Законодательные акты российской империи. Старинные служилые чины и звания

«И, родины краса, боярин молодой
Дрался, бесчинствовал, кичился пред женой,
А в тереме царя, пред образом закона
Валялся и кряхтя, лизал подножье трона»

(Алексей Николаевич Апухтин, «К славянофилам»)


На Руси были люди бедные и богатые, а отчего зависело их богатство? Думаете, от количества денег? А вот и нет. - От того, сколь приближены были по службе к великому князю, а затем и царю. У него же в руках всё богатство страны - захочет, на-градит, а, будет на его воля, то и всё отнимет да еще жизни лишит. Ну, а самые приближенные к великому князю были, как известно, бояре, которых, как правило, изображают толстыми, бородатыми и в высоких меховых шапках.

Что означает само слово боярин, никто толком не знает. Владимир Даль высказал несколько предположе-ний о его изначальном значении: от «бой» - то есть, воевода; или «болярин» - болеть, заботиться о своих подопечных, а ещё - боль-ший, важный. Как ни странно, каждый из этих предположений, скорее всего, верно. В древности боярином называли старшего дружинника в княжеской дружине, а затем, с XIV по XVII века (пока император Петр I это, как и другие старинные звания, не уп-разднил и не ввел вместо них «Табель о рангах»), этим словом стали обозначать высший служилый чин. Насколько нам известно, чин этот не был наследственным (хотя из любого правила бывают и исключения), его можно было заслужить. Ну, а заслуживали его к зрелым годам, оттого бояре и не молоды, а что толстые так на Руси дородность считалась признаком достатка.

В первый класс служилых или дворовых людей великого князя, кроме бояр, входили еще окольничие и думные дворяне. Не следует путать окольничего с сокольничим.

Окольничий - «около» великого князя, приближенный к нему, второй после боярина чин в русском государстве. Первоначально в его обязанности входило, по-видимому, устройство и обеспечение путешествия князя, и участие в приеме и переговорах с иностран-ными послами. Затем окольничие стали входить в состав Боярской думы.

Ну, а сокольничие, как понятно из их названия, ведали соко-линой охотой. За заслуги - и такое бывало, их возводили в чин окольничего и даже боярина. Последним сокольничим московских царей был Гаврила Пушкин. С 1606 года назначения на эту долж-ность не встречаются.
Ниже боярина и окольничего по своему положению при дворе были стольники, стряпчие, дворяне московские и жильцы. Это были чины второго класса.

Стольники как дворцовый чин известны с XIII века. Долж-ность была весьма почетной и потому среди стольников были пред-ставители высшей аристократии - князья Куракины, Одоевские, Го-лицыны, Репнины и другие.
Стряпчие - это не те, кто стряпали, готовили еду. Само слово стряпать имело более широкое значение - «делать», «работать». Владимир Даль пишет о придворном стряпчем: « Стряпчий с клю-чом, хранивший утварь царскую; смотревший за одеждой, гарде-робмейстер». Позже, в XVIII—начале XX века, стряпчими стали называть поверенных в делах (то есть, адвокатов), а также чинов-ников ведомства прокурора, наблюдавший за правильным ходом дела.

Дворяне именовались раньше детьми боярскими. Они несли обязательную службу, получая за то от князей, бояр или церкви поместья, но не имели права отъезда. Дети боярские — потомки младших членов княжеских дружин — отроков, о которых мы ска-жем ниже. С образованием Русского единого государства большое количество детей боярских перешло на службу к московскому ве-ликому князю. Термин «дети боярские» исчез в ходе реформ начала XVIII века в связи со слиянием служилых людей в один класс — дворянство.

Жильцы - один из разрядов служилого чина в Московском государ-стве в XVI—начале XVIII вв., находившийся между московскими дворянами и городовыми дворянами. Городовой дворянин, попав-ший в жильцы, имел шанс если не для себя, то для потомства сде-лать карьеру, то есть стать московским дворянином и получить дальнейшее продвижение по службе. Термин «жильцы» исчез в ходе реформ Петра I.

Ну, и конечно, не стоит путать дворян с дворецким, дворским и дворчество с путем. Кто они такие?
Изначально дворецкий это просто дворовой человек князя. Когда появились приказы (прообразы будущих министерств),то и роль дворецкого изменилась, он становится начальником приказа Боль-шого дворца, в ведении которого находились все хозяйственные дворы. С 1473 по 1646 года в Москве был всегда только один дво-рецкий, а после этой даты это звание имели одновременно 12 бояр; затем почти ежегодно его жаловали то одному, то нескольким боя-рам сразу. В результате должность боярина-дворецкого преврати-лась в почетный титул, хотя приказом Большого дворца продолжал руководить только один.
А вот то, что стали позже называть дворецким - управляющим княжеским хозяйством (до начала XVI века), ранее именовали дворским. Человек в этой должности ведал также сбором налогов и надзирал за исполнением судебных приговоров.

Дворчество с путем - почетное звание боярина-дворецкого, жало-вавшееся во второй половине XVII века и сопровождавшееся де-нежными доходами с определенной местности. Таким званием был пожалован 8 мая 1654 года боярин Василий Васильевич Бутурлин. Здесь не место подробного рассказа об этом выдающемся человеке, упомянем лишь, что в 1653 году государь Алексей Михайлович дал Бутурлину поручение "принять под свою государеву высокую руку и привести к вере «новоприсоединявшуюся Малороссию». Во главе большого посольства выехал Бутурлин из Москвы 9 октября, 31 де-кабря прибыл в Переяславль, где 6 января 1654 г. и состоялась по-сле некоторых споров присяга царю Алексею гетмана Хмельниц-кого и старшины, а на другой день остального казачества. В Пере-яславе-Хмельницком воздвигнут памятник в честь этого знамена-тельного события, на котором запечатлен Василий Бутурлин.
Кроме придворных чинов служилые люди могли иметь и иные чины - административные, судебные и военные. Вот лишь некото-рые из них. Наместник - довольно долгое просуществовавшее на-звание должности, до революции 1917 года, хотя значение его ме-нялось. В Древнерусском государстве князь ставил этого человека руководить городом вместо себя, то есть заместителем. Местную власть наравне с наместником делил и волостель, который именем князя управлял волостью.

Оба, что наместник, что волостель, зарплаты от князя не получали, а кормились за счет налогов с местного населения (это и называ-лось кормлением). В распоряжении наместника имелся админист-ративный персонал и военные отряды для местной обороны и по-давления внутренней смуты. С начала XVI в. власть наместников была ограничена, а в 1555—1556 гг. в соответствии с Земельной и Губной реформами Ивана Грозного заменена выборными земскими учреждениями. Однако название «наместник» не исчезло совсем, оно стало обозначать главу местного правления и просуществовало до 1917 года.
Воевода - военный начальник. Но не только в середине XVI века воеводы возглавили городское управление, потеснив городовых приказчиков, а с 1708 г. воеводы стояли во главе провинций, но не надолго: в ходе губернской реформы 1775 г. должность воеводы, была упразднена.
Отрок, о котором мы упоминали, это не возраст, а чин - младший дружинник. Выше него был гридин.
Мы рассказали лишь о некоторых чинах служилых людей до Петра, их было значительно больше

Повседневная жизнь Русской армии во времена суворовских войн Охлябинин Сергей Дмитриевич

Негромкий быт служилого дворянства

Ну а как же жил сам упомянутый Андрей Болотов, боевой офицер, водивший дружбу со знаменитыми впоследствии братьями Орловыми, прекрасно знавший блестящее столичное офицерство, но предпочитавший для себя губернскую глубинку? Его зять Неклюдов владел благоустроенным имением. Добротный дом с отменно оштукатуренными стенами был расписан масляными красками и обращал на себя внимание даже людей, бывавших в Италии и видавших там нечто подобное. Неклюдовский дом разделялся, как принято было тогда, на две половины - жилую, в которой располагались хозяева, и парадную, рассчитанную исключительно на прием гостей.

Сам же Болотов жил в Тульской губернии в весьма стесненных обстоятельствах. Если у других помещиков были вотчины, включающие в себя село с несколькими деревнями, то здесь было все наоборот. Одна скромная деревенька из 16 дворов на речушке Скниге принадлежала трем Болотовым. Здесь же находились и три усадьбы, почти бок о бок.

Дом вчерашнего офицера стоял у пруда. К нему примыкали фруктовый сад с конопляником. Назвать его в полном смысле усадебным домом постеснялся бы и сам владелец.

Ветхое строение крайне невзрачного вида, одноэтажное, без фундамента, наполовину вросло в землю. Чтобы закрывать ставни на крохотных оконцах, нужно было нагибаться чуть ли не до земли. Состояло же оно всего из трех помещений, причем «…из этих трех одна большая зала была необитаема, потому что была холодной и не отапливалась. Она была скудно омеблирована. Вдоль тесовых стен, сильно почерневших от времени, тянулись скамьи, а в переднем углу, украшенном множеством таких же почерневших икон, стоял стол, покрытый ковром. Две другие небольшие комнаты были жилыми. В светлой угольной громадная, выложенная разноцветными изразцами печь распространяла тепло.

На стенах такое же множество икон, и в переднем углу висел киот с мощами, перед которыми теплилась неугасимая лампада. В этой комнате стояли несколько стульев, комод и кровать. Здесь, почти не выходя из нее, жила, овдовев, мать Болотова. Третья, сообщавшаяся с сенями, совсем уже маленькая комната служила в одно и то же время детской, девичьей и лакейской. От всего в этом дворянском доме веяло стариной еще XVII века, и только тетрадь геометрических чертежей, появившаяся вместе с молодым хозяином, была новостью среди этой старинной обстановки» {24} .

Усадебный дом Андрея Тимофеевича Болотова, хотя и существовал в веке восемнадцатом, своим убранством относился, конечно же, к семнадцатому столетию. Тому же столетию принадлежал и другой усадебный дом его родственника - двоюродного деда М. О. Данилова. Судя по запискам майора Данилова, содержался он в прекрасном состоянии.

«Усадьба, где он жил (имеется в виду М. О. Данилов. - С.О .), в селе Харине - преизрядная была: два сада, пруд и кругом всей усадьбы рощи. Церковь в селе деревянная. Хоромы у него были высокие на омшаниках и снизу в верхние сени была со двора предлинная лестница; оную лестницу покрывал ветвями своими превеликий, стоящий близ крыльца широкий и густой вяз. Все его высокие и обширные с виду хоромы состояли из двух жилых горниц, через сени стоящих; в одной горнице он жил зимою, а в другой летом».

В похожих, хотя и более скромных условиях жило, а точнее ютилось провинциальное служилое дворянство в первой половине XVIII столетия. Причем даже и эти достаточно бедные «дворянские гнезда» в те годы, как правило, пустовали. Причина проста. Обитатели большей частью пребывали на военной службе. Андрей Болотов вспоминает о своих детских годах: «Околоток наш был тогда так пуст, что никого из хороших и богатых соседей в близости к нам не было».

А оживали все эти усадьбы только на короткое время между военными походами, когда служилые люди распускались по домам. С возникновением же регулярной армии, которая чуть ли не постоянно находилась на театре военных действий, такие поголовные роспуски служилых людей и вовсе прекращаются. Их заменяют уже увольнения отдельных лиц, да и то - в кратковременные отпуска.

Служилому дворянину надолго приходится расставаться со своими милыми сердцу окрестностями - полями, рощами, лесами. А когда, одряхлев и постарев на службе, он получал отставку, то о родных местах у него сохранялось лишь смутное воспоминание.

Интересно, к примеру, донесение Сенату некоего бригадира Кропотова. В нем он упоминает, что в своем поместье не бывал целых 27 лет, находясь постоянно на военной службе.

И только в начале 30-х годов XVIII века служебное бремя дворянина немного ослабевает. Причина в том, что рядовой контингент постоянной регулярной армии пополняется посредством рекрутских наборов из податных сословий. Так что служилый дворянин используется только для занятий офицерских должностей. Однако вместо одних тягот появляются другие. Помещик становится ответственным перед правительством за сбор подушной подати со своих крестьян. И вот это-то как раз и требует присутствия дворянина в деревне. Так что теперь военную обязанность перевешивает финансовая.

Уже после Петра I появляется целый ряд мер, направленных к облегчению и сокращению срока дворянской службы. При Екатерине I значительное число офицеров и солдат из дворян получает продолжительные отпуска из армии для наблюдения за домашней экономией.

Анна Иоанновна делает еще один шаг к облегчению участи служилого дворянства. По закону 1736 года один сын из дворянской семьи получает свободу от военной службы для занятий сельским хозяйством.

Именно в эти годы военная служба ограничивается сроком в 25 лет. И при укоренившемся среди дворян обычае записывать детей на военную службу еще в младенчестве отставка для многих наступает очень рано. Так постепенно начинается отток представителей Русской армии в провинцию.

Однако настоящее оживление в провинции заметно уже после появления закона о дворянской вольности 1762 года. А последующие законы 1775 и 1785 годов объединяют, сплачивают «вольных дворян» в дворянские общества и организуют из их числа местную администрацию.

Из книги Война и мир Ивана Грозного автора Тюрин Александр

Иван Пересветов. Требования служилого сословия Задолго до начала ливонской войны перед Иваном встала задача уменьшения социального статуса родовой аристократии, ее властных полномочий, «административного ресурса», ее земельных богатств. Мы видели, как часть функций

Из книги Война и мир Ивана Грозного автора Тюрин Александр

Опричный мир. Вызревание служилого дворянства и торгово-промышленного сословия В опричники пошел служилый люд, в основном севера и северо-востока России, не отягощенный родовитостью, наиболее связанный с интересами всего государства.Для приближенной к царю части

Из книги Русская история. 800 редчайших иллюстраций автора

автора Ключевский Василий Осипович

Служилые элементы служилого класса Все слои удельного общества или целиком вошли, или внесли свои вклады в состав служилого класса в Московском государстве. Ядро его образовали бояре и слуги вольные, служившие при московском княжеском дворе в удельные века, только

Из книги Курс русской истории (Лекции I-XXXII) автора Ключевский Василий Осипович

Вопрос об устройстве служилого класса Хозяйственное и военное устройство служилого класса было согласовано как с условиями внешней борьбы, так и с наличными экономическими средствами государства. Постоянные внешние опасности создали для московского правительства

автора Ключевский Василий Осипович

Положение дворянства Это положение не было вполне нововведением реформы: оно подготовлялось давно ходом дел с XVI в. Опричнина была первым открытым выступлением дворянства в политической роли; оно выступило полицейским учреждением, направленным против земщины, прежде

Из книги Курс русской истории (Лекции LXII-LXXXVI) автора Ключевский Василий Осипович

Два дворянства Предметы прений в Комиссии указывают на строй общества; в их аргументации ярко проявилось общественное настроение, уровень политического сознания. Инструкция Комиссии предоставляла всякому депутату высказывать свое мнение «с тою смелостью, которая

Из книги Курс русской истории (Лекции XXXIII-LXI) автора Ключевский Василий Осипович

Появление служилого землевладельческого пролетариата IV. Усиленное развитие поместного землевладения создало в служилой среде слой, прежде незаметный, который можно назвать служилым землевладельческим пролетариатом. Чем более размножался служилый класс, тем более

Из книги Русская история. 800 редчайших иллюстраций [без иллюстраций] автора Ключевский Василий Осипович

ФОРМИРОВАНИЕ ВОЕННО-СЛУЖИЛОГО КЛАССА В МОСКОВСКОМ ГОСУДАРСТВЕ В XV–XVI ВВ. Мы изучали положение, какое заняло московское боярство при своем новом составе в отношении к государю и в государственном управлении. Но политическое значение боярства не ограничивалось его

автора Беккер Сеймур

Привилегии дворянства Правовые привилегии, обретенные российским дворянством во второй половине XVIII в., включали гражданские права, принадлежавшие каждому из членов сословия, и политические права, бывшие достоянием дворянского сословия как корпорации{46}. Гражданские

Из книги Миф о русском дворянстве [Дворянство и привилегии последнего периода императорской России] автора Беккер Сеймур

Предводители дворянства Хотя в 1860-х гг. дворянские собрания по большей части лишились роли в политической жизни на уровне уездов и губерний, институт предводителей дворянства, особенно его уездное звено, развивался в ином направлении. В дореформенный период

автора

1.3. Положение дворянства Положение высшего слоя элиты, боярской аристократии, в период Смуты и после нее претерпело существенные изменения. Дьяк Котошихин, писавший в середине XVII века, свидетельствует, что к тому времени «прежние большие роды многие без остатку

Из книги История России. Факторный анализ. Том 2. От окончания Смуты до Февральской революции автора Нефедов Сергей Александрович

4.9. Положение дворянства Демографически-структурная теория уделяет большое внимание динамике материального положения элиты. Ухудшение материального положения в связи с ростом численности элиты и дроблением поместий служит классическим объяснением повышения

Из книги Призраки истории автора Баймухаметов Сергей Темирбулатович

Деградация дворянства Можно ли быть свободным среди рабов?И понятно, что в долгом пути так или иначе речь у нас заходила о дворянстве (молодые офицеры всегда неравнодушны к этой теме, им кажется, что золотые погоны их как-то приближают к знатному сословию), о заслугах

Из книги Людовик XIV автора Блюш Франсуа

Из книги Историческая летопись Курского дворянства автора Танков Анатолий Алексеевич

Состав дворянского военно-служилого сословия в XVII веке по десятням ДЕСЯТНИСостав служилого сословия в Курском крае, как и с других местностях Московского Царства, образовывался по рождению и пожалованию. По рождению в состав членов служилого сословия входили князья,

Сословиями принято называть общественные группы, обладающие определенными правами и обязанностями, которые закреплены в обычае или в законе и передаются по наследству. При сословной организации общества положение каждого человека находится в строгой зависимости от его сословной принадлежности, которая определяет род его занятий, круг общения, диктует определенный кодекс поведение и даже предписывает ему, какую одежду он может и должен носить. При сословной организации вертикальная мобильность сведена к минимуму, человек рождается и умирает в том же звании, в каком пребывали его предки и оставляет его по наследству своим детям. Как правило, переход с одной общественной ступени на другую возможен только в рамках одного сословия. Исключения бывали, но в основном в духовном сословии, членство в котором, например, при обете безбрачия в католической церкви не могло быть наследственным. (В православной церкви это относилось к черному духовенству).

В России формирование общегосударственных сословий началось в XVI в. и шло параллельно собиранию русских земель вокруг Москвы. В связи с этим на сословной структуре отразились пережитки удельных времен. Так, наличие многочисленных подразделений в политической элите тогдашнего общества являлось прямым наследием феодальной раздробленности. В дальнейшем отчетливо проявилась тенденция к упрощению сословной структуры и слиянию отдельных сословных групп, но в описываемое время сословная картина отличалась чрезвычайной пестротой и дробностью. Сословную структуру русского общества XVII в. можно представить в виде следующей схемы:

СОСЛОВНАЯ СТРУКТУРА МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА XVII в.

Термин служилые люди объединял всех, кто нес "государеву службу", под которой понималась служба "ратная" (военная) и "приказная" (административная). Под понятие "служилый человек" попадал и бывший удельный князь, возводящий свой род к Рюрику, и мелкопоместный дворянин.

Круг служилых людей по отечеству с некоторой долей условности можно считать совпадающим с сословием феодалов. Сам термин "по отечеству" указывает на наследственный характер службы, переходивший от отца к сыну. Служилые люди по отечеству владели землей и крепостными крестьянами. Следует учитывать, что до вплоть до начала XVIII в. землевладение подразделялось на наследственное (вотчинное) и условное (поместное). Вотчинами назывались владения крупных феодалов, которые могли распоряжаться ими по своему усмотрению: продавать, обменивать, передавать по завещанию и т.п. Как правило, вотчины представляли собой остатки доменов, некогда суверенных удельных князей" и владения удельной знати, перешедших в процессе объединения на службу к великому князю Московскому. В конце XV в., в руках Московской великокняжеской власти оказался огромный земельный фонд - домен бывшего великого князя Тверского и родовые вотчины восьми тысяч новгородских бояр и купцов, которых после присоединения Новгорода обвинили в заговоре и "вывели" из своих прежних владений. На их место были "испомещены" служилые люди великого князя Московского. Вероятно, "испомещенные" стали называть "помещиками", а их владения - поместьями . В дальнейшем такие помещики, ставшие верной опорой великокняжеской власти, появились почти во всех уездах. Изменился и источник наделения землей. Так, в начале XVI в. происходили массовые поместные раздачи земель черносошных крестьян. Поместья, в отличие от вотчин, считалось условным землевладением. Юридическим собственником поместья являлся великий государь, который "жаловал" ими служилых людей за ратные подвиги, участие в походах, "полонное терпение" и т.д. Изначально поместье давалось во временное пользование с условием несения службы, в основном военной.

Основную боевую силу Московского государства составляло дворянское ополчение. Порядок прохождения службы определялся "Уложением о службе", принятым в 1556 г. Служба начиналась с 15 лет; до этого возраста дворянин считался "недорослем", а начинавшие службу именовались "новиками". Периодически в каждом уезде созывались смотры, на которых "разборщики" производили "разбор и верстание" служилых людей. В зависимости от пригодности к военному делу, родовитости, храбрости, исправности оружия и другим признакам назначался "поместный оклад". Мелкопоместный дворянин являлся на службу один "конно, людно и оружно", владельцы богатых поместий приводили с собой "боевых холопов". В среднем примерно со 150 га "доброй угожей земли" выставлялся один человек на коне и в полных доспехах ("в панцыре, шеломе, в саадакех (с луком и стрелами), в саблех с копьи"). За добрую службу поместный оклад увеличивался, в случае невозможности продолжения службы поместье отбиралось и передавалось другому.

На протяжении XVII в. поместное землевладение постепенно утрачивает условный характер. Уже в 1618 было установлено, что поместья, принадлежавшие дворянам, убитым на войне, оставались во владении их жен и детей. В дальнейшем поместья стали фактически наследственными (но окончательно понятие вотчины и поместья слились только в петровскую эпоху указом о единонаследии 1718 г.

В сословии служилых людей по отечеству существо множество градаций. Высший слой составляли думные чины , входившие в Боярскую думу. По степени родовитости они подразделялись на бояр, окольничих, думных дворян .

Ниже этого слоя родовитых бояр по иерархической лестнице располагался слой чинов московских, подразделявшихся на спальников, cтольников, стряпчих, жильцов. В старину их именовали "ближними людьми", сами названия этих чинов указывают на придворные обязанности их обладателей. Спальники "с царя одеяние принимают и розувают", стольники прислуживали на пирах и приемах: "пред царя и пред властей, и послов и бояр, носят есть и пить". Стряпчие во время царских выходов держали царский скипетр и шапку Мономаха, жильцы употреблялись для разных посылок.

Дворяне московские вели свое происхождение от той тысячи "лутчих слуг", которые в 1550 г. по указу Ивана Грозного были набраны в уездах и получили поместья в Московском и ближайших к нему уездах с тем, чтобы всегда быть готовыми для выполнения царских поручений. Среди них имелось небольшое число представителей старинной титулованной знати, но основная часть происходила из неродовитых служилых людей. Спальники, стольники, стряпчие, жильцы и дворяне московские составляли элитный "государев полк", посылались вместе с посольствами и назначались на различные административные должности. Согласно росписи 1681 г. стольников и других московских служилых чинов насчитывалось 6385 человек.

Чины служилые городовые составляли слой провинциального дворянства. Они подразделялись на дворян выборных, детей боярских дворовых и городовых. Дворяне выборные по особому выбору или отбору назначались для трудной и опасной военной службы, например, для участия в дальних походах. Выборных дворян по очереди направляли для выполнения различных поручений в столицу. Происхождение термина дети боярские было неясным уже в XVII в. Возможно, эта сословная группа ведет свое происхождение от члены удельных боярских родов, которые после создания централизованного государства не были перемещены в столицу, а остались в уездах, превратившись в низший слой провинциального дворянства. Дети боярские дворовые , то есть несшие дворцовую службу, стояли выше городовых , то есть провинциальных, которые несли службу "городовую или осадную". Впоследствии разница между различными группами дворянства практически исчезла, но в XVII в. социальные барьеры внутри сословия служилых людей были труднопреодолимыми. В. О. Ключевский в своей "Истории сословий в России" отмечал: "Провинциальный дворянин, начавший службу городовым сыном боярским, мог дослужиться до выборного дворянства, в исключительных случаях попадал даже в московский список, но редко шел выше московского дворянства".

Менее замкнутым было сословие служилых людей по прибору. В эту категорию могли принять ("прибрать") любого свободного человека. Приборными людьми считались стрельцы , служившие в стрелецких полках - первом в России постоянном (но еще не регулярном) войске, созданном при Иване Грозном. К концу XVII в. стрельцов насчитывалось около 25 тысяч. Особое подразделение составляли пушкари и затинщики ("затинными пищалями" назывались крепостные орудия). К приборным людям относились также кузницы, выполнявшие оружейные заказы, и некоторые другие категории населения. Служилые люди по прибору обеспечивались земельными владениями, но не в индивидуальном, а в коллективном порядке. Стрельцы, пушкари и другие категории приборных людей селились слободами, к которым приписывались пашни, покосы и другие угодья. Кроме того, приборные люди получали денежное жалование, занимались торговлей и промыслами. Со второй половины XVI в. для несения службы в пограничных начали использоваться городовые казаки, которые также получали земельные наделы. В XVII в. появилась новая категория служилых людей по прибору: рейтары, драгуны, солдаты , которые несли службу в полках иноземного строя , то есть в первых регулярных воинских частей, созданных при царе Алексее Михайловиче.

Духовенство вместе с семьями священнослужителей в XVII в. насчитывало около 1 миллиона человек, то есть составляло около 8 % всего населения страны (12 - 12 миллионов, по оценке П. Н.Милюкова). Духовенство имело особые сословные права. В XVI - первой половине XVII в. оно, согласно Кормчей книге и постановлениям Стоглавого собора 1551 г., было подсудно церковному не только по духовным, но и по всем гражданским делам, кроме тяжких уголовных преступлений. Государство постепенно наступало на феодальные привилегии, и в 1649 г. в соответствии с Соборным Уложением духовенство (за исключением патриаршей епархии) по всем гражданским делам было подчинено Монастырскому приказу, в котором светские лица ведали судом по всем искам, предъявляемым духовенству. Впрочем, в 1667 г. Монастырский приказ был ликвидирован. Особое управление и подсудность духовенства была упразднена только в начале XVIII в. в ходе реформ Петра Великого Духовенство подразделялось на черное, или монашествующее, давшее обет безбрачия, и белое , имевшее семьи. По церковным канонам высшими иерархами могли быть только представители черного духовенства. Главой Русской православной церкви являлся патриарх. Почти до конца XVI в. Русская православная церковь управлялась митрополитом, подчиненным патриарху Константинопольскому. В 1589 г. в России было учреждено патриаршество. Русская православная церковь превратилась в автокефальную, то есть самостоятельную, а патриарх Московский и всея Руси стал равным по сану другим православным патриархам - Александрийскому, Антиохийскому, Иерусалимскому, Сербскому. Вселенским патриархом являлся патриарх Константинопольский, но его власть над автокефальными православными церквями была номинальной.

Первым патриархом Московским и всея Руси был выбран Иов. Патриарх имел свой двор, свои приказы, своих бояр и дворян. Патриархи Филарет и Никон носили титулы "великих государей" и занимали положение, равное царскому. Однако светская власть уверенно держала под своим контролем управление церковью. Борьба патриарха Никона за первенствующее положение в государстве закончилась его полным поражением. (подробнее об этом в разделе Церковный раскол ) Патриархи избирались церковными соборами из нескольких кандидатов, однако на деле выбор был предопределен мнением царя, формально не участвовавшим в соборах.

В XVII в. Русская православная церковь имела 12 архиереев - митрополитов, архиепископов, епископов. Перед назначением епископа намечалось несколько кандидатов, из которых выбирался один. Делал это либо сам патриарх, либо назначение вручалась воле Божьей - с помощью жребия, который по обычаю вынимал малолетний ребенок. Хиротония (возведение в сан) епископа сопровождалась особыми обрядами, после которых новохиротонисанного архиерея сажали на лошадь, и он в сопровождении “халдеев”, бояр и стрельцов объезжал в первый день Кремль, во второй - Белый город, в третий - всю Москву, кропя стены святой водой и осеняя город крестом. В своих епархиях , которых насчитывалось одиннадцать (митрополит Крутицкий пользовался почетным титулом, но не имел епархии) правящим архиереи являлись полноправными феодальными владыками. Они имели свои дворы, свиту из духовных и светских лиц, своих архиерейских стрельцов и слуг. С епархиального духовенства взималась феодальная рента, размер которой колебался в зависимости от доходов церковного прихода. Самой богатой после патриаршей епархии считалась епархия архиепископа Новгородского.

В 1661 г. , по подсчетам церковного историка архиепископа Макария (Булгакова), на Руси было 476 монастырей, имевших земельные вотчины с крестьянами. Если учитывать скиты и пустыни, приписанные к крупным монастырям, а также вновь основанные сибирские монастыри, общее количество обителей на Руси, по некоторым оценкам, приближалось к 3 тысячам. Множества монастырей были знамениты своими подвижниками и чудотворными иконами, самой большой славой пользовались Троице-Сергиев монастырь, Соловецкий монастырь, Чудов монастырь, Новодевичий монастырь, Псковский Печерский монастырь, а после воссоединение с Украиной - Киево-Печерская лавра. Через Приказ большого дворца царь простирал свою власть на жизнь русских монастырей, сам назначал и смещал настоятелей - архимандритов и игуменов , делая исключения лишь для самых знаменитых обителей. В то же время монастыри нередко играли важную политическую роль, превращаясь в центры сопротивления иностранным захватчикам, как Троице-Сергиев монастырь в 1610-1612 гг., или становясь центрами сопротивления царской власти, подобно Соловецкому монастырю в 1668-1675 гг. Черное духовенство сосредоточило в своих руках огромных богатств. По самым скромным подсчетам, патриарху, митрополитам и епископам принадлежало в конце XVII в. около 37 тысяч, в которых числилось около 440 тысяч душ тяглого населения обоего пола. В это число не входили обширные земельные владения монастырей, многие из которых превратились в крупные хозяйственно-экономические центры.

А. М. Васнецов Монастырь в Московской Руси

Росту монастырского землевладения способствовал обычай завещать вотчины обителям за "вечный помин души". Вокруг права монастырей принимать такие вклады велась упорная борьба c конца XVI по середину XVII в., когда Соборное Уложение 1649 г. запретило передавать вотчины монастырям и духовенству.

К белому духовенству относились дьяконы, священники и пропотопы . Дьяконы являлись священнослужителями низшего ранга, служившие в церкви вместе со священниками. Протопопы (сейчас их называют протоиереями) были в основном настоятелями крупных городских и соборных кафедральных храмов. Приходское духовенство ранее формировалось из представителей всех сословий, в том числе из грамотных крестьян. Однако в XVII в. наблюдается превращение духовенства в замкнутое сословие. В основном священнослужителями становятся сыновья духовных лиц. Был введен запрет на свободный переход из одного прихода в другой, выборы священников прихожанами были упразднены. Священники теперь "ставились" архиереями, даже если резиденция архиерея находилась за тысячи верст от прихода. При рукоположении священнику вручался служебник. Архиерей объяснял при возложении священных одежд значение и смысл молитв. Рукоположенных не направляли в приход только после того, как он пятнадцать раз отслужит в соборе.

Все священники и дьяконы получали содержание от приписных к храму угодий. Но материальное положение священнослужителей было неодинаковым. На особом положении находилось московское духовенство, получавшее содержание от царя. В еще более выгодном положении находился клир Кремлевских соборов, получавший доходы от поместий с крестьянами, приписанных к этим соборам. Архидиакон Павел Аллепский писал о щеголеватых московских протопопах: "Они носят рясы из ангорской шерсти, фиолетового и зеленого цвета, весьма широкие, с позолоченными пуговицами сверху донизу, на голове - бархатные колпаки сине-фиолетового цвета и зеленые сапоги. Они имеют у себя в услужении многих молодых людей и держат породистых лошадей, на которых всегда ездят. Другие священники, проходя мимо них, снимают перед ними свои колпаки”.

Совсем в ином положении, мало чем отличавшимся от крестьянского, находилось сельское духовенство. Сельским священникам, когда они не могли внести подати в пользу архиерея, приходилось и на правеже стоять и в тюрьмах сидеть. Духовный сан не давал им защиты от произвола местных светских властей, богатых вотчинников и их слуг. В одной из челобитных сельское духовенство жаловалось, что у дворян и боярских людей похвальное слово стало: "Бей попа, что собаку, лишь бы жив был, да кинь 5 рублей."


Чины, звания, ордена и титулы российского дворянства.

Дворовые люди и гражданские чины

в Московском государстве XV-XVII вв.

(Ливенцев Д. В. Краткий словарь государственной службы России . Воронеж: ФГОУ ВПО ВФ РАГС, 2006 – 102 с.)

Боярин комнатный – придворный чин, входивший в комнату к царю, и присутствовавший на тайном совете. Часто комнатного боярина посылали на службу главным военачальником.

Городовой воевода – начальник местной администрации в городе, обычно назначался приказом, ведовавшим той или иной местностью Московского государства.

Дворецкий – придворный чин, руководивший хозяйственными службами и слугами московских царей.

Дворовый воевода – старшее лицо в войске московских государей. От него зависели прочие воеводы; он во время похода заведовал двором государевым, а в отсутствие царя при войске руководил придворными чинами. Иногда дворовый воевода посылался к войскам как бы в сане генералиссимуса и тогда имел власть над всеми частями ратной силы, но такой сан давался очень редко, и то лишь старейшему или самому приближенному к царю боярину.

Деньщик – мелкий чиновник, служивший в приказе для выполнения незначительных поручений.

Думный дворянин – четвертый чин в боярской думе, который мог исполнять придворную и государственную службу.

Дьяк – третий думный чин в боярской думе. Первоначально личный слуга князя, притом очень часто несвободный от холопства, хранящий княжескую казну и ведущий письменные дела князя. В такой роли дьяки существовали в XIII и XIVвв . (само слово «дьяк» становится общераспространенным лишь в XIVв .; до того времени оно употреблялоськак синоним понятия «писец»). Образование приказов, требовавшее постоянных и опытных администраторов, привело к возвышению дьяков. Уже великом князе Иване ВасильевичеIII в Судебнике (1497г.) предписывается, чтобы в суде бояр и окольничих присутствовали и участвовали дьяки. С учреждением приказов дьяки делаются их членами в качестве товарищей бояр или непосредственных начальников приказа. В XVIв . онииграют видную роль и в местном управлении, являясь товарищами наместников по всем делам, кроме предводительства войском (в отдельных случаях, впрочем, дьяки участвовали и в военном деле), и сосредоточивая исключительно в своих руках финансовое управление.

Казначей – придворный чин, ведавший денежными средствами царского двора.

Ключник – придворный чин, ведавший кладовыми двора. Ключники были степенный и путевой ,первый исполнял должностные обязанности в момент присутствия царя во дворце, а второй во время, когда правитель был на охоте или войне.

Конный псарь –царскойохотой.

Конюх –придворный слуга, работавший на конюшне.

Конюшенного приказу приказчик –придворный чин, руководившийцарскойконюшней.

Кравчий – придворный чин, ведавший винными запасами царского двора.

Ловчего пути охотник –придворный слуга, занимавшийсяцарскойохотой.

Ловчий – придворный чин, глава всей царской охоты.

Окольничий – старинный дворцовый чин. Самые древние свидетельства о нём встречаются в памятниках XIVв . (договорная грамота великого князя Семеона Гордого с братьями и жалованная грамота великого князя рязанского Олега Ивановича Ольгову монастырю). Судя по московским памятникам XVI и XVIIвв ., окольничим поручались те же дела по управлению, что и боярам, с тем только различием, что они везде занимали второе место после бояр. Впоследствии окольничие сидели в приказах, назначались наместниками и воеводами, бывали послами и вторыми думными чинами боярской думы.

Подключник – придворный слуга, занимавшийся кладовыми царского двора, помощник ключника.

Подьячий - помощник дьяка, занимавшийся старинным приказным письмоводством. Подьячие делились на старших (старых) , средних и младших . Первые участвовали вместе с дьяками в смотрах служилых людей, отвозили государеву казну и нередко исправляли обязанности дьяков; из них и назначали последних. Они исполнявшие должность дьяка, назывались подьячие «с приписью » . Средние и младшие подьячие обыкновенно употреблялись только для мелкой административной работы.

Постельничий – наиболее приближенный к государю придворный чин, который прислуживал самодержцу непосредственно в его спальне.

Сокольник – придворный слуга, занимавшийся царской охотой.

Сокольничья пути кречетник – придворный слуга, занимавшийся царской охотой.

Стольник –старинный дворцовый чин. Первоначальное назначение он служил за столом государя, подавать ему блюда и наливать напитки в чаши, откуда и пошло их другое название – чашники . Он встречается в летописных известиях, начиная с первых годов XIII столетия. Уже тогда стольники присутствовали при приеме послов, были посредниками при переговорах князя с боярами и т.д. Чашники рязанского князя в XIVв . входили вместе с боярами в состав его думы. За столом московских государей Они служили только в торжественных случаях, в праздники и при приеме послов. Возлагаемые на них при этом обязанности были весьма разнообразны. Однако придворная служба стольники далеко не имела для них первостепенного значения. Старшие из них обыкновенно рассылались по воеводствам, а младшие несли военную службу в полку государевом и по городам при воеводах. Кроме того, их назначали в приказы и посылали во всякие посылки – по судебным делам, для осмотра служилых людей и т.п. При перечислении служилых людей они обыкновенно упоминались после думных дьяков и впереди стряпчих. В стольниках служили лица самых знатных фамилий: князья Куракины, Одоевские, Голицыны, Трубецкие, Репнины, Ростовские, Урусовы, Морозовы, Шереметевы. Назначались в стольники и незнатные люди, например, Андрей Посников, сын благовещенского протопопа, любимец царя Алексея Михайловича. Стольники, служившие государю в его комнатах, назывались ближними , или комнатными .

Стремянной – придворный слуга, часто приближенный к царю, помогавший ему во время охоты и торжественных мероприятий.

Стряпчий – старинный царский слуга, впоследствии дворцовый чин. Наименование «стряпчий» заимствовано от слова «стряпать», т.е. делать, работать. Первые сведения о них относятся к XVIIв ., когда они находились во дворах конюшенном, кормовом, хлебенном , сытенном и др. Существовали также дворцовые стряпчие, ведавшие по деревням дворцовыми приказными делами и защищавшие дворцовых крестьян от обид; стряпчие от житья, пожалованные из городовых дворян; стряпчие с платьем и др. Специально для личных услуг государя были стряпчие, ходившие за ним «со стряпней», т.е. с его шапкой, полотенцем и т.п. При входе государя в церковь они несли для него стул, скамеечку; держали в церкви шапку; в походах везли панцирь, меч; во время зимних поездок государя по окрестностям Москвыназначались в «ухабничие » для поддержания возка на ухабах; во время обедов ставили блюда перед боярами, окольничими и ближними людьми и т.п. Так как число стряпчих было очень велико (около 800 – 900), то для государевых услуг употреблялись особые смены; свободные же стряпчие иногда посылались в качестве второстепенных чинов в посольства, с воеводами по полкам в качестве военных людей и т.п. Самый старший из них – «стряпчий с ключом » – был помощником постельничего, заведовал мастерской палатой и постельною казною, от которой носил ключ. Несмотря на невысокое положение стряпчих, ихназначали иногда и из родовитых дворян. Так, Стряпчими были князья Голицыны, Пронские , Репнины, Ростовские-Буйносовы. Обыкновенно в стряпчие жаловали московских дворян и жильцов. Более родовитые стряпчие состояли при особе государя, не имели какой-либо определенной и были преимущественно придворными чинами.

Сурнач – музыкант при царском дворе, игравший на духовом инструменте.

Сытник – придворный чин, ведавший съестными припасами царского двора.

Толмач – чиновник-переводчик, служивший в Посольском приказе.

Трубник – мелкий чиновник при царском дворе, исполнявший различные приказания схожие с функциями современного курьера.

Ястребник – придворный слуга, занимавшийся царской охотой.


Московские царицы имели свой особый придворныйштат, женский и мужской. Первое место в женском штате занимали дворовые, или верховые, боярыни, которыми назначались обыкновенно вдовы, по большей части они состояли из родственников царицы, но среди них были и женщины меньшего чина. Среди дворовых боярыни первое место занимали боярыни-мамы малолетних царевичей и царевен; второй класс женских царицыных чинов составляли казначеи, ларешницы , мастерицы (учительницы малолетних царевен), кормилицы царевичей и царевен, псаломщицы ; третий класс – боярышни-девицы и сенные боярышни, четвертый – постельницы и комнатные бабы, а затем уже следовали золотошвеи , белошвеи , портомои (прачки) и лица неслужебного чина (богомольцы, калмычки, арапки и др.). Всем придворным штатом царицы управлял постельный (комнатный, кабинетный) приказ государыни царицы, иначе – приказ царицыной мастерской палаты.

Значение слова ДВОРЯНИН в Словаре Даля

ДВОРЯНИН

муж. дворянка жен. дворяне мн. начально придворный; знатный гражданин на службе при государе, чиновник при дворе; звание это обратилось в потомственное и означает благородного по роду или по чину, принадлежащего к жалованному, высшему сословию, коему одному только предоставлено было владеть населенными именьями, людьми. Родовой, коренной дворянин, которого предки, в нескольких поколениях, были дворяне; столбовой, древнего рода; потомственный, который сам, или предок его в недальнем поколении, выслужили дворянство; личный, выслуживший дворянство за себя, но не за детей своих.

| вологод. дворянин, приемок, влазень, взрослый парень, взятый вовсе в дом, особ. призяченный зять.

| На свадьбах дворянами зовутся бояре, поезжане, все гости, как бы составляющие на сей день двор молодых, князя и княгини. Ни купец, ни дворянин, а своему дому (делу, слову) господин. На Руси дворянин, кто за многих один. Чести дворянин не кинет, хоть головушка сгинет. Не богат дворянин, да едет не один. Дворянином быть не сможется, а мужиком жить не хочется. Не новгородский дворянин, и сам сходишь. Не прикасайтесь черти к дворянам, а жиды к самарянам. Не прикасайтесь жиды к самарянам, а мужики к дворянам. Наши миряне родом дворяне: работы не любят, а погулять не прочь. Куда дворяне, туда и миряне. Дворянчик муж. насмешливо, молодой дворянин. Дворянич, дворянский сын. Дворянский, принадлежащий, свойственный дворянам, к ним относящ., из них составленный и пр. Дворянский род. Дворянская грамота. Дворянский полк, упразднен. Дворянское собрание в губерниях бывает общее, для выборов и важных дел; депутатское, где собираются только предводители и депутаты, для учета расходов земства и решения дел. Дворянский сын с погляденья сыт, мало ест. Дворянский сын, что ногайский конь: умирает, так хоть ногой дрягает, не покидает барских замашек. Дворянское кушанье: два грибка на тарелочке. Дворянская служба, красная нужда, о старинной воен. службе. Спесь дворянская, а ум крестьянский. У спеси дворянской, да разум крестьянский. Честен перстень на дворянской руке. Дворянство ср. сословие дворян, общество их.

| Звание, достоинство дворянина. Ныне чин полковника дает потомственное, а прочие чины личное дворянство. Счастье не дворянство, не родом ведется. По вольности дворянства, от манифеста Петра III. Дворянить, пускать пыль в глаза, принимать важный вид и мотать. Дворяниться, ломаться на барский лад, корчить из себя дворянина, барина, Дворянчивый, охочий дворянить, дворяниться. Двороброд муж. дворобродка жен. колоброд, шатун, нищий или дворомыга об. дворошат муж. Дворобродничать, дворомыжничать, побираться по дворам, нищенствовать. Дворобродство, доромыжничанье ср. занятие, промысел этот.

Даль. Словарь Даля. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ДВОРЯНИН в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ДВОРЯНИН в Словаре воровского жаргона:
    - 1) автоpитетный воp, 2) ночующий под откpытым небом, 3) постоянно пьющий во …
  • ДВОРЯНИН в Энциклопедическом словаре:
    , -а, мн. -яне, -ян, м. Лицо, принадлежащее к дворянству. II ж. дворянка, -и. II прил. дворянский, -ая, -ое. Дворянское …
  • ДВОРЯНИН в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    дворяни"н, дворяне", дворяни"на, дворян, дворяни"ну, дворяна"м, дворяни"на, дворян, дворяни"ном, дворяна"ми, дворяни"не, …
  • ДВОРЯНИН в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка:
    -а, мн. двор"яне, -"ян, м. Лицо, относящееся к дворянству. Вы - плебей по крови, а я - польский дворянин, одной …
  • ДВОРЯНИН в Словаре синонимов Абрамова:
    аристократ, барин, боярин, гранд, магнат, патриций; (баронет, барон, виконт, герцог; граф, князь, лорд, маркиз, принц). Они из фонов (немецких …
  • ДВОРЯНИН в словаре Синонимов русского языка:
    барин, боярин, виконт, гез, герцог, гидальго, гранд, граф, дворянчик, идальго, инфансон, кабальеро, новик, принц, самурай, служилый, шевалье, шляхтич, эскудеро, …
  • ДВОРЯНИН в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
  • ДВОРЯНИН в Словаре русского языка Лопатина:
    дворян`ин, -а, мн. -`яне, …
  • ДВОРЯНИН в Полном орфографическом словаре русского языка:
    дворянин, -а, мн. -яне, …
  • ДВОРЯНИН в Орфографическом словаре:
    дворян`ин, -а, мн. -`яне, …
  • ДВОРЯНИН в Словаре русского языка Ожегова:
    лицо, принадлежащее к …
  • ДВОРЯНИН в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    дворянина, мн. дворяне, дворян, м. Лицо, принадлежащее к дворянскому …
  • ДВОРЯНИН в Толковом словаре Ефремовой:
    дворянин м. Лицо, принадлежащее к дворянскому …
  • ДВОРЯНИН в Новом словаре русского языка Ефремовой:
    м. Лицо, принадлежащее к дворянскому …
  • ДВОРЯНИН в Большом современном толковом словаре русского языка:
    м. см. …
  • ЮНКЕР (ДВОРЯНИН В ПРУССИИ) в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (нем. Junker, буквально - молодой дворянин), дворянин, крупный землевладелец в Пруссии; в широком смысле - немецкий крупный земельный собственник. См. …
  • ЯКОВЛЕВЫ
    Яковлевы. - Существует несколько старинных дворянских фамилий Яковлевых, но более древними из них считаются две. Первая из них - потомство …
  • ЮШКОВЫ в Краткой биографической энциклопедии:
    Юшковы - старинный русский дворянский род, ведущий свое начало от выехавшего из Золотой Орды к великому князю Дмитрию Ивановичу Зеуша, …
  • ХИТРОВО в Краткой биографической энциклопедии:
    Хитрово - древний дворянский род, ведущий свое происхождение от выехавшего во второй половине XIV столетия из Золотой Орды к великому …
  • НИДЕРЛАНДСКАЯ ЛИТЕРАТУРА. в Литературной энциклопедии.
  • ЯКОВЛЕВЫ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Существует несколько старинных дворянских фамилий Я., но более древними из них считаются две. Первая из них — потомство Андрея Ивановича …