Ажурные люстры своими руками. Как самостоятельно сделать потолочный светильник – идеи и советы. Последовательность выполнения работ

Потолочные люстры – осветительные приборы, выполняющие одновременно две функции. Во-первых, они используются для организации основного освещения в комнате. Во-вторых, устройства являются одним из главных элементов декоративного украшения помещения.

Многочисленные производители предлагают оборудование разного дизайна, но далеко не всегда удается отыскать что-то действительно стоящее, вписывающееся в общий интерьер комнаты. В других ситуациях стоимость понравившейся люстры может быть чересчур высока. Именно поэтому многие люди интересуются, как сделать потолочный светильник своими руками.

Изделия «хэнд-мэйд» будут уникальными и оригинальными, благодаря ним вы сможете выразить свои вкус и характер. Самостоятельно изготовить подобные приборы не так-то просто. Работа требует определенной фантазии и усидчивости. С другой стороны, потолочную люстру можно создать из подручных средств и предметов, которые для вас стали мусором.

Выбирайте любые материалы для изготовления – дерево, пластик, металл или стекло. Очень оригинально смотрятся люстры, сконструированные из винных бутылок, деревянных шпажек или соломы. Подведем итог: выбор материала для самодельного светильника полностью зависит от фантазии и идеи, возникшей в голове у хозяина квартиры.

Разновидности осветительных приборов

Завершающим этапом выполнения любых ремонтно-строительных работ станет покупка осветительных приборов. Зачастую главным из них является потолочная люстра, устанавливаемая по центру комнаты при условии ее правильной геометрии. На рынке представлен широкий ассортимент светильников, отличающихся дизайном, формой, принципом действия и даже наличием/отсутствием определенных конструктивных элементов.

Сегодня все люди стремятся экономить, поэтому важно будет использовать люстру под энергосберегающие или светодиодные лампы. Желательно выбирать изделия с частично или полностью закрытыми плафонами, в которых прячут лампы. За счет этого вы защитите конструкцию потолка и сможете обезопасить себя в случае взрыва лампочки (осколки останутся внутри плафона).

Если все-таки понравилась люстра с открытым расположением лампочек, то осмотрите ее и убедитесь, что после монтажа световой поток будет направлен вниз. Также существует простое правило – чем проще изделие, тем легче последующий монтаж.

Другим моментом, который следует учитывать при выборе люстры, является предназначение помещения и его габариты. В просторные залы с высокими потолками следует устанавливать объемные светильники подвесного типа. Для малогабаритных помещений требуется экономия пространства, поэтому ориентируйтесь на плоские (сплюснутые) варианты.

Условно люстры для потолка можно разделить на две основные разновидности:

  • классические подвесные;
  • плоские с максимально близким размещением к потолку.

А последние делятся на две подкатегории – встраиваемые и накладные. Накладные плафоны считаются лучшим решением для ванных комнат, коридоров и кухонных помещений. Наличие разделительной платформы обеспечивает их быстрое остывание и высокую пожарную и электрическую безопасность.

Встраиваемые светильники также называются точечными. Их зачастую устанавливают (правильнее говорить – встраивают) в мебель, подвесные потолки или арочные конструкции. Производители обеспечивают широкое разнообразие форм, цветовых и дизайнерских решений как для традиционных, так и плоских светильников.

Наконец, помимо конструктивных особенностей самих светильников, различают тип используемых источников света:

  1. Лампа с нитью накала – один из распространенных и простых вариантов. Максимально дешевый источник света. При механическом воздействии быстро выходит из строя ввиду уязвимости конструкции, относительно скоро перегорает (в случае непрерывной работы может перегореть и за двое-трое суток).
  2. Энергосберегающая лампа дневного света – одна из лучших разновидностей экономок. Достоинства изделия связаны с экономичностью и продолжительным сроком службы. Наряду со светодиодами, является самым распространенным источником света в развитых странах.
  3. Светодиодная лампа – дорогостоящее изделие, популярность которого возрастает с каждым годом. Коэффициент полезного действия превышает 90 %, а в случае с качественными приборами достигает 98 %. Характеризуются более продолжительным сроком эксплуатации и повышенной надежностью.

Пример самодельного светильника

Рассмотрим один из самых простых примеров потолочного светильника, сделанного своими руками.

Для изготовления нам понадобятся:

  • пластиковая бутылка объемом 5 л;
  • пластиковые ложки – их число зависит от габаритов бутылки, которая станет каркасом;
  • быстросохнущий клей для пластика;
  • острый нож;
  • патрон с проводом.

Для начала подготавливается каркас из пластиковой бутылки. Удалите любые этикетки с предмета, промойте его и хорошенько просушите. После этого смело вырезайте днище. Обрежьте все ручки с пластиковых ложек, но так, чтобы оставались небольшие отрезки по 2 см.

Получившиеся обрезки с «черпачками» приклейте на основание каркаса из пластиковой бутылки. Для этого нам как раз понадобятся оставшиеся кусочки ручек, которые нужно обильно полить клеем и плотно прижать к поверхности (выпуклая часть черпачка должна смотреть наружу). Обклейте емкость по кругу, пока не будет спрятана вся поверхность. В идеале ложки размещают в шахматном порядке с последующим сдвижением для плотного расположения и отсутствия видимых участков.

Патроны с проводкой можно достать из какой-нибудь старой люстры, после чего установить и зафиксировать в новом изделии, протянув через горлышко бутылки. Декоративная чаша может быть украшена такими же заготовками с применением клея и размещением на горлышке.

Чтобы убедиться в работоспособности изделия, на завершающей стадии вкрутите в светильник лампочку и подключите ее к источнику питания. В случае успеха останется установить люстру на потолок.

Для более стильного оформления и смены цветовых решений можете раскрасить пластиковые ложки. Это повысит оригинальность и привлекательность изделия.

Выбор стиля

Помимо пунктов, перечисленных в первой главе статьи, при выборе люстры нужно ориентироваться на определенный стиль. Это актуально и для тех случаев, когда вы решили самостоятельно смастерить изделие. От созданного в помещении интерьера зависят комфорт, уют и то, насколько приятно будет в нем находиться.

Потолочная люстра является главным элементом декора, поэтому при грамотном подходе восприятие окружения улучшится, при безалаберном – полностью испортится. Как известно, «ломать – не строить», поэтому, чтобы испортить интерьер, достаточно выбрать неправильный стиль.

Заблаговременно определитесь с дизайном будущего светильника. Самые распространенные стили для люстр – хай-тек, модерн и прованс.

Хай-тек

К нему относятся изделия, изготовленные из стекла и металла. Современные приборы прекрасно вписываются в дизайн спальни и гостиного зала. Внешне люстра может выглядеть хаотично (с произвольным расположением элементов декора). Отличный вариант для людей, стремящихся модернизировать квартиру или частный дом, но не желающих мастерить что-то чересчур сложное. Любые погрешности, допущенные при изготовлении люстры, могут выглядеть как оригинальное дизайнерское решение.

Модерн

В соответствии с этим стилем приборы создаются из стекла и дерева. Потолочный светильник характеризуется идеально ровными и четкими линиями, имеет правильную геометрию.

Прованс

Наиболее сложное исполнение, которое подойдет для людей, разбирающихся в принципах hand-made. Для украшения люстры могут использоваться различные ткани, красочные ленты, бисер, вышивки. Светильники получаются нежными, подходят для создания романтической атмосферы. Осветительный прибор в стиле прованс подойдет для украшения любого жилого помещения.

Материалы для монтажа

Для потолочного монтажа светильника потребуются определенные материалы и инструменты:

  • сам светильник;
  • разветвительная коробка;
  • отвертка (фигурная);
  • выключатели;
  • в качестве альтернативы – диммеры (поворотный тумблер, регулирующий яркость, включение/выключение лампочки);
  • провода;
  • электротехническая изолента;
  • индикатор (тестер);
  • пассатижи;
  • соединительные колодки.

В идеале электрическая проводка должна прокладываться при помощи соединительных колодок. Если такие изделия отсутствуют, то скрутите оголенные концы проводов с помощью пассатижей и спрячьте под плотным слоем изоленты. Также соединения можно помещать под полимерные колпачки. Убедитесь, что провода тесно обвивают друг друга.

При прокладке кабеля обратите внимание на материал, из которого он изготовлен. Желательно скручивать алюминий с алюминием или медь с медью. При контакте проводов из двух разных материалов произойдет постепенное окисление, приводящее к выгоранию и потере контакта.

Последовательность выполнения работ

Перед установкой потолочного светильника определите фазы проводов. Для этого понадобится индикаторная отвертка или специальный щуп. Если приложите рабочую поверхность к фазовой жиле, то лампочка начнет светиться. В противном случае провод относится к нулевой фазе.

Далее нужно определить фазы на проводке осветительного прибора. Включите в розетку два провода, но ни в коем случае не касайтесь третьего. Если на люстре несколько лампочек, то загорится около половины из них. Оставьте любой провод в розетке и вместо второго вставьте третий. Должна загореться вторая половина лампочек. Таким образом, провод, который постоянно находится в розетке (а при поочередном подключении с двумя остальными включает лампочки), является нулевой фазой.

Закрепите светильник на потолке. Для этого используется как классический крюк, торчащий с потолка, так и крепежная рейка (входит в комплект большинства современных устройств). При наличии крюка от старой люстры его желательно демонтировать.

Подключение светильников

При необходимости соединения торшера или люстры с двужильным кабелем трудности и вовсе возникнуть не должны. Просто соедините между собой концы этого кабеля с двумя концами проводки. Если светильник состоит из нескольких частей и проводов больше, то их правильно скручивать попарно, впоследствии соединяя с нужной жилой электрической проводки в квартире.

Трехжильный кабель указывает на наличие двух обычных и одной нулевой фаз. Действуйте по схеме, описанной выше, чтобы найти нулевую фазу. После этого подключайте прибор к проводке дома.

Традиционно нулевая фаза на светильнике имеет провода с синей изоляцией, обычная – коричневой, черной или красной. Если имеется несколько синих проводов, то их требуется соединить попарно, после чего подключить к нулевой фазе. Аналогично действуйте с другими цветными частями.

Гораздо реже встречаются изделия с четырьмя жилами. Последняя предназначена для заземления и обычно окрашивается в желто-зеленый цвет. Ее следует прикрутить к корпусу светильника при помощи обычного винта. Обязательно выполните изоляцию всех соединений.

Для изготовления потолочных светильников своими руками могут использоваться любые материалы. Главное – заранее выбрать стиль и форму и сориентироваться по месту установки. Также перед началом работ желательно нарисовать эскиз будущего изделия. Все остальное ограничивается вашей фантазией.

Подключение самодельных осветительных приборов выполняется по той же схеме, что и покупных. Используя нашу инструкцию, вы сможете без труда подключить потолочные люстры с двумя, тремя и даже четырьмя жилами. Главное - не забывать о правилах безопасности и обеспечить полную изоляцию проводов, исключая короткое замыкание.

Придать помещению своеобразный и оригинальный дизайн помогут декоративные детали в обустройстве интерьера. Люстра на кухню своими руками – неординарная деталь, сделанная с учетом собственных пожеланий и предпочтений. Сделать данный элемент не составит особого труда, но вместе с тем придется немного потрудиться.

Мастер-классы по изготовлению люстры

Чтобы сделать люстру своими руками, можно использовать различный материал и технику изготовления, в зависимости от фантазии человека. Существует несколько традиционных и простых вариантов, которые можно сделать из подручных средств и которые привнесут в интерьер кухни новых красок и эмоций. Самодельные люстры приобретают все большую популярность, что объясняется возможностью преобразить свое жилище, не потратив практически ни копейки.

Как правило, такие материалы можно отыскать в доме:

  • нитки;
  • бумага;
  • пластиковая посуда;
  • газеты;
  • диски;
  • пластиковые бутылки и т.д.

Люстра из ниток

Это довольно простой и доступный способ, материалы на осуществление которого имеются в каждом доме.

Вам потребуется:

  • воздушный шарик;
  • хлопковые нитки (цвет подбирается под стилистику интерьера);
  • клей ПВА.

Техника изготовления:

1. На первом этапе нужно надуть обычный шарик.

3. Шарик обматывается нитями таким образом, чтобы не было просветов. Работа требует определенного времени, поэтому стоит запастись терпением, так как конечный результат несомненно порадует.

4. Изделие нужно оставить до полного высыхания как минимум на 1 сутки. Чтобы проверить прочность конструкции и убедиться, что будущая люстра не потеряет форму, шарик в ней нужно спустить, а затем снова надуть.

5. Когда конструкция высохла и нити стали твердыми, шарик лопается и аккуратно вынимается.

6. Под лампочку вырезается отверстие, в которое опускается патрон с проводом.


Процесс изготовления плафона из ниток

Люстра для кухни своими руками украшается дополнительными декоративными элементами. Это могут быть бабочки, цветы, лоскутки ткани и прочее.

Светильник из пластиковой бутылки

Есть два способа изготовления люстры из пластиковых бутылей. Начнем с нестандартного варианта.

Для выполнения работы потребуется:

  • бутылка пластиковая 5 л;
  • одноразовые ложки;
  • клей;
  • патрон с проводом.

Необходимые материалы

Процесс изготовления:

1. Сначала отрезается дно бутылки.

2. В ложках отделяем ручки от черпаков, которые и понадобятся нам для изготовления конструкции.

3. После приготовления клеящей массы наносим ее на черпачки, которые крепятся на ребра пластиковой емкости. При этом верхний черпак прикрепляем внахлест, он должен находиться посреди двух нижних, выпуклой стороной наружу. Поклейку стоит начинать с нижнего уровня. Таким образом прорабатывается весь периметр бутылки.

4. Когда конструкция высохнет, через горлышко бутылки устанавливаем патрон. Получилась красивая люстра, по внешнему виду напоминающая рыбную чешую. Изделие можно оставить в первоначальном виде или покрасить в любой подходящий цвет.


Изготовление плафона для люстры

Второй способ как сделать люстру подразумевает использование таких материалов:

  • пластиковая бутылка 2 л;
  • хлопковые нитки;
  • клей.

Отрезаем нижнюю часть бутылки, приблизительно 3 см. На остальную часть горизонтально и аккуратно, сверху вниз наматываем смоченную в клею нитку. В итоге у нас получается красивый и стильный плафон, который можно использовать отдельно. Можно соединить такие детали и по несколько штук.

На видео: люстра из бутылки и пластиковых ложек.

Бусины в качестве основы

Работа по созданию такого типа люстры довольно непростая и требует особой внимательности и последовательности.

Для создания изделия нужно подготовить:

  • бусины или бисер;
  • каркас из корзины;
  • капроновые нитки;
  • проволоку.

Техника изготовления:

1. В первую очередь нужно сделать заготовку в виде кольца из проволоки.

2. Заготовку нужно прикрепить проволокой к каркасу.

4. После высыхания продевается патрон и для удобной работы люстра подвешивается.

5. Бусины или бисер продеваются через нитку от корзинки до кольца. Сама декорация, то есть количество бусин и ниток, может быть любым, исходя из личных предпочтений. Таким же образом по периметру украшается вся корзина.


Процесс изготовления люстры из бусин

Перед декорированием люстры нужно сначала установить патрон. Также для удобства можно повесить конструкцию на крючок, что заметно облегчит работу.


Люстру можно подвесить на крючок

На видео: люстра из бусин ручной работы.

Конструкция из дерева

Это очень красивый способ украсить кухню, к тому же, использование натурального материала пойдет только на пользу.

Необходимо подготовить следующие материалы:

  • планки для облицовки двери, 30-45 см – 12 шт.;
  • стеклянные банки, 1 л для плафонов – 6 шт.;
  • краски (белый и древесный цвета);
  • саморезы;
  • наждачная бумага;
  • машинка закаточная.

Работа заключается в следующих шагах:

1. При помощи наждачной бумаги добиваемся абсолютной гладкости планок.

3. Дерево красится в древесный цвет.

4. Из досочек нужно соорудить правильный шестиугольник и закрепить конструкцию саморезами.

5. Патрон закрепляется к отверстию в крышке.

6. Банки красим в белый или любой другой цвет, после закатываем с лампочками внутри. Красивая и стильная люстра готова.

На видео: необычные идеи для люстры из дерева.

Из деревянных палочек

Люстра в стиле кантри станет украшением любой кухни. Для создания оригинального плафона вам понадобятся:

  • палочки для шашлыка;
  • лента из органзы;
  • клей.

Основой конструкции являются палочки, которые выкладываются по периметру квадрата и скрепляются при помощи клея. Работа довольно кропотливая. Также нужно следить, чтобы палочки ложились ровно для симметрии будущей люстры. Верхняя часть заклеивается обрезанными палочками таким образом, чтобы они не выступали. Не забываем оставить место для плафона.

После полного высыхания приступаем к украшению изделия. Выступающие края палочек декорируются разноцветными лентами из органзы. На последнем этапе плафон вешается на крючок и в нем закрепляется патрон через оставленное отверстие.

На видео: вариант изготовления люстры из палочек.

Из дисков

Для того чтобы сделать такой оригинальный светильник, его нужно правильно собрать. Используемые материалы:

  • круглые дощечки разной толщины – 2-4 шт.;
  • стойки из дерева или металла;
  • диски;
  • магнитный запуск;
  • лампочка.

Дощечки должны быть немного большего диаметра, чем диски. В самой большой доске нужно просверлить отверстие, в которое устанавливается магнитный пуск с выключателем, после чего соединяется с лампой. На лампу нанизываются диски в нужном количестве, от чего будет зависеть высота люстры. Вокруг дисков монтируются стойки и закрепляется верхняя часть нашей конструкции.

1. Для начала нужно снять свой старый плафон и хорошенько его вымыть.

2. Поверхность зачищаем наждачной бумагой и покрываем грунтовкой.

3. Клей разводится в нужной пропорции с водой. Полученной смесью аккуратно смазывается салфетка с изображением, после чего наносится на плафон.

4. При помощи куска ткани нужно не спеша разровнять рисунок, убрав воздух и другие изъяны.

5. На завершающем этапе для закрепления результата используем лак.

На видео: декор плафона в технике декупаж.

Для тех, кто хочет добавить немного креатива в интерьер кухни, дизайнеры предлагают немало смелых и удачных решений. Люстра может быть сделана из старой мясорубки, в которую продевается шнур, из терки, собранных ложек, формочек для кексов, а также старых кастрюль, в которых при помощи дрели проделываются отверстия. Такие изделия выглядят очень смело и изысканно, украшают интерьер и делают акцент на важных деталях.

При желании, добавив немного фантазии, конструкцию можно соорудить практически из любого материала и в любом стиле. Сделанный своими руками такой креатив будет радовать и вносить в общую атмосферу тепло и домашний уют.

Мечтаете добавить яркости в детскую или освежить свое рабочее место в доме? А может, вы любитель Востока, откуда и пришла к нам мода на эти столь нежные вещицы? Тогда вам, несомненно, стоит прочесть, как сделать светильник из бумаги своими руками – необычные оригинальные вещицы в миг добавят капельку волшебства в любой уголок дома!

Гарантируем – ваши гости будут еще долго спрашивать, где вы купили этот дизайнерский светильник, а узнав, что вы смастерили это сами, будут просить вас рассказать, как сделать люстру из бумаги своими руками и её пошаговую инструкцию.

В этом мастер-классе мы покажем целых четыре способа, как сделать светильник из бумаги, смотрите и выбирайте вариант, подходящий именно для вас.

Для создания этого нежного светильника приготовьте:

  • Цветная бумага любого цвета;
  • Клей ПВА или клей-карандаш;
  • Скрепки;
  • Циркуль;
  • Ножницы;
  • Леска;
  • Цветная пряжа;
  • Светодиодная лампа ( );
  • Провод с выключателем.

По-шаговая инструкция:

Шаг 1

  • На цветном листе с помощью циркуля нарисуем полуокружности шириной в 1 см.
  • С каждой линией увеличиваем диаметр полукруга.
  • Заметьте, что листов потребуется довольно много. После вырежьте полукруглые полосы и разрежьте их на кусочки по 2-5см.

Шаг 2

  • Сворачивайте и склеивайте получившиеся полосы, делая одну сторону больше другой – это позволит легко склеить их между собой в куполообразную форму. После этого можете соединять их клеем штук по пять.
  • Склеивайте кластеры между собой, укрепляя их скрепками, пока не высохнет клей. Клейте до тех пор, пока у вас не получится круг , с небольшим отверстием под лампу.

Конечно, вы можете фантазировать, и ваш светильник будет немного иным, нежели у нас.

Шаг 3

Теперь, пока наш клей окончательно засыхает, давайте украсим и наш провод. Возьмем для этого пряжу любого понравившегося цвета и аккуратно начнем перематывать ею провод. Старайтесь не оставлять неровностей, наматывая пряжу на предыдущий слой.

Можете капнуть капельку клея на конец пряжи, дабы укрепить её.


Шаг 4

Давайте сделаем держатель для светодиодной лампы. Для этого завяжем с трёх сторон (желательно равномерно отмерить расстояние) леску к нашим склеенным полосам, а другие концы – к скрепке, которую предварительно разогнем до вида треугольника.

Всё! Осталось только поместить лампу в круг и прикрутить к проводу. Вы можете повесить такой светильник как отдельно, так и в композиции с, например, .

Мастер класс №2: Люстра из рисовой или пергаментной бумаги

Предлагаем вашему вниманию новый мастер-класс, на котором научим вас мастерить светильники из рисовой бумаги. Ничего сложного, как может показаться с первого взгляда, в изготовлении нет, и вы можете подключить к этому увлекательному занятию всех домочадцев. Дизайнерская лампа подойдет как для детской, так и для вашей спальни.

Вместо рисовой бумаги можно купить рулон пергаментной бумаги для выпечки

Итак, чтобы изготовить лампу вам понадобится:

  • Ненужный абажур;
  • Тонкая проволока;
  • Несколько рулонов рисовой бумаги;
  • Утюг;
  • Резак для бумаги;
  • Швейная машинка.

Самостоятельное изготовление

Шаг 1

Возьмите ненужный вам абажур (можно купить недорогой новый ) и уберите с него все, оставив только основание. Если ваш абажур похож на наш – то добавьте посередине проволоку, хорошенько закрепив её.

Шаг 2

  1. Подготовьте пергаментную бумагу, размотав рулоны и разрезав на примерно одинаковые прямоугольники.
  2. Прогладьте листы утюгом , пока они не станут абсолютно ровными и гладкими.
  3. Сложите каждый лист гармошкой, отмеряя равное расстояние полос, и резаком для бумаги нарежьте одинаковых ровных кружков.
  4. Старайтесь аккуратнее пользоваться резаком и не оставлять много лишней бумаги – кругов понадобится много.




Шаг 3

  1. Соедините между собой, прошив посередине, все круги. Сделайте равные по длине соединенные круги и начинайте укреплять их по кругу абажура.
  2. Как только пройдете первый круг, обойдите последующие, уменьшая длину с каждым разом.
  3. Осторожно укрепите вашу лампу в нужном месте, расправив все нити.

Не забывайте использовать только светодиодные лампы, во избежание пожара.


Эта красивейшая люстра – результат кропотливой работы, после завершения которой вы будете любоваться своим произведением и долго гордиться собой. На нашем сайте вы найдете еще множество способов разнообразить свое домашнее освещение, например:

  • можно или .
  • , для любителей модерна.
  • Или для любителей эко-стиля.

Так же вы можете по своему усмотрению покрасить круги из рисовой бумаги в любой оттенок , исходя из цветовой гаммы комнаты. Если вы хотите повесить эту лампу в детскую комнату, можете добавить, к примеру, стеклянных ангелочков на длинных золотых нитях, – опять же, выбирайте подходящие аксессуары к разным комнатам, это добавит тепла и оригинальности.

ВНИМАНИЕ:Не забывайте, что лампы накаливания очень сильно нагревают бумагу, что может привести к её воспламенению. Для бумажных ламп и светильников используйте только светодиодные лампы.

Мастер-класс № 3: Люстра оригами из бумаги

Этот красивый яркий светильник и правда напоминает созревшую ягоду!

Для его изготовления возьмите следующее:

  • 2 бумажных мешка, чтобы при склеивании получался полутораметровый мешок (желательно с интересным принтом);
  • Светодиодная лампа (ни в коем случае не лампа накаливания );
  • Провод с выключателем;

Как только вы решите, что тренировки больше не нужны, приступаем к подготовке бумажного мешка. Снимите ручки и отрежьте дно с мешков и склейте их так, чтобы получился один большой бумажный мешок.

Сложите получившийся мешок пополам, а после складывайте половинки гармошкой так, чтобы получилось 16 одинаковых загнутых полос. После сложите две наружные полосы по диагонали.








Следуйте нехитрым схемам, и вы получите прекрасные светильники для украшения дома. Возможно, придется немного потренироваться, чтобы идеально складывать оригами, но вы не пожалеете, ведь оригами – это целый мир разнообразных интересных вещиц, созданных своими руками. А ваши дети будут просто восхищены вашими умелыми ручками!

Мастер класс № 4: Светильник из гофрированной бумаги

Чтобы изготовить необычный светильник понадобится:

  • Бумага гофрированная 88×44см;
  • Линейка;
  • Спица;
  • Клей;
  • Нить;
  • Кабель;
  • Светодиодная лампа (ни в коем случае не лампа накаливания ).

Шаг 1

  • С помощью линейки разметьте лист бумаги на равные промежутки и сложите гармошкой по разметке .
  • Помогая себе спицей, складывайте сложенный лист бумаги по диагонали сначала с одной стороны, а затем, развернув, с другой стороны.
  • Разверните лист – у вас должен получиться размеченный ромбами двойной лист .

Шаг 2

  • Соединяйте размеченные линии согласно фотографии, желательно, чтобы лист был не сильно помят в это время – иначе внешний вид светильника будет подпорчен.
  • Осталось только соединить между собой нитью верхушку светильника, чтобы он не распадался, и закрепить кабель со светодиодной лампой.

Следите за безопасностью – не используйте обычные лампы накаливания, они сильно нагревают бумагу и она может загореться.

Люстры бабочки из бумаги

Самой популярный люстрой из бумаги является люстра с бабочками. И такая любовь к этому изделию не из просто:

  • во-первых она выглядит очень шикарно и дорого.
  • И во-вторых изготовление очень простое, привлечь можно даже ребенка.

Такой изящный светильник будет хорошо сочетаться с любым стиля интерьера, а также уместна она в гостиной или столовой и даже в детской комнате.

Техника изготовления:

  1. За основу берется старая люстра или каркас от нее. Если такого нет, то можно взять обычный металлический или деревянный обод. Если и такого нет — берет толстую проволку и делаем 2-3 мотка себя, так чтобы получился круг.
  2. Вырезаем бабочки по шаблону (шаблон бабочек ниже)
  3. Берем капроновую нитку или леску и крепим на нее бабочек. Креплений может быть два вида: либо пронизываем бабочки либо сажаем их на силиконовый клей. Как кому удобней.


Шаблон бабочки

Для того чтобы сделать люстру с бабочками, просто берем шаблон, масштабируем его к вашему размеру. Очень красиво смотрится если сделать бабочки нескольких размеров, например 3-4 диаметров. С помощью карандаша наносим эскиз на бумагу и вырезаем.

  • Вырезать лучше всего канцелярским ножом или маникюрными прямыми ножницами без закруглений.
  • Бумагу лучше использовать более плотную и которая не притягивает пыль , например бархатная структура. Так как придется часто пылесосить такую люстру

Также очень красивы вариант получается если сделать шар из проволки, за основу берем страрый подвес из люстры и разместить с помощью клеевого пистолета несколько бабочек.

Люстра шар из бумаги

За основу таких люстр берут уже готовый китайский светильник шар из рисовой бумаги. Обычно они стоят очень дешево до 1-2 долларов. А вот декорировать его можно как угодно и бумажными тартолетками, ненужной картой, газетой или листами старых книг. Публикуем несколько идей по декору люстры-шара бумагой.

Светильник к Новому году из бумаги

Постоя идея к Новому году — это использовать старый абажур и нанизывать на нитку снежинки различных форм. Очень эффектно и красиво. Ниже приводим несколько фото- идей такого декора к новому году.

Чтобы отшлифовать свои умения, а также пополнить коллекцию необыкновенно красивых светильников, посмотрите еще идеи и . Уверены, среди них вы найдете множество тех, которые вы обязательно захотите создать!

2 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Незаменимый осветительный прибор в виде люстры можно встретить в каждой квартире. Современный ассортимент люстр чрезвычайно богат, поэтому выбор этого предмета создает немало проблем. О том, как правильно выбрать люстру или сделать ее своими руками, мы расскажем в нашем материале ниже.

Предназначение люстр для всех типов одинаковое, все они выполняют функцию осветительного прибора. Отличительные особенности разновидностей люстр - форма и дизайн. Модельные ряды представлены большим их разнообразием, предлагаем вам ознакомиться с распространенными разновидностями.

  • потолочные люстры;
  • люстры-подвески;
  • люстры в классическом стиле;
  • хрустальные люстры;
  • эко-люстры.

Потолочные люстры

Потолочного типа осветительные приборы отличаются компактностью, что очень важно в помещениях с невысокими потолками. Плафон может прилегать непосредственно к потолку или отступать на незначительное расстояние. Компактные модели люстр могут быть выполнены из самых разнообразных материалов. Современные дизайнеры часто используют благородное сочетание: дерево и стекло.

Люстры-подвески

Элегантную и стильную разновидность моделей светильников используют для оформления помещений с высокими потолками. С помощью такого приема, за счет свисающей люстры, комната станет более уютной. Их часто используют для зонирования помещений. Яркое освещение в одной из зон позволяет получить таинственный полумрак там, где он необходим.

Люстры в классическом стиле

Классический вариант осветительных приборов можно встретить повсеместно. Их популярность обоснована разнообразием дизайнов. С помощью такой люстры можно решить проблему с освещением в комнате. Внося, таким образом, акцентирующим внимание моментом, можно обыграть любой интерьер.

Хрустальные люстры

Благородство и изысканный блеск хрусталя подчеркнут признак хорошего вкуса и расскажут о достатке хозяев. Идеальным решением при обустройстве современного интерьера в классическом стиле можно смело назвать хрустальные люстры. Благодаря такому варианту комната приобретает неповторимый блеск и красоту.

Эко-люстры

Использование экологически чистых материалов в изготовлении светильников позволяет приблизиться к природе. Такой подход в оформлении интерьеров сегодня считается очень популярным. В современном обществе существует целая армия поклонников дизайна в стиле эко. Для изготовления люстр используют ценные породы дерева, соломку, кожу и прочие натуральные материалы.

Плюсы и минусы разных видов

Недостатки и достоинства того или иного вида светильника зависят от помещения, где они будут размещены.

  1. В помещении с низким потолком будет уместно смотреться подвесной вариант светильника;
  2. На кухне не стоит использовать люстры сложных дизайнов, в случае загрязнения их сложно будет мыть;
  3. В просторных комнатах хорошо смотрятся массивные люстры. Миниатюрный вариант потеряется на фоне общего интерьера;
  4. Для создания полумрака лучше подбирать затемненные плафоны;
  5. Если требуется зонирование комнаты, используйте несколько типов светильников;
  6. Люстры-подвесы яркого освещения уместно располагать в кухне, гостиной и столовой, в спальню такой вариант не подойдет.

Люстры с цветными плафонами способны влиять на настроение людей, которые находятся в комнате. К примеру, желтый и зеленый цвет успокаивает, красный - возбуждает, а синий - угнетает.

Как сделать люстру своими руками

Умелые мастера утверждают, что сделать люстру своими руками под силу каждому. Используя несложные рекомендации и наглядные примеры, можно за несколько часов соорудить осветительный прибор. Вариаций плафонов для люстр существует множество, предлагаем вам ознакомиться с наиболее популярными из них.

Необходимые материалы:

  • кабель с патронами для ламп;
  • изоляционная лента;
  • клеевой пистолет или клей;
  • материалы для отделки плафона;
  • ножницы и прочие вспомогательные инструменты.

Пошаговая инструкция

  1. С помощью старого абажура можно сделать люстру, отделав ее любой расцветки бумагой. Подключив фантазию, можно соорудить оригинальный вариант светильника для детской комнаты или спальни;

Чтобы бумага не загорелась, в процессе эксплуатации необходимо использовать светодиодные лампы.


  1. Используя природные материалы, можно создать шедевр. Люстра из веток, в сочетании с лампочками в форме свечи, наполнит помещение теплом и уютом. В качестве крепления к потолку можно взять цепи - это придаст конструкции особого вида;

  1. Любителям эксцентричных стилей придется по душе вариант люстры из винных бутылок. Такой люстры точно ни у кого не будет, экспериментируя с идеей, можно получить изумительный вариант светильника на кухню;

Вместо бутылок используйте чашки, цинковые ведра и необычной формы банки.


  1. Последнее время популярно делать светильники из подручных материалов. Самым необычным материалом могут стать деревянные прищепки. Их нужно разделить на две половины. Прикрепить с помощью клеевого пистолета к основе абажура. При желании поверхность можно покрасить или покрыть лаком.

Вердикт эксперта: экспериментируя с разными методами и материалами для изготовления, можно получить необычный результат. Оригинальная люстра с минимумом затрат станет достойным украшением как скромного, так и изысканного по интерьеру жилища.

В настоящее время красивые люстры доступны всем желающим, ассортимент способен поразить любое воображение. Руководствуясь советами, не забывайте учитывать собственные вкусовые ощущения и мнения дизайнеров. Каков бы не был выбор, даже сделанная своими руками люстр будет радовать глаза и привлекать восхищенные взгляды.

Предлагаем Вам посмотреть видео как сделать красивую люстру из ниток своими руками:

Люстра предмет достаточно дорогостоящий, но технологически не столь уж сложный. Во всяком случае, производственных процессов, которые невозможно было бы осуществить в домашних условиях, для изготовления люстры почти не потребуется, или их можно заменить аналогичными ручными, зрительно и по надежности дающими тот же эффект.

Любители своими руками сделали и делают множество потолочных светильников общего освещения (а это и есть люстры), аналогов в широкой продаже не имеющих и порой весьма экстравагантного облика, см., напр., рис. Выдумки и читателю, надеемся, не занимать. Однако, к сожалению, в россыпи изображений самодельных люстр в интернете образцы, удовлетворяющие требованиям техники безопасности и светотехники жилых помещений, встречаются нечасто . Скорее даже, очень редко.

В данной статье рассматривается прежде всего, как правильно самому сделать люстру технологически и светотехнически . Ничего особо сложного тут нет; это нечто вроде мольеровского персонажа, который, оказывается, всю жизнь говорил прозой. Но некоторые основы знать никак не помешает. Тем более, что оригинальный гармоничный дизайн (речь о котором отнюдь не оставлена) также требует надежной основы, иначе на чем красоте держаться?

Примечание: например, как можно собственноручно в домашних условиях изготовить люстру в гостиную, см. видео ниже. По дизайну она пойдет в интерьер любого стиля, приемлющего четкие формы, а это очень широкий диапазон, от китайского мандаринского до фьюжн.

Видео: люстра своими руками из подручных материалов


Поэтому тонкости дизайна и конструкции основных светотехнических и в то же время декоративных элементов люстры – ; каркаса/опоры светильников, которые тоже важны как части общего дизайна – . Об общем светодизайне жилых помещений также не лишним будет узнать . А в этой статье займемся тем, что для них всех общее, плюс электрическая часть:

  • Светотехника и конструкция – самые начала для бытовых помещений;
  • Электроарматура, в основном с точки зрения техники безопасности;
  • Из чего делать светоарматуру, с упором на возможности изготовления из подручных материалов;
  • Особенности люстр для жилых помещений различного назначения;
  • Выбор источников света для той или иной люстры.

Примечание: тем, кто усомнится, к чему тут какие-то глубины, да будет известно – самодельные светильники прочно держатся в 1-м десятке по бытовому электротравматизму , пожарной опасности и как причина порчи зрения, особенно у детей.

Чего не надо бояться?

Дерева и работ по дереву. Глядя на фигурные деревянные детали люстр промышленного изготовления, кажется, что воспроизвести их дома невозможно. Между тем совершенно вычурный каркас люстры из дерева может быть изготовлен за день-два своими руками в кухне или на балконе.

Дело в том, что древесина при нагревании по всей массе до 150-250 градусов размягчается и гнется, а остыв, сохраняет приданную ей форму. Нагреть деревяшку до такой температуры не обугливая можно строительным феном. Только нужно не забыть предварительно просверлить осевые отверстия (скажем, для проводки электрокабеля), в уже изогнутой детали это будет невозможно.

Примечание: легче всего гнется разогретой древесина легкая или средней плотности мелкослойная – береза, клен, ясень, липа. Бамбук и некоторые породы тропического дерева гнутся вообще нагретыми до 90-100 градусов методом пропаривания в парах воды. МДФ вследствие однородности своей структуры гнется очень хорошо и точно, но требует большего нагрева.

Наконец, вполне элегантная деревянная люстра может быть выполнена из не гнутых деталей: современные источники света позволяют реализовать и такое решение. Тогда потолочный светильник делается в виде люстры-плафона, см. далее.

На что обратить внимание?

На старые советские люстры и вообще бытовые светильники. СССР, как известно, был явлением весьма неоднозначным, что особенно явственно выражалось в советском ширпотребе. Если у вас в кладовке завалялась старая домашняя люстра «совкового» производства, то ее светорассеивающие/светопропускающие детали наверняка выполнены из высококачественного стекла, а фарфоровые/фаянсовые декоративные из такого же качественного материала. Пусть 1 «рожок» из 4-5 разбит, оставшихся на новую самодельную люстру хватит. Краска облупилась? Сейчас в продаже есть любые смывки и отличные акриловые эмали. Часть «висюлек» потерялась? Из прочих тоже можно соорудить нечто очень красивое, была бы выдумка и вкус.

Светотехника и зрение

Примерно лет 10 тому назад была достаточно точно измерена пропускная способность по информации зрительного нерва. Она оказалась раз в 5-6 меньше количества информации в картинке, которую оптическая система глаза рисует на сетчатке, и ученым пришлось признать наконец-то как факт: где-то в глазу таится нечто вроде видеопроцессора . Подозрения о его наличии возникли еще лет 200 тому назад, т.к. определенные зрительные иллюзии никак не зависят от физического и психического состояния субъекта. Приходилось допускать, а теперь это уверенность, что картинка в мозг поступает не сырая, но каким-то образом обработанная. С точки зрения светотехники и влияния характера освещения на здоровье и самочувствие этот факт тоже немаловажен: хороший светильник должен давать свет не только достаточно яркий, но и ровный, мягкий, позволяющий четко различать детали разных цветов и не утомляющий глаз.

Примечание: напомним читателю, что картинку на сетчатке снимают фоторецепторы 2-х типов – палочки и колбочки. Первые наиболее чувствительны, но воспринимают только общую яркость, поэтому ночью все кошки серы. Колбочки 3-х видов, воспринимают отдельно красный (R), зеленый (G) и синий (B) участки цветового спектра. Также напомним, что глаз наиболее чувствителен к зеленым лучам, несколько меньше к красным и менее всего к синим.

Спектры источников света

Наименее утомителен для глаза свет со сплошным спектром, поз. 1 на рис : все видимые детали объекта более-менее равномерно освещены. Если спектр ограниченный, то те, которые в него не попадают, просто не видны. Процессору глаза не нужно ничего «дорисовывать», а именно это более всего утомляет зрение и портит его.

Дело в том, что для «дорисовки» плохо различимого оптика глаза должна все время и часто перефокусироваться, а фотоприемная система менять свою аккомодацию, т.е. общий уровень чувствительности. Эта процедура в некотором роде аналогична проработке деталей в фотошопе с помощью нормализации уровней и «подтягивания» тонкривых, но, кто умеет это делать, знают: очень вялая изначально картинка, если непременно нужно «вытянуть» детали, грубеет до «рвани». А если речь идет о собственном зрении, мозг в конце концов начинает понимать «рвань» как норму, соответственно перенастраивает мускулатуру глаза и алгоритмы работы зрительного процессора, что и приводит к расстройствам зрения.

К сожалению, из пригодных по требованиям безопасности для бытовых условий источников света сплошной спектр дают только лампы накаливания, обычные и галогенные . Они, во-первых, по современным требованиям неэкономичны. Во-вторых, их спектры тепловые и поэтому имеют сильный завал в синей области. Т.е., правильного цветоощущения при таком освещении добиться невозможно.

Тем не менее, лампы накаливания в бытовых светильниках вполне применимы: за миллионы лет эволюции человеческий глаз привык сам давать поправку на желтизну, и расстройства зрения при таком освещении возможны только от его недостаточной или избыточной яркости. Что до натриевых ламп, светящих только в желтой области, то для зрения их свет также безвреден, но о сколько-нибудь адекватном цветовосприятии тут говорить не приходится.

Почти идеальной цветопередачи позволяет при минимально возможной утомляемости зрения достичь синтетический, или аддитивный спектр, поз. 2 . Процессору глаза нет нужды перенапрягаться: верхушки зон R, G и B выходят за оптимальный при данной общей яркости уровень освещенности чуть-чуть, а на их стыках восстановление полной деталировки требует простого сложения парциальных (частных) картинок в соответствующих цветах. В итоге общий уровень белого выходит почти линейным и детали любого цвета четко видны, а серые тона плавно переходят друг в друга.

И снова к сожалению: аддитивный спектр дают только экраны хороших электронно-лучевых трубок (кинескопов). К нему медленно, но уверенно подобраются люминесцентные лампы (экономки) с 3-4 слойным люминофором, отдельные образцы светодиодных осветителей и экраны TFT-дисплеев, однако до полного решения проблемы еще далековато. Поэтому опытные и пекущиеся о своем зрении (которое в данном случае еще и основной рабочий инструмент) графические дизайнеры, фотографы и художники, работающие за компьютером, упорно держатся за «трубочные» дисплеи, покупая по бешеным ценам профессиональные или выискивая б/у с еще не севшей трубкой.

Примечание: свет от источников с аддитивным спектром принято называть предельно мягким. В природе предельно мягкое освещение – утреннее при легкой облачности, когда сквозь облака немного просвечивает диск Солнца.

В быту приемлемой мягкости света позволяют добиться его источники с островным спектром, поз. 3 . Выглядит он как 3 сплошных ограниченных, но это тот случай, когда количество переходит в качество: узрев 3 зоны основных цветов, глаз обязательно постарается рассмотреть, а что же между ними. В провалах между островами что-то еще видно, хоть и на уровне освещенности существенно меньшем оптимального при данной аккомодации. Пики островов тоже довольно сильно задраны вверх, но также в пределах допустимого.

Островной спектр дают большинство экономок и хороших светодиодных ламп; как их отличить сразу при покупке от, скажем так, не очень хороших, см. далее, в разделе об осветителях. Заниматься при таком свете работой, требующей напряжения зрения, нежелательно, но читать/писать по 3-4 часа в день можно.

У островного спектра есть 2 важные для бытовой светотехники особенности. Первая – его можно существенно смягчить с помощью светоформирующих устройств, см. далее. Вторая – «хвосты» красного и синего не уходят в ИК (инфракрасную) и УФ (ультрафиолетовую) области, а к границам видимого спектра спадают до черного. Поэтому, если детали какого-то цвета в островном освещении плохо видны, наращивать общую яркость – только вредить зрению. В таком случае необходимо использовать местное освещение лампами накаливания или экономками/светодиодными другой цветовой температуры, у них острова спектра будут расположены по-иному.

Самый вредный для зрения спектр – линейчатый, поз. 4 . В нем, во-первых, очень узкие зоны основных цветов не перекрываются. Во-вторых, для создания достаточной общей яркости приходится «задирать» пики линий, особенно синей, выше предельно допустимого. Свет вроде бы и не очень яркий, а глаза режет. Все в общем видно вроде бы и хорошо, но детали где-то теряются и никак не разглядишь, хоть глаза лопни.

Такой свет называется предельно жестким. Его дают дешевые светодиодные лампы и отдельные модели экономок с 1-слойным люминофором. Смягчить его светоформирователями никак не возможно, т.к. в провалах между линиями вообще ничего не освещено. При длительном пользовании таким светом возможно развитие не только близорукости/дальнозоркости, но и различных нарушений цветовосприятия (процессор глаза перенапрягается без толку, пытаясь разглядеть невидимое), и даже отслоение сетчатки.

Электроарматура

Грубое и наиболее часто влекущее за собой нежелательные последствия нарушение правил ТБ при самостоятельном изготовлении люстр – подвешивание их за электрокабель : его конец пропускают в патрон лампочки, завязывают узлом, так все и держится на весу. Люстру, даже легчайшую, нужно подвешивать на отдельной тяге, жесткой или гибкой.

Жесткий подвес люстры всем известен: это трубка, в которую протянут кабель . Традиционный гибкий подвес – цепочка; кабель в данном случае проходит сквозь звенья. Сейчас в продаже имеются и специальные кабели для люстр, в них кроме 3-х проводов под общей оболочкой еще и прочный канатик для подвеса. Его нужно выводить наружу и крепить в 2-х местах: вверху к крюку и внизу к каркасу люстры, иначе канатик со временем может выползти и люстра повиснет на проводах. При подвешивании на отдельном шнуре кабель необходимо обвести вокруг него несколькими витками (а не наоборот!) и закрепить концы «змейки» скотчем или, не натуго, мягкой ниткой.

Нештатные ситуации с люстрами чаще всего возникают в месте ввода проводов в патрон лампочки , поэтому патроны также нужно закреплять на каркасе отдельно. Наиболее удобен для этого патрон Е17 под лампу-миньон (лампу-свечку) с винтовым зажимом для крепежной ламели (показан стрелкой на поз. 1 рис.). Если каркас из трубок, ламели получают, сплющив их концы. К деревянному каркасу ламели из полоски стали толщиной 1-1,5 мм и шириной 10 мм можно прикрепить мелкими саморезами.

Патроны Е17 с концевым хомутом (хвостовиком), поз. 2, для домашнего мастера менее удобны, т.к. хомут закрепляется парой гаек, под которые на трубке нужно нарезать резьбу. Если места в люстре хватает, в таком случае лучше использовать патрон Е27 (обычный, «толстенький») с боковым хомутом, поз. 4. Хомуты, для получения желательной ориентации ламп, можно осторожно подгибать. И, наконец, в люстрах с единственной лампочкой удобнее может оказаться патрон Е17 или Е10 (суперминьон) с проушинами под крепление, поз. 5, но места присоединения проводов к такому следует тщательно заизолировать.

Примечание: обычные бакелитовые патроны Е27 тоже можно крепить жестко, для этого во вводных штуцерах их крышек есть специальная резьба. Но такую же резьбу нужно иметь на трубке, к которой крепится патрон, а ручных метчиков под нее в продаже нет.

О монтаже и подключении

Запитывать от сети люстру общей мощности до 60 Вт можно кабелем с сечением токопроводящих жил 0,35 кв. мм; до 120 Вт – 0,5 кв. мм; до 300 Вт – 0,75 кв. мм. Используют 3-жильный кабель с двойной изоляцией. К нулевому проводу сети подключают «земляной» (желтый с продольной зеленой полосой) провод, а к идущим от выключателей секций люстры фазным проводам – остальные 2.

Примечание: искать фазу с помощью контрольной лампочки, щелкая выключателями, недопустимо! Нужно пользоваться индикатором-фазоуказателем!

Подключение проводов к клеммникам патронов ламп и вообще электромонтаж люстры производится внизу пошагово в следующем порядке:

  1. Удостоверяются с помощью фазоуказателя, что напряжения на проводах нет и никто случайно щелкнуть выключателем не может. Для этого их рычажки можно временно заклеить скотчем.
  2. От потолочных концов кабеля пробрасывают до пола времянку из кабеля с жилами не меньшего, чем у штатного, сечения.
  3. Зачищают концы штатных проводов люстры, подключают ее общий ввод к времянке. Не забудьте заизолировать соеинения!
  4. Разбирают патрон.
  5. Вводят конец кабеля в крышку патрона сквозь штатное отверстие.
  6. Надевают на него стопорную шайбу, предотвращающую случайное выдергивание из патрона. В крайнем случае – завязывают кабель в узел.
  7. Заделывают оголенные концы проводов в клеммы. Многожильные провода перед заделкой скручивают и, желательно, лудят, чтобы вылезшие жилки не устроили КЗ (короткое замыкание),
  8. Вставляют клеммник в крышку, посадив его выемками на соответствующие выступы в ней.
  9. Проверяют, если ли небольшая петля кабеля под крышкой и не выдергивается ли она.
  10. Придерживая клеммник, чтобы не соскочил, навинчивают на крышку корпус патрона.
  11. По окончании монтажа секции винчивают лампы, проверяют, включив соотв. выключатель, горят ли ровно.
  12. Снова блокируют выключатели от случайного включения, убирают времянку.
  13. , подключают ее ввод к потолочным концам.
  14. Проверяют: горит ровно, не мигает – монтаж окончен, можно пользоваться.

Светоарматура

Световая арматура люстры (светоформирующая система) во-первых, направляет свет должным для данного типа помещения образом. Во-вторых, смягчает его за счет уменьшения поверхностной яркости осветителя. А для источников света с островным спектром проявляется еще одно благоприятное обстоятельство.

В школьных и даже общих университетских курсах оптики, чтобы слишком не запутывать студентов, считается, что при рассеянии, отражении и преломлении света его частота остается неизменной; это дает возможность наглядно вывести основные их законы. На самом деле абсолютно линейных сред не бывает и некоторая доля световых квантов в этих процессах переизлучается, благодаря чему меняет свою частоту и, следовательно, цвет. Т.е., «хвосты» спектральных островов получают небольшую яркостную «подпитку», что облегчает работу процессора глаза; это равносильно дополнительному смягчению света.

Рабочие процессы

В светоарматуре бытовых светильников используется в основном диффузное отражение и рассеяние света. Зеркальное отражение находит малое применение, т.к. само по себе не уменьшает поверхностную яркость и не смягчает свет. Достаточно широко используется преломление в прозрачных средах: хрустальные подвески не только дают приятную игру света, но и существенно смягчают его без значительных потерь светового потока. И, наконец, в отдельных случаях, напр. в абажурах из ниток, в формировании светового потока имеет место заметная доля дифракции.

Примечание: с дифракцией и тенями вообще-то надо поосторожнее. Свет в комнате, что слева на рис., может вызвать нервное расстройство и у взрослого, а колючие лучики от светильника справа там же на пользу зрению никак не пойдут. Здесь имеет место то обстоятельство, что в пиках дифракционной картины интенсивность света может быть много выше, чем на первично излучающей поверхности.

Формирующие элементы и системы

Смягчение света и формирование необходимой его диаграммы направленности (ДН), см. ниже, с помощью преломления в прозрачных средах и/или зеркального/полного внутреннего отражения требует большого количества таких оптических актов: в каждом из них светопотери малы, но мала и степень преобразования светового потока, т.к. прозрачные среды потому и прозрачны, что их нелинейность проявляется в ничтожной степени. Традиционно для этого нужно много преломляющих элементов с высокими оптическими свойствами; следовательно, дорогих или доступных от случая к случаю. Сейчас мастеров-любителей выручают пластики: оригинальная люстра на преломлении и переотражениях может быть изготовлена вообще из бросового материала, см. далее. Облик у таких люстр «воздушный»; срок эксплуатации – 1-3 года.

Если нет в распоряжении хрустальных подвесок, придется использовать рассеяние и диффузное отражение. Светопотери будут больше, но в таком случае возможно обойтись подручными материалами: достаточно получить всего 1-3% нелинейных оптических актов во всей светотехнической системе. Обычный люксметр с набором светофильтров такого количества «левых» квантов не улавливает, но его хватит, чтобы освещенность провалов между островами спектра поднялась выше «дна» диапазона аккомодации и глаз работал не переутомляясь.

В основе светоформирователей на диффузных оптических процессах лежат 3 элемента: плафон, абажур и диффузный рефлектор. Плафон, поз. 1 на рис. – колпак из матового стекла или аналогичного ему по оптическим свойствам материала. Наружу свет из него может выйти, только претерпев рассеяние. Для дальнейшего формирования светового потока оптические свойства помещения значения не имеют или имеют очень малое.

Абажур, поз. 2, часть первичного света выпускает наружу без преобразования; не обязательно вниз. Смягчение первичного светового пятна достигается за счет его подсветки отраженным от стен и потолка рассеянным светом, поэтому оптические свойства помещения в данном случае существенны. Определяющими они становятся для диффузного рефлектора, поз. 3, однако эта светотехническая система при помощи изменения степени прозрачности рефлектора(-ов), их размеров, конфигурации и расположения позволяет формировать различные ДН.

Световые системы люстр строятся, как правило, путем комбинирования элементарных формирователей. Напр., на поз. 4 – хорошо известная люстра из расположенных ступенчато концентрических абажуров, дополненных небольшим почти плоским плафоном. На первый взгляд, светопотери в ней должны быть велики, но вспомним: для освещения школьного спортзала площадью ок. 400 кв. м и с высотой потолка под 6 м хватало неэкономичных ламп накаливания на общую мощность 800-1200 Вт.

Среди новых световых систем выделяются люстры-плафоны, поз. 3. Названы они так потому, что являются одновременно плафонами и осветительными, и архитектурными потолочными, см. фото. Суть оптики данного типа в том, что в камере-ловушке первичные кванты испытывают многократные переотражения и наружу свет выходит сильно смягченным.

Материалы для световых систем

О покупных элементах люстр из стекла или специальных пластиков можно заметить, что:

  • Стекло нужно выбирать зеркальное, на сломе бесцветное или чисто белое.
  • Под любые источники света, кроме ламп накаливания, лучше брать оптические части, матированные не с поверхности, а в массе, т. наз. молочные, желаемой степени прозрачности.
  • Акриловые компьютерные диски в световых системах использовать нежелательно: полупрозрачный слой металла в них только без толку поглощает свет, а почти совершенно прозрачный и бесцветный оптический акрил сколько-нибудь заметно не преобразует световой поток.

Хорошие самодельные люстры получаются из пищевых ПЭТ-бутылок . Коэффициент преломления и прозрачность ПЭТ (полиэтилентерефталата) довольно высоки, что дает возможность при небольших светопотерях добиться значительного смягчения света. ПЭТ-бутылки выпускаются различных цветовых оттенков и полупрозрачными, благодаря чему люстру можно строить на основе как преломления и переоражений, так и диффузных процессов.

Помимо дешевизны и доступности существенное преимущество ПЭТ – легкость обработки в домашних условиях и, в умелых руках, неплохие декоративные качества. Напр., как делать цветы из бутылок, см. мастер класс по ссылке: //www.youtube.com/watch?v=8TXXoiTLhVA

Цветочный декор не только украсит люстру, но и, благодаря увеличению числа преломляющих поверхностей, существенно улучшит ее светотехнику. Возможны и другие варианты оптически полезного и красивого декора из пластиковых бутылок, но мы их оставим для статьи об абажурах.

Прочие пластики для люстр с лампами-экономками тоже годятся, в качестве отражателей. Для них нужно брать материал как можно белее и слегка шероховатый или с сатиновым глянцем. Полупрозрачные детали из бытовых пластиков не очень-то хороши, т.к. в качестве наполнителя используется чаще всего мел или тальк с красящими присадками. Светопотери в таких будут велики, а смягчение света – только за счет падения поверхностной яркости. Использовать предпочтительнее пропилен, т.к. ПВХ от света довольно скоро желтеет и становится хрупким.

Второй очень хороший и доступный материал для оптической системы люстры – бумага . Если лампа светодиодная, то люстра из бумаги с ней прослужит несколько лет: бумага желтеет и теряет светопропускание от нагрева и воздействия УФ, которых светодиодные лампы почти или совсем не дают.

Светопропускание бумажных компонент люстры подбирают, выбирая материал соответствующей плотности, от 20 до 220 г/кв. м. Отражательные свойства современной писчей бумаги практически безупречны: с коэффициентом белизны ниже 0,8-0,85 она просто не выпускается. Кстати, некоторые ушлые производители оперируют коэффициентами белизны 1,05 и даже 1,15. По какой методике измерений они выходят на сверхединичные значения величины, которая в принципе не может быть больше 1, кто знает. Но с точки зрения физики это смешной абсурд: поставил такой листик перед зеркалом, между ними – солнечную батарею, раз посветил фонариком, вот тебе и вечный двигатель II рода. Или благодатная тема дискуссий на форумах техномистиков. А что тут такого? Раз КБ>1, то листик света и, соответственно, его энергии излучает больше, чем принимает.

Примечание: колба лампы накаливания мощностью 60 Вт может нагреваться более чем до 100 градусов Цельсия. Поэтому для люстр с плафонами, абажурами и отражателями из пластика, ткани, текстиля и ниток нужно применять лампы накаливания не более чем на 40 Вт, а галогенные – до 15-20 Вт.

Видео: мастер-класс по изготовлению люстры из веревки или ниток

Люстра в комнате

Основные типы ДН для освещения бытовых помещений показаны на рис. Кардиоиду формирует плафон, это свет для небольших спален, детских, прихожих. Провал вверху образуется за счет тени от цоколя. Детская люстра должна быть снабжена сферическим плафоном, сильно, но без чрезмерных светопотерь, рассеивающим свет. Особенно мягкое и, весьма желательно, бестеневое освещение в детской необходимо, чтобы не навредить еще не окрепшему зрению. Поэтому плафон детской люстры лучше всего делать из бумаги, а преломляющих материалов для нее избегать.

Восьмерочную ДН получают с помощью нескольких диффузных рефлекторов и хорошо беленого потолка, напр. гипсокартонного. Такой свет необходим в достаточно большой гостиной со свободным пространством в центре, кабинете и др. помещениях, где зоны освещаются локальными источниками света.

Веерную ДН дает простой абажур, а лепестковую он же, направленный апертурой (раструбом) вверх. Лепестковые ДН характерны для бра, которые здесь не совсем в теме, а вот люстры с веерной ДН подходят в небольшую гостиную с обеденным столом в центре или на кухню. Особенно для последней: свет способствует осаждению паров органических веществ и битуминизации их в жидкой фазе, так что потолок здесь особо освещать ни к чему, пусть лучше потенциальная копоть уйдет в вытяжку.

Примечание: наиболее равномерное освещение площади пола при минимальном расходе электричества на освещение дает т. наз. косеканс-квадратная ДН. Однако получается она с помощью весьма сложных осветительных приборов, стены и потолок нужно освещать отдельно. Применяется в основном для освещения больших производственных помещений, открытых площадей, спортивных сооружений и т.п.

Лампы для люстр

Далеко не все производители бытовых ламп освещения дают на сайтах и в спецификациях их спектральные характеристики, поэтому и продавцы чаще всего их не знают. Что касается ламп-экономок, тут несведущему покупателю проще: спектр неизвестен – берем на цветовую температуру 4300 К. В худшем случае получим сплошной ограниченный спектр. Рассмотреть во всей красе цветную открытку или иллюстрацию в книге он не даст, но зрению не повредит. Зрительно такой свет почти белый с легкой желтизной. Норма электрической мощности таких ламп – 1,8-3,4 Вт на 1 кв. м освещаемой площади в зависимости от конфигурации и общего тона дизайна комнаты.

Примечание: фитолампы для полок с цветами, парников/теплиц и аквариумов использовать для общего освещения нельзя. Их спектр резко линейчатый, он полезен растениям для фотосинтеза, но никак не человеку для зрения.

Светодиодные лампы выбираются, во-первых, на цветовую температуру 2800-3300 К , желтенькие. У белых спектр, как правило, линейчатый, что заметно сразу: их свет режет глаза и в хорошо освещенным естественным образом торговом зале. По видимым конструктивным признакам следует выбирать лампы-глобы с матовой колбой и глубоким ее хвостовиком, поз. 1 на рис. Если приглянулась лампа-«кукуруза», то руководствоваться нужно следующими признаками поз. 2:

  • Светодиодная сборка должна быть прикрыта полупрозрачной колбой, это гарантирует прежде всего долговечность лампы. «Голая кукуруза», со светящими структурами под защитной пленкой, чувствительна в загрязнениям и вообще внешним воздействиям.
  • Количество отдельных излучающих структур должно быть не менее 15-20.
  • «Кочан», т.е. обечайка-держатель излучающих структур, должен быть прозрачным. В сочетании с пред. условием это даст большее количество переотражений внутри колбы, большую равномерность первичного света и лучшие возможности формирования светового потока.

Чтобы не «попасть» на линейчатый спектр, следует также избегать имитаций под глобы и «кукурузы» в виде лампочек с прозрачной колбой, сидящей прямо на цоколе, и небольшим количеством излучающих структур, поз. 3. Освещенность от них в небольшой комнате и зрительно окажется неравномерной, а спектр чаще всего линейчатый. Также для освещения жилых помещений непригодны светодиодные лампы направленного света, поз. 4. Они предназначены для вспомогательного/служебного освещения и при длительном пользовании глазам вредны.