эти тогда буквально спасли семью от голода.

Сейчас к батюшке едут отовсюду — и верующие, и атеисты. И богатые, и бедные. Кто-то подарил ему машину, кто-то — праздничное церковное одеяние. Но батюшка не стал от этих подарков меньше верить. Он их заслужил. А когда едет на своей старенькой иномарке по ночной дороге, всегда подбирает путников. С Богом лучше честно.

Очередной региональный скандал, в который угодила , рискует стать национальным: к обсуждению подаренного епископу Ливенскому Нектарию Toyota Land Cruiser V8 подключились федеральные СМИ, местный губернатор и - заочно - высшее церковное руководство. поговорила с представителями церкви и местными журналистами, чтобы понять, что происходит.

Об удачном обретении епископа Ливенского Орловской митрополии Нектария (Селезнева) «Орловские новости» сообщили 23 мая: внедорожник Toyota Land Cruiser V8 мощностью 288 лошадиных сил стоит около 6 миллионов рублей (на эти деньги в Орле можно купить три квартиры - прим. «Ленты.ру» ).

Тему мгновенно подхватили федеральные СМИ и пользователи соцсетей. Широта души дарителя стала всеобщим достоянием.

Примечательно, что в церкви факт подарка не отрицали и не видели в нем ничего предосудительного.

«Сам носил дорогие одежды, которые дарили ему, скажем так, те люди, которые его почитали», - рассказали в информационно-аналитическом отделе митрополии. Там заявили, что церковь в лице епископа получила внедорожник в дар от некоего агрохолдинга, и он как «хозяйствующий субъект» имеет право распоряжаться им по своему усмотрению.

На YouTube-канале Breaking Mash опубликован разговор якобы самого Нектария с пранкерами, в котором он признается, что «средства на приобретение» этой машины ему подарил Павел Царев - генеральный директор агрохолдинга «Агрогард», производящего молоко, мясо крупного рогатого скота и продукцию растениеводства на 150 тысячах гектарах сельхозугодий.

Ни в холдинге, ни в епархии эту информацию не опровергли, но и комментировать ее «Ленте.ру» отказались.

Епископ Нектарий, по некоторым данным, контролирует заметную часть финансовых потоков в Орловской митрополии. Уже около 30 лет он находится подле митрополита Антония: был его иподьяконом, келейником и секретарем, еще когда тот возглавлял Красноярскую митрополию, переехал в Орел вместе с ним в 2011-м, а уже в 2014 году получил свою епархию.

Письмо счастья

Не прошло и недели после публикации резонансной заметки, как в редакцию «Орловских новостей» электронное письмо за подписью епископа Нектария, в котором содержались угрозы засудить издание по статье об оскорблении чувств верующих.

Главный редактор «Орловских новостей» Денис Волин поделился с «Лентой.ру» копией сообщения, пришедшего с почтового ящика [email protected], со сканом письма от иерарха, датированного 29 мая. А уже на следующий день, 30 мая, когда текст письма стал достоянием широкой общественности, редакцию посетил адвокат Нектария, который убеждал коллектив, что епископ ничего такого не писал и, по словам епархиального секретаря отца Александра, не намерен устраивать никаких разбирательств.

Впрочем, слова адвоката не убедили руководство издания. «Говорить о том, что это фейк, никак нельзя. Письмо подготовлено на официальном епархиальном бланке, с официальной печатью, с личной подписью Нектария, - говорит Волин. - Никаких доказательств подложности этого документа, кроме слов отца Александра, у нас пока нет».

Далее события развивались по необычной для конфликтов церкви и общества траектории. Уже через несколько часов в подотчетной Нектарию епархии заявили, что его письмо «Орловским новостям» - подлог и провокация. По словам отца Александра, ни епархия, ни епископ Нектарий не имеют претензий к изданию. А про злополучный джип пояснили , что он используется не как роскошь, а как средство передвижения: добираться до паствы в удаленных уголках Орловской области по непроходимым провинциальным дорогам пастырю затруднительно.

Глава епархиального информационно-аналитического отдела Ливенской епархии диакон Юрий Шкуратюк в беседе с «Лентой.ру» не стал высказывать предположений о том, кто мог отправить это «подложное письмо»: «Искать крайних здесь не следует, концов здесь не найти. Это обычные информационные нападки на церковь. Нашли злободневную тему, раздули ее из ничего». По его словам, епархия не состоит ни с кем ни в каких конфликтах, и прямого выгодополучателя у такого подлога быть не может.

«Это абсолютная ложь, фотошоп и монтаж. Данная подпись у нас присутствует на совершенно другом документе», - заявил «Ленте.ру» секретарь Нектария отец Александр. Он тоже не имеет «ни малейшего понятия», кто мог бы совершить подобное.

Не исключено, однако, что письмо Нектария стало фейком именно в тот момент, когда история приобрела общественный резонанс. Источники «Орловских новостей» в Орловской митрополии сообщили, что Нектарию настоятельно рекомендовали отказаться от этого письма.

Бывший главный редактор «Журнала Московской Патриархии» назвал версию с подложным письмом странной. «За много лет работы в церкви и отслеживания в информационном поле того, что с ней происходит, я ни разу не встречал ничего подобного, - говорит он. - Не было такого, чтобы официальное письмо за подписью епископа ушло в какие-то светские структуры, а потом кто-то вдруг заявлял, что такого письма не существует, что это подлог и фотошоп. Поверить в это практически невозможно».

Импульсивные высказывания и решения представителей церкви, в том числе и высших иерархов, в последнее время не редкость, говорит Чапнин. «Думаю, это было такое же импульсивное решение, о котором пожалел сам епископ Нектарий. Или его помощники одумались и воззвали: "Владыка, что ты наделал?" Это удар не только по личной репутации епископа, но и по всей церкви», - считает церковный деятель. Особенно неестественным он видит употребление епархией слова «фейк» из интернет-новояза и заявление об отсутствии претензий к газете.

Чапнин не исключает, что это решение было принято в высших церковных кругах с учетом огромного, национального масштаба резонанса. По его мнению, мог иметь место приказ быстро замять историю, несмотря на возможные репутационные потери. «Самое главное сейчас - остановить волну. Любая публикация в СМИ, независимо от ее характера, будет работать против Нектария и против церкви», - объяснил собеседник «Ленты.ру».

Однако в синодальном отделе по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Московского патриархата поспешили , что конфликт священника Орловской митрополии Нектария и издания «Орловские новости» не касается РПЦ в целом.

«Это дело епархиального уровня», - заявил зампред отдела Вахтанг Кипшидзе. По его словам, высшее управление РПЦ не будет разбираться в ситуации.

Дела орловские

Отдельным и одним из самых ярких эпизодов скандала стало орловского губернатора , под покровительством которого был открыт первый в истории памятник . Он заявил, что «Бог не фраер», а журналисты не имеют права критиковать Нектария. Все решит Божий суд.

Фото: Сергей Мокроусов / РИА Новости

«Губернатор наш - совершенно феноменальный человек и любитель сомнительной лексики (в декабре 2016-го он назвал всех журналистов «чепушилами» - прим. Ленты.ру ). Мне кажется, на этой истории он просто хочет получить дополнительный сомнительный пиар и ничего больше», - комментирует Волин. При этом он подтвердил, что между Потомским и Антонием (а значит, и его протеже Нектарием) существуют определенные разногласия, связанные с тесной связью губернатора с духовником патриарха Кирилла, схиархимандритом Илией (Ноздревым), представителем церковного «центра», имеющего в Орле свои интересы. В частности, старец Илия является соучредителем строительства огромного «губернаторского храма» в Вятском Посаде.

«Думаю, выступление Потомского в поддержку Нектария - знак корпоративной солидарности власти [светской] и власти церковной, - считает Чапнин. - Но так, как выступил губернатор, лучше не выступать. Нравственную оценку происходящему в церкви могут давать все, кто считает это нужным, но в первую очередь такую оценку должна давать сама церковь». По его мнению, для епископа небогатой епархии автомобиль за шесть миллионов рублей - чрезмерная роскошь и вызов здравому смыслу, и весь скандал с письмом - попытка увести внимание от этой проблемы.

«Как гражданин Российской Федерации Нектарий не поражен в правах и может делать все что угодно. Но как епископ Русской православной церкви он не имеет морального права на такую роскошь», - резюмировал Чапнин.

Епископ Ливенский и Малоархангельский Нектарий (в миру — Николай Селезнев) стал владельцем элитного внедорожника Toyota Land Cruiser V8, стоимость которого оценивается в 5-6 млн рублей. Об этом сообщают местные СМИ.

По данным источников журналистов, машину священник приобрел около двух недель назад и зарегистрировал ее на себя. При этом на внедорожнике установлены номера, которыми в регионе оснащают, как правило, правительственные автомобили.

По словам источника местных СМИ, иномарка могла быть куплена на средства из так называемого епархиального налога, который каждый храм якобы отчисляет в епархию.

В Орловской митрополии позже сообщили, что епископ Нектарий не покупал автомобиль на свои средства и уж тем более на средства, вырученные «от продажи свечей в храмах».

Священник, по словам руководителя информационно-аналитического отдела митрополии Евгения Борисова, принял внедорожник в дар.

«На территории Ливенской епархии, где епископ Нектарий совершает служение, находится агрохолдинг, который он часто посещает. Его руководство решило по своей инициативе, учитывая условия служения, состояние дорог, распутицу, приобрести для епископа данный автомобиль», — объяснил он.

Борисов заявляет, что встречался с представителями данного предприятия и, по его словам, они не понимают, что сделали не так и в чем их вина.

«Хозяйствующие субъекты в нашей стране вправе совершать законные действия с имуществом. Они приняли такое решение, в чем здесь информационный повод? Мы не можем запретить людям делать такие подарки», — говорит он.

По словам представителя митрополии, архиерей ежедневно должен оперативно выполнять свои обязанности, при этом на обычном легковом автомобиле по дорогам Орловской области зачастую бывает проехать затруднительно.

«Это глубокая провинция, вы представляете, какие дороги в провинции? Их иногда просто нет. В XIX веке на каретах по неделе добирались до отдаленных окраин епархии, но мы сейчас уже в другом мире живем», — пояснили в митрополии.

При этом обладание таким дорогостоящим автомобилем, по мнению Борисова, не смущает прихожан, их, по его словам, задевает то, что в прессу попадают только новости, имеющие негативный оттенок, а благотворительная деятельность епископа Нектария никак не освещается.

Действительно ли на новом автомобили священнослужителя установлены номера правительственной серии региона, в митрополии пояснить не смогли, ссылаясь на то, что не имеют доступа к базе ГИБДД.

Орловская митрополия уже не первый раз попадает в поле зрения СМИ. Так, в сентябре прошлого года громкий скандал разгорелся вокруг местного влиятельного священника Александра Прищепы, которого суд лишил прав за пьяную езду. При этом несмотря на то, что решение суда было вынесено еще в июне 2016 года, в СМИ информация об инциденте попала только осенью.

Из решения суда следует, что во время задержания от объяснений представителям полиции Прищепа отказался. В протоколе об отстранении его от управления Mitsubishi Outlander говорится, что полицейские имели достаточно оснований полагать, что водитель находился в состоянии опьянения.

Это подтвердили и результаты медицинского освидетельствования, которое показало, что в крови священника было 0,381 мг/л алкоголя, что практически в 2,5 раза превышает допустимую норму.

Вначале он попытался «решить вопрос миром», однако после того, как сотрудники ДПС начали составлять протокол, священник стал высказывать в их сторону нецензурную брань. «Ругался матом, грозился позвонить начальнику ГИБДД, однако протокол в отношении него все-таки составили», — рассказывали «Газете.Ru» журналисты местных изданий.

Однако сам Прищепа в суд не явился. Судья же при рассмотрении дела нашел отягчающие обстоятельства — оказалось, что священник ранее уже привлекался к ответственности за пьяную езду.

В то же время в Орловской митрополии «Газете.Ru» тогда объясняли, что против священника якобы велась направленная кампания.

«Настоятель храма занимается социальной и просветительской работой, он известен, и есть определенные люди, которым это не нравится. В публикациях СМИ упоминается нецензурная брань, но ничего этого не было — этого ведь даже нет в решении суда. Все это вложено в уста анонимных свидетелей», — говорил представитель митрополии Евгений Борисов.

Примечательно, что после вынесения судом решения Прищепа продолжил ездить на своем автомобиле. Об этом священник рассказывал корреспонденту «Газеты.Ru».

Русская православная церковь и скандал имущественного характера - уже почти обычное дело в России. На этот раз поводом стал шестимиллионный внедорожник орловского епископа Нектария. Якобы он сам признался, что "средства на приобретение" Toyota Land Cruiser ему подарил генеральный директор агрохолдинга "Агрогард". Рассказываем, как об этом узнали СМИ, чем епископ им пригрозил и как губернатор Потомский сделал громкое заявление про Бога.

Кто такой Епископ Нектарий?

Епископ Ливенский и Малоархангельский Нектарий (в миру - Николай Селезнев) родился в мае 1974 года. Сан диакона получил в 1998 году. В разное время был личным секретарем управляющего Красноярской и Енисейской епархией, штатным священником в Покровском кафедральном соборе Красноярска, настоятелем Троицкого собора Красноярска, наместником Успенского монастыря Красноярска, секретарем Красноярской епархии.

По данным некоторых СМИ, он контролирует весомую часть финансовых потоков в Орловской митрополии, получает неплохие деньги от орловского агробизнеса и якобы имеет как минимум дружеские отношения с митрополитом Орловским и Болховским Антонием. Именно с появлением в Красноярске Антония 17-летний Николай Селезнев стал послушником и иподиаконом Покровского кафедрального собора. С Антонием связано почти всё служение Нектария РПЦ.

Что произошло?

23 мая 2017 года издание "Орловские новости" сообщило, что епископ Нектарий получил в подарок дорогой внедорожник Toyota Land Cruiser V8 мощностью 288 лошадиных сил и стоимостью около шести миллионов рублей.

Сообщение подхватили многие федеральные СМИ и пользователи соцсетей. Любопытно, что высказались по этой теме и в самой РПЦ, и даже орловский губернатор.

Я вас засужу: реакция епископа Нектария

Епископ Нектарий молчать по-христиански смиренно не стал. Он написал письмо, которое было опубликовано в газете "Орловские новости", с требованием удалить материал о внедорожнике. В противном случае он угрожал возбуждением уголовного дела по очень удобной для этого статье - "оскорбление чувств верующих" (статья 148 УК РФ пункт 1 (публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершённые в целях оскорбления религиозных чувств верующих).

"Я крайне возмущен вашей лживой и оскорбительной статьёй, размещённой на вашем интернет-ресурсе newsorel.ru, касающейся моего служения Русской православной церкви и народу божьему", – говорится в письме Нектария.

Позже в Орловской митрополии заявили, что письмо епископа было сфабриковано.

Бог не фраер: реакция губернатора Потомского

Крайне неудачно с политической точки зрения в конфликт ввязался губернатор Орловской области Вадим Потомский. Он очень эмоционально вступился за Нектария.

"Бог не фраер. Он все видит. И суд бывает только один: божий суд. У нас это идет до патриарха: не те часы, не так живет, не на тех машинах ездит", - заявил Потомский в интервью радиостанции "Говорит Москва".

Он также задался вопросом: кто журналистов "уполномочил этот вопрос задавать?". Глава области считает, что только руководство митрополии может решать, считать ли такое поведение священника неправильным.

Не ваше дело: реакция РПЦ

В руководстве РПЦ заявили, что конфликт - "дело епархиального уровня", но при этом факт подарка там не отрицают.

"Сам Иисус Христос носил дорогие одежды, которые дарили ему, скажем так, те люди, которые его почитали", - цитирует "Лента.ру" информационно-аналитический отдел митрополии.

Вот как прокомментировал ситуацию протоиерей Русской православной церкви Всеволод Чаплин:

"Люди всегда лучшее дарили священникам, тем более епископам. Всегда предполагалось, что церковная власть, а епископ – это церковная власть, должна выглядеть не хуже светской. Так церковь всегда себя ставила в мире и делала это очень правильно, я считаю".

Дурацкая машина: куда без Милонова

Отличился и госдумский депутат-острослов Виталий Милонов.

"В России много епископов, которые ездят на разных машинах. На иномарках, на "Нивах", и что дальше? Я никогда бы за Toyota шесть миллионов не заплатил. Машина дурацкая. В этой ситуации автомобиль нужно поменять, потому что он столько не стоит. Есть приличные машины за меньшие деньги", - цитирует депутата Милонова издание "Политика сегодня".