Служба в сайда губе. Сайда-Губа – это пункт длительного наземного хранения реакторных отсеков. Ледокол «Арктика» из Мурманска отбуксировали на акваторию завода «Нерпа»

"Мыс Поворотный (42°40" N, 133°02" Е) высокий, обрывистый и лишен растительности. На мысе возвышается скала, верхняя часть которой отделена от берега узкой неглубокой расщелиной. Скала эта приметна с W и Е. С близких расстояний с W вершина скалы имеет вид рога, загнутого в сторону моря. Днем в хорошую погоду мыс Поворотный легко опознается с Е с больших расстояний по горе Арсения, находящейся к N от мыса. Мыс окаймлен камнями, поэтому подходить к нему на расстояние менее 1,5 кбт не следует. Район затопления взрывчатых веществ (в другом источнике - затонувшее судно ) находится в 11 милях к S (другой источник - 7,7 миль ) от мыса Поворотный. Границы района показаны на картах. Маяк Поворотный установлен на мысе Поворотный в 1,5 кбт к NE от его оконечности...".

Чтобы не повторяться и не повторять того, что и так уже отлично написано - ссылки. От vladsv - замечательно описанная история маяка, причем, в двух частях, с разницей в пару-тройку лет, и . Всячески рекомендую. А далее - 13,5-минутное видео для конченных визуалов, которым хотелось бы всего того же, но в движении. Хорошо сделано.

Ну а я... что же я? А я добралась. Я была! И словами этого не описать. Никакими. И мне жаль, жаль, что я не могу передать, раздать, воплотить в физику для вас это впечатление, этот миг, когда уткнувшись в какие-то военные антенны и станции, уже почти плюнув и разочаровавшись в собственных силах, потому что вот-вот ливень, и машина на обратном мокром пути явно застрянет в этих непролазных ямах, которые разбили большие армейские уралы, я с горечью взобралась на пригорок, идущий вдоль дороги, и... "я нашлааааа!". Любила тогда весь мир, честное слово. А красоты там столько, столько...

В общем. Август, 2015. Виден мыс. Призрачно виден, туманно. Послештормовое.

В сопки, наверх. Дорога заканчивается тупиком, за которым какая-то военная безусловно-тайна.

А слева...

И потом ливень:)

Еще вернусь. Надо. И простите за примитивизм фотографий, которые никак не могут передать того, что я тогда видела.

P. S.: Когда-то, стоя на таком же, но другом конце света - на мысе Рока, - стояла над океаном и думала: "какая же невыносимая, невыразимая красота! Мощная, поглощающая, не которую делаешь ты - которая делает тебя. Португальцы были оберечены стать великими мореплавателями, потому что рядом с ними - эта красота. У них не было шансов... У нас такого нет". Есть! ЕСТЬ! У нас тоже есть! И тоже, так же - без шансов, оберечены, воспитаны невыносимой красотой, пусть хотя бы и с опозданием на века. Просто мы не знаем. И не умеем рассказать. Просто мы - Дальний Восток. Terra incognita, белое место даже в эпоху всесильного инета. Но мы есть.

Дата съёмки 14.10.2009

Штатный номер маяка Поворотный по книге «Огни и знаки Тихоокеанского побережья России» издания 2010 года - 530. Международный номер маяка по издаваемому Великобританией описанию огней - М7572.

Маяк Поворотный сооружён в 1,5 кабельтова (278 метров) к северо-востоку от мыса Поворотный. Мыс Поворотный ограничивает с северо-востока залив Петра Великого, расположенный в северо-западной части Японского моря. Мыс Поворотный высокий, обрывистый и лишён растительности. С моря подходить к мысу ближе 2 кабельтовых (370 метров) не рекомендуется из-за окаймляющих мыс камней.

Название мыса Поворотный соответствует характеру изменения направления береговой черты у мыса с западного на северо-восточное.

Маяк установлен на высоте 58,5 метров над уровнем моря. Географические координаты маяка: широта 42 40.41 N, долгота 133 02.51 E.

Маяк Поворотный расположен на побережье Партизанского района Приморского края. До ближайшей станции Тихоокеанская Приморской железной дороги 1,5 км, до ближайшего посёлка Козьмино - 6 км.

Пресная вода в колодце на территории маячного городка.

Площадь земельного участка, отведённого для маяка Поворотный,- 4 га.

Маяк Поворотный предназначен для обеспечения мореплавания на подходе к заливам Петра Великого и Находка (ранее Америка) и указания мыса Поворотный, занимающего выдающее положение.

Необходимость строительства маяка на мысе Поворотный была признана ещё в 1863 году, когда он был включён в число пяти первоочередных, первых на побережье Приморья, маяков. Но реальная подготовка началась только через 20 лет. В 1883 году была произведена топографическая съёмка и рекогносцировка места строительства маяка. В 1884…1889 годах осуществлялись разработка вариантов проекта маяка с целью удешевления строительства и его согласование с Главным гидрографическим управлением, Строительным отделением Морского технического комитета Морского министерства и главным командиром портов Восточного океана.

Строительство маяка началось летом 1890 года фирмой «Линдгольм и К0», выигравшей торги.

Съёмочная партия Отдельной съёмки Восточного океана под началом поручика Михельсона по распоряжению командира порта Владивосток была отправлена на частной шхуне «Сибирь» к мысу Поворотный для съёмки береговой черты от мыса Крылова - восточного входного мыса залива Находка (тогда - залива Америка) на восток на протяжении 1 мили (1,852 км) в сторону мыса Поворотный и выполнения шлюпочного промера на рифе. Эта работа была вызвана использованием судами бухточек у мыса Поворотный для выгрузки материалов для строительства маяка.

В это время во Владивостоке распространилась холера, которая была занесена и в среду строительных рабочих маяка. По распоряжению командира порта Владивосток ещё до окончания работ 21 августа съёмочная партия была снята шхуной «Алеут» и доставлена в бухту Разбойник для 6-дневного карантина, по окончании которого поручик Михельсон с командой были возвращены в промерную партию.

К осени 1891 года были построены каменная маячная башня высотой 4,5 метра без фонарного сооружения, жилой дом для смотрителя маяка и команды, здание служб и колодцы. После освидетельствования комиссией эти объекты были переданы впредь до полного приёма маяка и установки маячного аппарата в ведение особого караула от порта Владивосток.

Строительство маяка было завершено в июне 1892 года. На башне были установлены фонарное сооружением и маячный аппарат Френеля (катодиоптрический) 1 разряда. Башня была оштукатурена и окрашена в белый цвет, фонарное сооружение - в красный. Высота маяка от основания до верха дефлектора 13,29 м. Огонь маяка белый постоянный. Маяк освещал морской сектор от NO 480 через O, S и W до NW 300 или, как теперь принято, от 480 до 3300. Впоследствии сектор освещения маяка был уменьшен - от 82,50 до 307,50. Дальность видимости огня маяка - 24 мили (более 44 км).

Начало действия маяка - его регулярного освещения - с 6 июля 1892 года (по старому стилю, или 18 июля по новому стилю).

Башня маяка выложена из бутового камня, имеет 8-гранную призматическую форму и высоту 4,5 м без фонарного сооружения. Размер башни в плане - диаметр вписанной в 8-гранник окружности - 5,5 м. Внутри башни цилиндрическое помещение диаметром 3,35 м с винтовой чугунной лестницей шириной 80 см. Минимальная толщина стен башни - 1,07 м. Стены оштукатурены снаружи и внутри.

На башне установлено фонарное сооружение с 12-гранной остеклённой частью на цилиндрическом цоколе высотой 2,4 м, со сферическим куполом высотой 1,9 м и дефлектором высотой 0,82 м. Диаметр фонарного сооружения 3,8 м и его высота от основания до верха дефлектора 7,99 м. Остекление фонарного сооружения имеет высоту 2,87 м и состоит из 3-х ярусов полированных плоских штормовых стёкол шириной 712 мм, высотой соответственно 1060, 995 и 708 мм и толщиной 9 мм. Дефлектор предназначен для выпуска газов от горения керосина или ацетилена, а также предотвращения попадания внутрь фонарного сооружения осадков и влияния ветра на горение пламени горелки.

Светооптический аппарат и соответствующее ему фонарное сооружение были изготовлены фирмой «F Barbier Cie» в Париже (Франция). Они эксплуатируются на маяке до настоящего времени.

Катодиоптрическая система светооптического аппарата 1 разряда имеет диаметр 1840 мм и высоту 2 870 мм - ту же, что и остеклённая часть фонарного сооружения. Она представляет собой поясную линзу, состоящую из 17 диоптрических, 26 катодиоптрических элементов и 11 элементов рефлектора.

В аппарате в качестве источника света первоначально была установлена керосиновая горелка, которая впоследствии была заменена сначала на керосина-калильную, потом на ацетиленовую и в 1951 году на электролампу накаливания. Высота огня над уровнем моря 67 метров, над основанием башни - 8,34 метра.

Маяк освещается в течении всего года. В 1901 году, к примеру, маяк освещался в течении года 4 313 часов. Расход керосина за год - 305 пудов 26 фунтов (5 005,5 кг или 6257 литров), то есть в час 2 фунта и 79 золотников (1,160 кг или 1,45 литра).

Светооптический аппарат маяка с электролампой накаливания мощностью 2 квт и силой света 5 140 свечей концентрирует в рабочем направлении осевую силу света 853 125 свечей, что и обеспечивает дальность видимости огня маяка в ясную погоду до 30 миль.

При маяке было построено каменное здание для паровой сирены общей площадью 75 кв. м. К моменту открытия действия маяка сирена была готова к работе. Оставалось только установить приспособления для подачи к сирене угля и воды.

Паровая сирена в качестве средства туманной сигнализации начала действовать через год после освещения маяка с 29 октября 1893 года. Звуковой сигнал сирены высокого тона продолжительностью 6 секунд в течение 1 минуты с помощью поворотного резонатора распространялся в секторе 900 - в южном направлении по азимуту от 1350 до 2250. Дальность распространения звука сирены против ветра в 4 балла около 1 мили (менее 2 км), в перпендикулярном направлении - от 1,5 до 1,75 мили (от 2,8 км до 3,2 км).

Для работы сирены суточный расход воды был 500 вёдер (6 150 литров). Для подвоза воды работали 3 человека, 3 быка и использовались 3 телеги с бочками вместимостью 20 вёдер (246 литров) на каждой телеге.

К примеру, с 30 декабря 1893 года по 8 октября 1894 года за время действия сирены было израсходовано 5 834 пуда угля (95,6 тонны), по 24 пуда (393 кг) машинного масла и вазелинового масла.

Время работы сирены в течение года было различным. В 1901 году сирена работала 1 497 часов, в 1902 году - 698 часов, в 1903 году - 801 час.

В качестве резервных средств туманной сигнализации про маяке были установлены колокол высотой 60 см и весом 16 пудов 6 фунтов (265 кг) и пушка, которая производила выстрелы в ответ на туманные сигналы с судов с промежутками от 5 до 10 минут, смотря по отдалённости сигнала. Колокол предназначался для подачи звукового туманного сигнала при неисправной сирене.

Персонал маяка состоял из смотрителя маяка (первый смотритель маяка состоял на коронной - государственной - службе), 8 человек вольнонаёмной команды для несения дежурной маячной службы, 3 человек вольнонаёмных служителей для подвозки угля и воды к зданию сирены и 5 человек нижних чинов от Сибирского флотского экипажа - машинисты и кочегары при сирене. Всего персонал маяка составлял 17 человек. Позднее смотрителями маяка были лица, не имевшие чина. Весь персонал маяка размещался в каменном жилом доме общей площадью 244 кв. м.

Кладовые и другие вспомогательные помещения были размещены в каменном здании служб общей площадью 128 кв. м. Все здания были оштукатурены и окрашены в белый цвет.

В 1904 году из-за начавшейся русско-японской войны маяк и сирена не действовали. Но штатный персонал маяка сохранялся. На время военных действий с маяком было установлено телеграфное сообщение, которое сохранялось и в дальнейшем в мирное время. Смотритель обязан был передавать о всех приближающихся военных и коммерческих судах. По окончании военных действий маяк начал работать с 19 октября 1905 года.

В 1906 году техник Дирекции маяков и лоции Восточного океана Кириллов построил при маяке пороховой погреб.

В 1907 году при маяке была установлена сигнальная мачта для переговоров с проходящими судами по Международному своду сигналов.

В 1908 году паровая сирена была заменена пневматической, которая работала в 1909 году 993 часа, в 1913 году - 731 час, в 1914 году - 882 часа, в 1915 году - 1 246 часов и в 1916 году - 1 324 часа.

Это была сирена французской фирмы «Сотер-Гарле», выпущенная ещё в 1880 году. Сирена имела два керосиновых мотора той же фирмы мощностью по 10 л.с. при 240 оборотах в минуту. Расход топлива был 400 грамм на 1 л.с. в час, то есть мотор за час расходовал 4 кг или 5 литров керосина. Охлаждение моторов было водяное принудительное. Для производства сжатого воздуха был установлен один поршневой компрессор двойного действия производительностью 2,5 куб. метра в минуту при давлении 2,5 атм. и 55 оборотах в минуту. Привод от моторов к компрессору был ремённый. Звук высокого тона с частотой 835 гц создавался роторным аппаратом той же фирмы. Расход воздуха был 0,56 куб. метра в секунду. Звук излучался в течении 5 секунд через каждые 90 секунд в южном направлении. Угол излучения был 2490. С 1909 по1949 год, то есть за 40 лет сирена отработала 34 313 часов. В 1952 году в связи с полной выработкой ресурса и моральной устарелостью она была заменена на пневматическую сирену отечественного производства.

В годы гражданской войны и японской интервенции маяк Поворотный не претерпел сколько-нибудь значительных утрат. К 1927 году сектор освещения маяка сократился с 2820 до 134,50 - был от 300 до 3120, стал от 127,50 до 2620. При маяке по-прежнему действовали сирена, пушка и колокол.

Извещение мореплавателям Гидрографической службы Тихоокеанского флота (далее - ГС ТОФ) № 181 от 10 марта 1935 года сообщило об установке при маяке Поворотный и открытии действия радиомаяка Поворотный кругового излучения, имеющего сигнал «Я» (. - . -) по азбуке Морзе, работающего на частоте 300 кгц при длине волны 1 000 метров и имеющего дальность действия 50 миль (более 92 км). Сигнал подавался в течении 2 минут с паузой 4 минуты. Радиомаяк работал в ясную погоду с 6.00 до 7.00, с 12.00 до 13.00 и с 18.00 до 19.00. В туман, пургу и мглу радиомаяк работал непрерывно до наступления ясной погоды. Радиомаяк предназначен для пеленгования судами, имеющими радиопеленгатор.

Колокол, сохранявшийся как средство туманной сигнализации, имел установленную характеристику работы - 2 удара каждую минуту.

С 1939 года огонь маяка вместо постоянного сделали проблесковым - 1,5 сек. свет и 4,5 сек. темнота. Для этого вокруг оптической системы установили тумбу с механизмом вращения и секторной вращающейся ширмой со щитком. Характеристику огня маяка можно было регулировать за счёт скорости вращения ширмы ли путём смены ширмы. Дальность видимости огня маяка была определена в 22 мили (почти 41 км).

Извещением мореплавателям ГС ТОФ № 385 от 14 декабря 1951 года в связи с переводом маяка на электрическое освещение сообщалось об изменении характеристики огня маяка. Проблесковый огонь менялся на затмевающийся - 6 сек свети 2 сек темнота. В аппарате была установлена электролампа накаливания мощностью 2 квт. Дальность видимости огня маяка была увеличена до 26 миль (48 км), но в 1967 году возвращена к прежнему показателю 22 мили.

Для электрификации маяка в 1951 году была произведена его реконструкция. 521 Отдельный строительный участок (521 ОСУ) Строительного управления ТОФ, созданный в соответствии с постановлением Совмина СССР 1949 года о восстановлении и развитии навигационного оборудования морей СССР (начальник майор Растохин), построил кирпичное маячно-техническое здание общей площадью 158 кв. м, в котором были установлены два дизель-электрических агрегата постоянного тока мощностью 6,8 квт каждый. Это здание было принято в эксплуатацию 20 октября 1951 года. В здании кроме аппаратуры управления огнём маяка разместили аппаратуру радиомаяка. Работами руководил прораб Волков.

В процессе реконструкции в том же 1951 году в маячном городке были построены 4-квартирный каменный жилой дом общей площадью 266 кв. м, каменная баня, склад хранения ГСМ в таре, 2 стальных пожарных резервуара ёмкостью по 25 куб. м каждый и стальная решетчатая башня дублёра маяка высотой 4 метра, на которой установили светооптический аппарат марки Ф-300 с ацетиленовой 25-литровой горелкой. Дальность видимости этого огня была 10 миль (18 км). Впоследствии она была увеличена до 12 миль (22 км). Строительство 4-квартирного жилого дома было начато 15 февраля 1951 года и завершено вводом его в эксплуатацию 30 декабря того же года.

15 апреля 1952 года Извещением мореплавателям № 100 было сообщено о вводе в действие новой отечественной пневматической сирены марки ДСУ-50/51 Мелитопольского компрессорного завода вместо выработавшей за 42 года свой ресурс сирены «Сотер - Гарле». Новая сирена давала сигнал низкого тона 165 гц. Характер сигнала был: 3 сек звук - 16 сек тишина - 3 сек звук - 36 сек тишина - период всего 58 сек. Сирена была установлена на высоте 43 метра над уровнем моря в здании прежней сирены. Два дизеля марки «1 Д 16,5/20» мощностью по 17 л.с. приводили в действие два вертикальных компрессора простого действия марки «125 В» производительностью 3 куб. м воздуха в минуту при давлении 3 атм. Звук создавался звуковым аппаратом марки «ВС» завода «Пневматика» г.Ленинград. Эта сирена проработала до 1969 года, когда была заменена наутофоном.

4 сентября 1959 года был введён в действие радиомаяк марки КРМ-100, который был установлен вместо выработавшего ресурс и морально устаревшего радиомаяка марки МРМ-54.

В 1962 году были установлены 2 стальных резервуара для дизельного топлива ёмкостью по 25 куб. м.

Следующая реконструкция маяка была произведена в 1968…1970 годах. Работы выполняли снова военные строители Тихоокеанского флота. В маячно-техническом здании были установлены 2 новые автоматизированные дизель-электрические агрегата марки «АСДА - 2/12» и электрооборудование, смонтированы системы центрального водяного отопления и вентиляции. В марте 1969 года была упразднена, а в апреле демонтирована пневматическая сирена марки «ДСУ - 50/51». В маячно-техническом зданиибыла установлена аппаратура наутофона марки «LIEJ-300» шведского производства, который был введён в действие Извещением мореплавателям № 232 часть 1 от 15 октября 1970 года. Для установки излучателей наутофона была построена стальная решетчатая вышка высотой 12 метров. Для обеспечения работы радиомаяка пришедшие в негодность 2 мачты - опоры Т-образной антенны были заменены на стальные же высотой 30 метров.

В здании сирены в 1969 году была устроена котельная с двумя водогрейными котлами марки «Универсал», а также трансформаторная подстанция и угольный склад. Была установлена стальная дымовая труба. От котельной к маячно-техническому зданию и жилым домам была проложена теплосеть длиной 232 метра. Был сделан наружный водопровод длиной 229 метров с колодцем и насосной станцией, а также наружная канализация длиной 392 метра с септиком и выпуском очищенных вод на рельеф. В жилых домах и маячно-техническом здании были сделаны внутренние системы водяного отопления, водопровода и канализации.

Была построена воздушная высоковольтная линия электропередачи напряжением 6 кв для подключения маяка к государственной электросети посёлка в бухте Козьмино длиной 3 800 метров.

Общий объём капитальных вложений в реконструкцию маяка Поворотный в 1967…1970 годах составил 527 тыс. рублей. При маяке было установлено специальное СНО марки «ПЗМ-400».

В апреле 1988 года радиомаяк марки «КРМ-100» был заменён на радиомаяк новой разработки марки «КРМ-300».

В 1994 году в качестве резервного источника электропитания маяка были установлены 2 комплекта ветроэлектроагрегатов марки «УВЭ-40 М».

В 1998 году в связи с выработкой ресурса был упразднён наутофон.

В 1999 году ТОО «Электромонтаж» выполнило реконструкцию внутригородковой электросети. Стоимость работ составила 271,7 тыс. рублей. В 2009 году было реконструировано ограждение территории маяка тза 852,1 тыс. рублей.

Башня, фонарное сооружение и светооптический аппарат работают на маяке с момента его основания до настоящего времени.

Начальниками маяка были вольнонаёмные специалисты: в 1950 году - Смирнов, в 1977 и 1980 годах - А.Клёпиков.

С момента основания маяк Поворотный находился в ведении Главного гидрографического управления Морского министерства России и Гидрографической службы СССР, потом РФ и обеспечивает плавание судов в сложном для судоходства районе на входе в залив Петра Великого.

«Арктика» – второй в мире атомный ледокол. Он был принят в эксплуатацию в 1975 и эксплуатировался до 2008 года. В ноябре прошлого года атомоход пришел на СРЗ «Нерпа» в Мурманской области, где находится на рейдовой стоянке. «Сейчас ведутся работы по...

24.05.2019 15:48

В Снежногорске утилизируют сразу три ядерно и радиационно опасных объекта

На СРЗ «Нерпа» утилизируют сразу три ядерно и радиационно опасных объекта. Речь идет о двух атомных ледоколах - «Сибири» и «Арктике» и плавтехбазе «Лепсе». 16 мая в рамках технического тура, организованного редакцией портала ФЦП ЯРБ, на снежногорском заводе побывали журналисты, ...

17.05.2019 12:43

Общественники и эксперты посетят площадку утилизации легендарных атомных ледоколов в Снежногорске

Представители «Атомфлота» и СРЗ «Нерпа» 16 мая на площадке судоремонтного завода «Нерпа» расскажут общественникам, журналистам и экспертам о ходе работ по утилизации атомных ледоколов «Арктика» и «Сибирь», а также плавтехбазы «Лепсе». Технический тур в Снежногорск (ЗАТО Александровск, Мурманская область) организует...

16.05.2019 17:02

Новый итальянский буксир «Рим-Москва» придет в губу Сайда в июне

В рамках международной программы сотрудничества «Глобальное партнерство» в Италии завершено строительство нового буксировочного судна под названием «РИМ-МОСКВА», его отплытие в Россию запланировано на конец мая. Сначала буксир отправится в Мурманск и затем, как ожидается, прибудет в акваторию губы Сайда в...

09.04.2019 16:46

В Заполярье чувствуется приближение весны, заканчивается первый квартал и, как это было в последние годы, состоялось очередное заседание Общественного совета по безопасному использованию атомной энергии в Мурманской области. Вот только темы докладчиков напоминают нам о недалеком прошлом и печальных «небезопасных» ...

05.04.2019 13:43

Пример для Приморья: как в Заполярье ликвидируют ядерное наследие холодной войны

Строительство Центра по кондиционированию и долговременному хранению радиоактивных отходов на базе одного из предприятий ФГУП "Дальневосточный центр по обращению с радиоактивными отходами" (ФГУП "ДальРАО"), являющегося филиалом ФГУП "Предприятие по обращению с радиоактивными отходами "РосРАО" (входит в структуру Госкорпорации "Росатом"), внезапно...

22.03.2019 13:34

Утилизация «ядерного наследия»: итоги 2018 года и планы на 2019 год

В 2018 году продолжались работы по реализации Федеральных целевых программ «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2016-2020 и на период до 2030 года» (ФЦП ЯРБ-2) и утилизации атомных подводных лодок, надводных кораблей с ядерной энергетической установкой, судов атомного технологического обслуживания...

20.03.2019 13:06

Субмарина памяти: в первой атомной подлодке создают музей

Первая отечественная субмарина станет музеем атомного подводного флота, рассказали «Известиям» в Ядерном обществе России. АПЛ К-3 (позднее она получила название «Ленинский комсомол») находится в акватории судоремонтного завода «Нерпа» в городе Снежногорске Мурманской области, она уже подготовлена к созданию экспозиции. Ветераны, ...

19.03.2019 17:43

Путешествие по Росатому: атом и лёд

В составе Росатома есть одно сравнительно небольшое структурное подразделение, за делами и перспективами которого, без всякого преувеличения, внимательно следит не только Россия, но и многие страны мира. 2000 человек, многим из которых не сидится на месте, - их с равным...

01.03.2019 14:33

Ледокол «Арктика» из Мурманска отбуксировали на акваторию завода «Нерпа»

Успешно завершена буксировка ледокола "Арктика" из Мурманска на акваторию завода "Нерпа", сообщает мурманский сайт hibiny.com . 5 декабря "Арктика" заняла место на якорной стоянке одного из дальних причалов завода. Перед постановкой ледокола специалистами "Нерпы" были проведены необходимые работы, обеспечивающие безопасность...