По каким признакам изменяются глаголы. Как изменяются глаголы? II. Сообщение темы урока

К первому склонению относятся существительные женского рода с окончанием в Nom .- a , вGen .- ae

Лексический минимум

ala , ae f крыло

eminentia , ae , f выступ

bucca , ae f - щека

bursa , ae f - сумка

bulla , ae f пузырь

lingua , ae f язык

saliva , ae f слюна

spina , ae f ость

papilla ,ae f– сосочек

gingiva , ae f десна

calcaria , ae f известь

pulpa , ae f мякоть (зуба)

caverna , ae f полость

fibra , ae f волокно

maxilla , ae f – верх. челюсть

mandibula , ae f ниж. челюсть

tonsilla , ae f миндалина

tunica , ae , f оболочка

cellula , ae f клетка, ячейка

choana , ae f – (греч.) заднее носовое отверстие

corona , ae f - коронка зуба

vertebra , ae f - позвонок

uvula ,ae f – язычок

incisura , ae f вырезка

fissura , ae f щель

fovea , ae f ямка (круглая)

fossa , ae f ямка (удлиненная)

vita ,ae f – жизнь

lamina , ae f пластинка

squama , ae f чешуя

crista , ae f гребень

glandula , ae f железа

costa , ae f ребро

concha , ae f улитка

К 1 склонению относится небольшое число греческих слов, оканчивающихся в именительном падеже единственного числа на –е , а в родительном падеже на-es . Их нужно знать только в словарной форме.

anatome ,es f – рассечение

diab е tes ,ae m –диабет (отгреч. diabainein проходить) мочеизнурение, избыточное выделение мочи из организма

raphe ,es f – шов (на мягких тканях)

diplo ë ,es f –губчатое вещество плоских костей черепа

с hole ,es f - желчь

2 Склонение

Ко 2 склонению относятся имена существительные мужского рода на -us , - er и среднего на -um , - on , оканчивающиеся в родительном падеже ед.числа на -i .

Лексический минимум Мужской род

alveolus , i , m луночка, желобок

а ngulus , i m - угол

о culus, i m – глаз

torus, i, m – валик

ramus, i m - ветвь

sulcus, i m – борозда

musculus, i m - мышца

nervus, i m - нерв

fundus , i m - дно

У большинства имен на - er буквае сохраняется только в именительном падеже единственного числа мужского рода, а в остальных выпадает.

с ancer , cri m - рак

puer , pueri m ребенок, мальчик

magister ,tri m – учитель

Средний род

cementum, i n – цемент

enamelum, i n – эмаль

periodontium , i n периодонт (корневая оболочка зуба)

mentum, i, n – подбородок

frenulum, i n – уздечка

spatium, i, n – пространство

stratum, i, n – слой

cranium, i n – череп

septum, i n – перегородка

collum, i n – шея, шейка

encephalon, i n – (греч.) головноймозг

cerebrum, i n – головной мозг

cavum, i n – полость

ganglion, i n – нервный узел

labium, i, n – губа

ligamentum, i n – связка

tuberculum , i n бугорок

dentinum , i n – дентин – главная составная часть зуба; в области коронки дентин покрыт эмалью, а в области корня – цементом

4 Склонение

К 4 склонению относятся существительные мужского рода (преимущественно) и среднего рода, которые в родительном падеже единственного числа оканчиваются на -us . В именительном падеже единственного числа существительные мужского рода оканчиваются на- us , а существительные среднего рода – на- u .

Лексический минимум

hiatus , us m отверстие, щель, зияние

plexus , us , m сплетение

recessus , us m впадина, углубление, карман

fructus, us m – плод

abscessus, us m – гнойник

sensus, us m – чуство

arcus, us m – дуга

ductus, us m – проток

meatus, us m – проход, ход

processus , us m отросток; продвижение вперед

sinus, us m – пазуха

textus, us m – ткань

genu, us n – колено

cornu, us n – рог

5 склонение

К 5 склонению относятся существительные женского рода, которые в родительном падеже единственного числа оканчиваются на - ei . В именительном падеже единственного числа слова 5 склонения оканчиваются на- es .

Лексический минимум

species ,е i f– 1) вид, 2) сбор (лек. форма)

res ,rei f – вещь, предмет, дело

facies ,ei f -поверхность, лицо

dies ,d е i f – день

superficies , ei f поверхность, верхняя сторона

Упражнения

1. Определите род и склонение существительных. Напишите существительные в словарной форме. Переведите .

Collum, spina, sulcus, species, uvula, tunica, eminentia, saliva, cranium, dies, ductus, maxilla, ala, fundus, fossa, mandibula, meatus, cornu, plexus, gingiva, chole, raphe, facies, arcus, sensus, textus, cancer, stratum, sinus, torus, spatium, lingua, processus, cerebrum, superficies, cellula, cavum, incisura, angulus, bucca, musculus, pulpa, incisura, frenulum, alveolus, labium, lamina.

2. Переведите и напишите существительные в словарной форме.

Шейка, череп, крыло, нос, ткань, верхняя челюсть, пластинка, нервный узел, связка, бугорок, нижняя челюсть, день, пазуха, поверхность, слой, пространство, проход, дуга, угол, щека, десна, уздечка, внешний вид, ветвь, вырезка, мышца, губа, перегородка, щель, ямка, язык, корона, слеза, слюна, волокно, нёбо.

3. Подберите соответствующий перевод из правой колонки для слов левой колонки.

1) bursa , ae f 1) клетка

2) bulla , ae f 2) нижняя челюсть

3) lingua , ae f 3) череп

4) saliva , ae f 4) проток

5) spina , ae f 5) верхняя челюсть

6) gingiva , ae f 6) полость

7) cerebrum, i n 7)эмаль

8) ramus, i m 8) дуга

9) cranium, i n 9) пузырь

10) cellula, ae f 10) волокно

11) labium, i n 11) ость

12) cavum, i n 12) десна

13) fibra,ae f 13) слюна

14) с ementum , i n 14) рог

15) enamelum, i n 15)головной мозг

16) angulus, i m 16)сумка

17) arcus, us m 17) ветвь

18) cornu, us n 18) цемент

19) ductus, us 19) угол

20) meatus, us m 20) губа

21) maxilla, ae f 21) язык

22) mandibula, ae f 22) проход, ход

4. Напишите существительные в Nominativus и Genetivus singularis . Выделите основу .

А la, sulcus, ganglion, bucca, bursa, cavum, dentinum, corona, enamelum, nervus, bulla, species , torus, res , facies , dies , lingua, saliva, spina, gingiva, cornu, arcus, ductus, meatus, processus, sinus, textus, calcaria, labium, caverna, fibra, maxilla, mandibula.

Упражнения для самостоятельной работы

1. Определите род и склонение существительных. Напишите их в словарной форме. Выделите основу .

Ductus, musculus, nasus, facies, incisura, torus, saliva, mentum, textus, periodontium, fundus, uvula, species, ligamentum, septum, meatus, tonsilla, cavum, fossa, mandibula, cranium, maxilla, nodus, ganglion, nucleus, vertebra, glandula, palatum, dies, angulus, raphe, sutura, cellula, crista, sulcus, lingua.

2. Выпишите из упражнений 1, 2, 3 и 4 занятия 1 существительные, относящиеся к 1, 2, 4 и 5 склонениям, распределив их соответственно по 4 столбцам. Укажите их словарную форму.

3. Выберите и выпишите из лексических минимумов по 1, 2, 4 и 5 склонениям существительные, относящиеся к челюстно-лицевой системе.

4. Определите род и склонение у существительных, стоящих в Genetivus singularis .

Ligamenti, maxillae, ductus, cornus, faciei, fibrae, gingivae, colli, coronae, sensus, musculi, cancri, ganglii, buccae, cementi, enameli, cerebri, cancri, anatomes, diploes, alveoli, incisurae, cellulae, raphes, anguli, frenuli, dentini, sinus, superficiei, speciei, linguae, squamae, nervi, sulci, processus, fundi, laminae.

5. Определите ошибки в написании существительных. Напишите правильно.

Sqama, phundus, culcus, liguamentim, ginguiva, maksilla, lingva, cranum, pleksus, labum, fosa, cricta.

6. Переведите и напишите в словарной форме следующие существительные:

Перегородка, пазуха, язык, вещество, корневая оболочка зуба, нос, вид, связка, подбородок, череп, проток, проход, полость, ядро, ямка, поверхность, лицо, нёбо, гребень, шов, сплетение, нервный узел, рог, ветвь, раковина, верхняя челюсть, нижняя челюсть, коронка, десна, щека, язычок, вырезка, клетка, угол, волокно, сосочек, полость, уздечка, чешуя, слизистая, дно, мышца, мякоть, слюна, слеза.

7. Прокомментируйте письменно данный афоризм:

Invia est in medicina via sine lingua Latina Непроходим путь в медицине без латинского языка.

Открытый урок по русскому языку

Учитель начальных классов КГУ «Школа-лицей № 20 г.Темиртау» Ашутова Т.А.

Класс: 3 «А»

Тема: Склонение имен существительных по падежам.

Цель: содействовать закреплению склонения имен существительных по падежам, как изменением формы слова; Задачи:

1. Формировать умение склонять имена существительные в ед. ч.; 2. Развивать умение различать падежи по совокупности их признаков; развивать умения употреблять существительные в нужном падеже; развивать познавательный интерес, логическое мышление, речь, пополнять словарный запас;

3. Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность в способах работы;
4. Воспитывать культуру общения, любовь к родному языку.
Оборудование: интерактивная доска, проектор, карточки с текстом, тестовые задания

Ход урока:

Ι. Организационный момент. ΙΙ. Психологический настрой.
Последнее слово каждой фразы говорим вместе:

- На уроке наши глазки внимательно смотрят и все…(видят)

-Ушки внимательно слушают и все …(слышат)

- Ну, а головушка хорошо…(думает)
ΙΙΙ. Вступительное слово учителя:
-Сегодня ребята, у нас на уроке присутствуют гости, поприветствуем их. Урок у нас необычный.
Да, ребята, освоить русский язык – трудное дело. Надеюсь, что вы не боитесь трудностей на пути к знаниям. Выясним, кто в классе лучший знаток русского языка? Кто лучше усвоил тему?
А вот какую тему?

- Надо, братцы, разобраться и скорей за дело взяться!

IV . Минутка чистописания. Слайд

Необходимо определить, какую букву будем прописывать.

Что есть в яблоке и сливе, но нет в саду. Что есть в луке и салате, нет в огороде. Что это?

лЛллЛ

ЛлЛЛл

лейка ландыш листопад лохматый лягушка ладошкой

Найдите лишнее слово. Почему?

Кто догадался, над какой темой будем работать?

Сегодня вам предстоит вспомнить, на какие вопросы отвечают имена существительные, что называется склонением, как склоняются имена существительные. Повторим всё, что узнали о падежах, чтобы лучше отличать один падеж от другого и точно употреблять слова в нужном падеже.

V . Словарная работа. Слайд

Спиши слова, вставляя пропущенные буквы, подчеркни лишнее слово. Докажите.
1вар. Х…зяйство, д…р…га, л…пата, ко….ектив. Под…езд, с…ёмка, в…юга, об…явление.

2вар. Вет…р, д…ждинка, ж…стянка, дн…вник. Па..ажир, ка… а, п…года, су..ота.

Что объединяет все слова?
- Что такое имя существительное? На какие вопросы отвечают имена существительные? Как изменяются имена существительные?
VI . Закрепление пройденного материала. Наблюдение за изменением имен существительных по падежам.

1. Работа с текстом Карточки

Почему у каждого падежа два вопроса? (один одушевленный, другой неодушевленный)
Перед вами карточки с текстом, нужно списать предложения, найти главные члены предложения, определить падеж имен существительных.

Праздник леса.

Школа объявила праздник леса. В субботу ребята собрались у подъезда школы. Каждый принёс лопату и ведро. Подъехала машина. Она привезла саженцы. Ребята посадили молодые ёлочки по сторонам полевой дороги. Теперь они будут защищать дорогу от снега.
- Что необходимо сделать, чтобы определить падеж существительного?

Взаимопроверка. Слайд

Физминутка

Мы топаем ногами.

Топ, топ, топ (ходьба на месте)

Мы хлопаем руками.

Хлоп, хлоп, хлоп (хлопки в ладоши)

Качаем головой (наклоны головы влево, вправо).

Мы руки поднимаем (руки вверх).

Мы руки разведем (руки в стороны)

Мы руки опускаем (руки вниз).

И побежим кругом (бег на месте).

Успокоились и тихо сели. 2. Творческая работа в группах.

Продолжаем работать.

Ребята, попробуйте догадаться по описанию, кто это?
Снежный, а не человек

Могучий, но не лев.

Величественный как орел,

Даже иногда с крыльями на спине.

Ведь он в ответе за республику свою.

Снежный барс
- Посмотрите на рисунок, кто на нем изображен?
. Слайд
- А что вы знаете о снежном барсе?
- Сейчас, ребята, я предлагаю выполнить творческую работу.

По данным словосочетаниям составьте небольшой рассказ, используйте данные существительные с другими частями речи в различных падежах.

Вышел на охоту Высоко в горах
Слайд
Ловкое животное Вершины гор

Суровая зима Белый снег

Зверь сильный Ничего не страшно

Слушание текстов
3. Обобщение по теме:
- Из ваших творческих работ мы узнали о снежном барсе, как о животном - великом, могучем, ловким.

-А сейчас послушайте мой рассказ о снежном барсе:

Снежный барс считается символом республики Казахстан.

Без барса невозможно представить наши просторы.

Барсу многие поэты посвящали стихи.

Барса народ воспел в песнях.

Народ Казахстана гордится барсом.

- Что нового еще вы узнали о барсе?

(мы узнали о том, что снежный барс является символом нашей республики)

- Обратите внимание, как менялось слово « барс» в тексте.

(изменялось окончание)

- Для чего оно менялось?

(для связи слов в предложении)

- Как называется такое изменение окончания?

(изменение по падежам или склонение)

- Сколько падежей в русском языке?

- Назовите их вместе с вопросами «цепочкой»
- Чтобы определить падеж существительного, что нужно сделать?

(найти слово, с которым оно связано, поставить от него вопрос, по вопросу определить падеж)
4. Самостоятельная работа
- Просклоняйте письменно слово « барс».

Что значит просклонять?

5. Индивидуальная работа

В завершении нашего урока я хочу проверить, как хорошо вы усвоили данную тему. Перед вами лежат карточки, они подписаны, вам необходимо выполнить задание.

1 карточка

В полдень дождь перестал, И, что белый пушок , На осеннюю грязь Начал падать снежок . 2 карточка.
- Определить падеж выделенных существительных.
Подчеркнуть орфограммы.
Ночь прошла. Рассвело, Нет нигде облачка. Воздух лёгок и чист, И замёрзла река . 3 карточка.
- Определить падеж выделенных существительных.
Разобрать предложение по членам предложения.
На дворах и домах Снег лежит полотном И от солнца блестит Разноцветным огнём . VІІ. Итог урока.

Замечательно, ребята!
- Вы справились с заданиями, ваши ответы подтверждают, что тему усвоили.

- Над повторением какой темы мы трудились весь урок?

(склонение существительных)

- И кто же в нашем классе по праву может считаться знатоком?
Выставление оценок.

VIII . Домашнее задание Страница 92, упражнение 202. Слайд
- Прочитайте задание упражнения, у кого есть вопросы по выполнению этого задания?
Закончить наш урок я хотела бы такими словами:

Говорить умеют все люди на Земле!

Они говорят на разных языках, но у всех языков главная задача - помогать людям, понимать друг друга.

Выражать мысли при общении.

Не всегда легко выразить свою мысль ясно и четко.

Этому надо учиться!

Поэтому не ленитесь думать, отвечать, рассуждать и доказывать!
ВЫ СЕГОДНЯ, МОЛОДЦЫ! СПАСИБО ЗА УРОК! Слайд

КГУ «Школа-лицей № 20 г.Темиртау»

Открытый урок

по русскому языку в 3 классе

на тему: «Склонение имен существительных по падежам»

Учитель начальных классов Ашутова Т.А.

г. Темиртау, 2014 г.

Термином «склонение» в русском языке называют изменение именных частей речи (существительных, числительных, прилагательных и местоимений) по числам и падежам. Чтобы хорошо понять, что такое склонение, необходимо ознакомиться со всеми существующими в русском языке типами склонения. Рассмотрим для примера некоторые из них по школьной программе.

Склонение имен существительных

В русском языке есть несколько групп имен существительных, которые при склонении по падежам и числам имеют одинаковые формы (окончания). Что называют склонением существительных? Эти самые группы, в которых определенные существительные склоняются одинаково, и будут являться типами склонения существительных.

  • I склонение — имеют существительные женского и мужского рода, у которых в единственном числе и именительном падеже есть окончание -а,-я (поляна, армия, кошка, плакса).
  • II склонение — имеют существительные мужского рода, оканчивающиеся на -о, -е или на нулевое окончание, а также существительные среднего рода с окончанием -о или -е в единственном числе и в именительном падеже (ущелье, окно, домишко, ком, море).
  • III склонение — имеют существительные только женского рода, которые в единственного числе и в именительном падеже имеют нулевое окончание (и мягкий знак на конце). Примеры: печь, лень, дочь, течь. К третьему склонению также относятся существительные, которые называют разносклоняемыми. Такие слова имеют разные падежные окончания, свойственные различным типам склонения. Это слова: путь, вымя, пламя, знамя, время, стремя, племя, семя, имя, бремя, темя.

Склонение имен прилагательных

Под склонением имен прилагательных мы, в первую очередь, понимаем изменение по падежам, родам и числам. Данные характеристики зависят от существительного, от которого прилагательное зависит (с которым согласуется). Склонение имен прилагательных включает в себя изменение по падежам и числам, а в ед. числе еще и по родам. Краткие прилагательные изменяются только по родам и числам.

Существует три типа склонения прилагательных:

  • Твердое. Это склонение прилагательных с основой на твердый согласный (белый, красный).
  • Мягкое — склонение прилагательных с основой на мягкий согласный (синий, летний).
  • Смешанное. К этому склонению относятся прилагательные с основой на твердый и мягкий «к», «г», «х», а также «ш» с ударным окончанием и «ц», «ж» (тихий, долгий, широкий, пригожий, хороший, куцый). Такие прилагательные в своем склонении имеют формы как мягкого, так и твердого склонений.

Склонение числительных

Все числительные изменяются по падежам. Собирательные и количественные числительные склоняются, как существительные и прилагательные.

  1. Так же, как и существительные третьего склонения, склоняются следующие числительные: 5, 6, 7, 8, 9, числительные на -дцать, числительные на -десят.
  2. В отдельную группу склонений нужно выделить 200, 300, 400 и числительные на -сот.
  3. Числительные 40, 90, 100 имеют лишь две формы во всех падежах. Первая — эта форма в именительном и винительном падежах. Вторая — форма в косвенных падежах. Формы в косвенных падежах заканчиваются на букву «а». В именительном и винительном падежах такие числительные имеют начальную форму.
  4. Числительное «полтора» имеет две формы в И. п.: полтора (м. р. и ср. р.) и полторы (ж. р.). Форма всех остальных падежей, кроме винительного, - «полутора».
  5. Как прилагательные, склоняются такие числительные: 2, 3, 4, собирательные числительные, обе, оба, столько, сколько, сколько-нибудь, столько-то.
  6. В составных количественных числительных склоняется каждое слово: двум тысячам пятистам.
  7. В составных порядковых числительных склоняется только последнее слово: в одна тысяча девятьсот пятом году.

Мы рассмотрели еще один вопрос из области русского языка. Что такое склонение, вы теперь знаете и понимаете.

1. Падеж имён существительных

Имена существительные изменяются по падежам. Падеж - форма имени существительного, выражающая его синтаксические отношения с другими словами в предложении. Падеж - категория словоизменительная, реализующаяся с помощью окончаний. В русском языке шесть падежей:

  • именительный (именительный падеж всегда упот­ребляется без предлога, в предложении является подлежащим или сказуемым);
  • косвенные падежи : родительный, дательный, винительный, творительный, предложный (предложный падеж всегда употребляется с предлогами, остальные косвенные падежи могут употребляться с предлогами или без).

2. Склонение имён существительных

Склонение - это изменение существительных по падежам. Существуют три склонения имён существительных. Распределение по склонениям зависит от рода существитель­ных и их окончания в именительном падеже единственного числа.

3. Особые окончания существительных на -ий, -ие, -ия

Существительные 1-го склонения на -ия (армия, лекция) и 2-го склонения на -ий и -ие (гений, санаторий, заседание) в предложном падеже имеют окончание (о гении, в санато­рии, на заседании, в армии). Существительные на -ия в дательном падеже также окан­чиваются на (ср.: подарить Марье, но подарить Марии).

4. Разносклоняемые имена существительные

Десять существительных на -мя (бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя, темя ) и существительное путь являются разносклоняемыми. В родительном, дательном и предложном падежах единственного числа они имеют окончание 3-го склонения -и. В других падежах имеют окончания 2-го склонения.

При склонении существительных на -мя к корню прибавляется формообразующий суффикс -ен (-ён ): имена - имён, знамени - знамён. Слова семя и стремя в родительном падеже множественного числа имеют суффикс -ян (а не —ен ): семян, стремян. Слова бремя, вымя, пламя, темя не имеют множественного числа.

5. Несклоняемые имена существительные

Несклоняемые существительные имеют для всех падежей одну форму, т.е. не склоняются: купил пианино (в.п.), играю на пианино (п.п.). К несклоняемым относятся:

  • многие существительные иноязычного происхождения с конечными гласными: радио, метро, табло, такси, рагу, кенгуру, меню, Дюма, Осло, Баку;
  • иноязычные фамилии, оканчивающиеся на согласный и обозначающие лиц женского пола: роман Войнич (р.п.); если подобная фамилия обозначает лицо мужского пола, она склоняется по 2-му склонению: роман Ремарка;
  • русские и украинские фамилии на -о и -их (-ых): Франко, Черных, Долгих, Живаго’, подобные фамилии не склоняются независимо от пола человека, носящего эту фамилию;
  • многие сложносокращенные слова: МГУ, ГАИ, ГЭС.

Существительные на -анин , -янин во мн. ч. утрачивают суффикс -ин : горожанин - горожане .

Особо склоняются существительные: мать, дочь, путь, дитя .

Склонение имен существительных в единственном числе. Таблица

6. Склонение существительных во множественном числе

1. Большинство существительных в именительном падеже множественного числа имеют окончания:

1-е скл. ж. р. аббревиатуры , армии , м. р. мужчины , юноши
2-е скл. м. р. малыши , отцы ср.р. поля , стекла
3-е скл. ж. р. степи , дочери

2. Некоторые существительные мужского рода в именительном падеже множественного числа употребляются с окончаниями -А, -Я. Например: берега , века , города, штемпеля , якоря .

3. Различаются по значению существительные:

Склонения». Говорят о типах склонения отдельных частей речи (например, в русском языке выделяют субстантивное - склонение существительных, адъективное - склонение прилагательных и местоименное склонения) и отдельных групп слов в пределах одной части речи. Так, традиционно в русском субстантивном склонении выделяются I (голова - головы́ ), II (стол - стола ) и III (тетрадь - тетради ) типы склонения, а также особые случаи: несклоняемые слова (у которых совпадают все формы в обоих числах: метро, кенгуру, беж и т. п.) несколько слов с -ен - в косвенных падежах (время - времени ), два слова с -ер - в косвенных падежах (мать - матери, дочь - дочери ), особое склонение Христос - Христа и т. п. Предлагались и другие, более экономные способы классификации русских словоизменительных парадигм, так, А. А. Зализняк объединяет традиционные I и II склонения в «I субстантивный тип склонения» с окончаниями, различающимися в зависимости от морфологического рода.

Образование склонений в индоевропейских языках

В индоевропейском праязыке падежные окончания были в большинстве случаев одинаковыми для всех имён. Эти окончания присоединялись к основе с помощью одного из соединительных (или тематических) гласных a: ,o ,i ,u или u: . В отдельных случаях соединительного гласного могло и не быть.

Через какое-то время, уже после распада праязыка, в отдельных индоевропейских языках падежные окончания стали сокращаться. Соединительный гласный также мог исчезнуть в одной падежной форме, но сохраниться в другой форме того же слова. Поскольку основа - это то, что от падежа не зависит, то соединительный гласный отошёл к окончанию.

Этот процесс называется переразложением основ; он привёл к тому, что имена, которые до того обладали разными соединительными гласными, стали по-разному склоняться. Так в индоевропейских языках образовались склонения, которых изначально было шесть основных типов: пять в соответствии с пятью соединительными гласными, и одно - для слов, в которых этот гласный отсутствовал (так называемое атематическое склонение).

Например, в латинской грамматике традиционно выделяют пять склонений, но третье существует в двух вариантах: третье гласное и третье согласное. В действительности, третье согласное - это атематическое склонение.

В полном соответствии с этой схемой, для древнерусского языка также выделяют пять либо шесть склонений.

Атематическое склонение

Слова, принадлежащие к атематическому склонению, давали исключения во многих языках. В отсутствие тематического гласного зачастую подвергалась фонетическим изменениям наличная основа. Ниже приведена классификация древних основ и примеры исключений.

Основы с суффиксом.

  • основы на -n (суффиксы -n,-en,-men)
В русском представлены существительными на -мя: время, племя и т.д. Когда-то в именительном падеже -en отпало, но древняя основа с -en обнаруживается в других падежах: знамя - к знамени (а не к знамю ).
  • основы на -er (Термины кровного родства.)
В русском языке этот тип дал исключения, аналогичные предыдущему, для двух слов: мать - к матери , дочь - к дочери .
  • основы на -es
Усечение в форме единственного числа, например: небо - небеса , чудо - чудеса . В английском этот тип также дал исключение в образовании множественного числа: child (ребёнок) children (дети) (где r из более древнего s).
  • основы на -ent (праславянский суффикс, означавший детей и детёнышей животных): этот тип дал такие исключения, как котёнок - котята . Хотя в этом случае исключение образовалось не усечением основы, тем не менее, и здесь возникла аномалия.

Корневые основы (без суффикса) дали многочисленные исключения в образовании множественного числа в английском, например man (человек) - men (люди), mouse (мышь) - mice (мыши), и т.д. В русском языке корневые основы не представлены.

Литература

  • А. А. Зализняк. Русское именное словоизменение. М., 1967.
  • Русская грамматика. М.: АН СССР, 1980.

Примечания

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Первое склонение" в других словарях:

    склонение существительных субстантивное - 1) первое склонение: существительные мужского рода с твердой и мягкой основой и нулевой флексией (человек, секретарь); существительные среднего рода с окончаниями о, е (солнце, небо); 2) второе склонение: существительные женского рода с… …

    СКЛОНЕНИЕ. 1. С. существительных. Совокупность форм существительных, обозначающих отношение существительного в словосочетании к другим словам того же словосочетания. Отдельные формы С. называются падежами (см.). Среди последних различаются: а)… … Литературная энциклопедия

    Склонение - СКЛОНЕНИЕ. 1. С. существительных. Совокупность форм существительных, обозначающих отношение существительного в словосочетании к другим словам того же словосочетания. Отдельные формы С. называются падежами (см.). Среди последних различаются:… … Словарь литературных терминов

    У этого термина существуют и другие значения, см. Склонение. Склонение (от лат. declinatio, «отклонение» от основной формы слова) словоизменение именных частей речи (существительных, прилагательных, местоимений, числительных). Обычно… … Википедия

    склонение существительных - 1. Изменение существительных по падежам. 2. Класс слов, объединенных общностью словоизменения. 3. Отвлеченный образец, по которому изменяются слова этого класса. В вузовской грамматике выделяются следующие типы склонений: 1) субстантивный тип… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

    1) Изменение существительных по падежам (для большинства имен и по числам), а для прилагательных и других согласуемых слов также по родам. 2) Парадигма словоизменения склоняемых слов. Первое, второе и третье склонения имен существительных. Типы… … Словарь лингвистических терминов

    склонение - 1. С. существительных. Совокупность форм существительных, обозначающих отношение существительного в словосочетании к другим словам того же словосочетания. Отдельные формы С. называются падежами (см.). Среди последних различаются: а) косвенные… … Грамматический словарь: Грамматические и лингвистические термины

    Склонение некоторых имен и фамилий - 1. Имена (славянские) на о типа Левко, Марко, Павло, Петро склоняются по образцу склонения существительных мужского среднего рода, например: впереди Левка, у Марка; у М. Горького имя Данко не склоняется («…рассказывала о горящем сердце… … Справочник по правописанию и стилистике